Когда малыш начинает ползать на животе и на четвереньках

Задержки при овладении детьми двигательными навыками

Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.

На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.

До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.

Лучше не показывать мультфильмы до 1-1,5 лет, в идеале – до 2-х лет.

Как медведь и как тюлень: как ползают дети?

У человека нет программы передвижения ползком. Каждому ребенку приходится ставить на себе массу экспериментов, прежде чем он остановится на самом эффективном способе передвижения – который подходит лично ему. И таких способов немало!

Ползаем на животе

Начало ползания – это масса стилей, которые дети осваивают еще до того, как встать (или не встать) на четвереньки. Малыш может придерживаться одного метода или комбинировать их, и это нормально.

  • По-пластунски, опираясь локти, почти ничком, чередуя руки, переваливаясь с боку на бок и не поднимая туловище от пола – самый распространенный вариант.
  • Как тюлень – при этом стиле ребенку приходится отталкивать себя от пола обеими руками, приподнимая таким образом верхнюю часть туловища. А затем плюхаться животом на пол.
  • Как лягушонок: малыш лежит на животе, ручки не задействованы, а вот ступни отталкиваются от пола, как будто лягушка плывет.

Факт!

Забавные слипики, в которые вшиты мягкие наполнители для живота (а порой и бахрома, похожая на мягкую швабру для пола), производители выпускают специально для этой стадии ползания. И ребенку удобнее, и пол чистый. Хотя это, конечно, больше шуточная одежда, чем необходимость.

Встаем на четвереньки

Так как ползать на животе, упираясь локтями, ступнями или стукаясь все время животом об пол – занятие не только трудоемкое, но и довольно болезненное, дети обычно весьма быстро начинают беречь живот и конечности и встают на четвереньки. Хотя от одного этапа до другого – особенно, если ребенок начал ползать лежа довольно рано – могут пройти и месяцы. И в том, как он будет ползать, есть еще больше вариантов.

Классика

Ножки согнуты в коленях, руки вытянуты – ползем вперед!

Как крабик

Примерно то же, только включается «задняя передача»: ребенок пятится или ползет в сторону.

Как медвежонок

Все, как при классическом стиле, только ноги вытянуты, а попа, соответственно, задрана вверх.  

Как на самокате

Опора на ручки, одна нога согнута в колене и не двигается, а вторая отталкивается от пола.

Не только на животе или на четвереньках: как еще ползают дети?

Ползать лежа тяжело и некомфортно. Чтобы встать на четвереньки, нужно развить чувство баланса и равновесия. Поэтому часть детей не столько ползают, сколько передвигаются более простыми способами.  

С боку на бок

Ребенок освоил перевороты, и так перекатывается по полу – с живота на спину и снова на живот.

Сидя

Антропологи говорят, что такой способ передвижения – когда дети ерзают, сидя на попе, порой подталкивая себя ручками, вероятно, были заменой ползанья у наших предков до оседлого образа жизни. Потому что пространства не хватало.

Это интересно!

В современных племенах Папуа — Новой Гвинеи тоже так происходит. Охотники и собиратели, не освоившие земледелие, почти всегда (85% времени) носят детей в слингах, не кладут их на землю, пока те не научатся сидеть (и после этого тоже не часто спускают с рук). Так что шансов научиться ползать у маленьких папуасов нет – с рук сразу уходят ножками.

Что делать, если ребенок отказывается ползать?

Родители очень сильно расстраиваются и волнуются, если их малыш не начинает ползать и не проявляет к этому интерес, ошибочно считая это отклонением в развитии или даже болезнью. А некоторые и вовсе просто пропускают этот этап, переходя сразу к ходьбе.

Не нужно допускать паники по этому поводу. Необходимо внимательно понаблюдать за малышом. Если он активно играет, лежа в кроватке, и использует при этом каждую из левых и правых конечностей в равной мере, то беспокоиться не следует. Возможно, у ребенка флегматичный темперамент или он редко находится вне кроватки, не зная, что вне ее существует огромный интересный мир. А если мамы и папы изначально чересчур опекают своего новорожденного ребенка и не дают ему совершить что-то самому, то у него может не появиться потребности в передвижении. Лишняя масса тела тоже является препятствием для развития навыка активного передвижения.

Ребенок должен сам захотеть ползать. Поэтому надо простимулировать появление у малыша этого желания: начинать чаще класть его на пол, интересовать и приманивать движущимися предметами или яркими игрушками, хвалить. Вдобавок к этому можно наглядно показать ему каким образом надо правильно ползать. Не нужно забывать следовать расписанию специальной гимнастики и регулярного массажа.

Обратиться к врачу необходимо в следующих случаях:

если девятимесячный малыш даже не пытается переворачиваться на животик, не предпринимает попыток ползать или сесть;
если обращает на себя внимание, что когда ребенок ползает, он волочет одну из конечностей или вовсе ей не двигает, появляются судороги.

Что влияет на результат

Есть 5 основных факторов, которые влияют на то, как оперативно поползет ваш малыш:

  1. Характер.
  2. Здоровье.
  3. Атмосфера.
  4. Внутриутробное развитие.
  5. Наследственность.

Характер малыша

Есть детки медлительные, спокойные. Они намного позже начнут двигаться. Их позже заинтересовывает окружающий мир. Есть активные, живые — они быстро переворачиваются, становятся на четвереньки. Такие дети начнут быстрее ползать.

Одевайте одежду малышу, которая не будет стеснять движений

Здоровье

Большое значение имеет здоровье ребенка, как он развивается, его вес. Считается, что те детки, которые хорошо набирают вес, быстрее начнут ползать. А детям, которые перебирают вес, с избытком, то есть паратрофикам, как правило лень перевернуться, их трудно заинтересовать игрушкой. Они будут на вас смотреть. Они начинают ползать намного позже.

Атмосфера

Большую роль играет окружение вашего младенца: как к нему относятся мама и папа, как относятся старший брат или сестра. Если атмосфера доброжелательная, к новорожденному приходят всегда с улыбкой, при первом же крике, требовании, и говорят: «что с тобой случилось», то ему всегда захочется узнать, что за пределами кроватки, его комнаты. При благоприятной атмосфере, такие малыши начнут быстрее ползать.

Хвалите и подбадривайте карапуза, за его старания

Внутриутробное развитие

Очень важно внутриутробное развитие ребенка. Как проходила беременность, были ли какие-то заболевания у мамы, была ли угроза, нарушено ли фетоплацентарное кровоснабжение

Все это приведет к тому, что если были проблемы внутриутробного развития, то кроха начнет ползать медленнее и позже.

Наследственность

Если мама или папа позже начали ползать, то это тоже скажется на вашем малыше. Если ваш ребенок не ползает, то обязательно вы должны показать его своему участковому врачу, или неврологу, для того, чтобы решить вопрос, какие упражнения лучше назначить, вероятно понадобится медикаментозное лечение такого малыша.

Как стимулировать двигательные навыки

Потребность ползать у детей заложена с рождения, но если не развивать ее, желание пропадет. Стимуляция навыков передвижения проводится несколькими методами:

  • Зарядка с рождения – разведение детских ног и рук в стороны, с плавным потягиванием.
  • Специальные упражнения – занятия с помощью дополнительных приспособлений и без них для укрепления опорно-двигательного аппарата.
  • Грудничковое плавание – развитие всех мышечных групп.
  • Личный пример – демонстрация урока, как надо ползать. Это может делать любой член семьи, но лучше старший ребенок.
  • Мотивация – увлечение интересными игрушками.

Научить ребенка ползать можно в возрасте до года с помощью гимнастики и специальных упражнений. Несколько примеров:

  1. Уложите младенца животом на фитбол, придерживая его в области подмышек. Медленно перекатывайте мяч в разные стороны. Малыш будет инстинктивно напрягать мышцы спины и ног.
  2. В положении лежа на животе согните ноги ребенка в позу лягушки. Подставьте под пятки ладонь так, чтобы грудничок отталкивался от нее и продвигался вперед.
  3. Положите валик под грудную клетку малышу так, чтобы ноги и живот находились на ровной поверхности, а руки и голова – в свободном движении. Это поможет развить координацию, укрепить мышцы рук и шеи.
  4. Возьмите правую кисть ребенка одной рукой, вложив свой большой палец в детскую ладонь. Другой рукой держите левую ногу. Помогайте малышу перевернуться, направляя его движения руками в одну и другую стороны.
  5. Подложите под тело ребенка простынь. Детские голова, ноги и руки должны быть свободными. Медленно и аккуратно раскачивайте младенца в воздухе, как в гамаке, для улучшения координации.

Лечебно-оздоровительный массаж

Проведение лечебных процедур возможно в домашних условиях с возраста, когда новорожденному исполнится 20 дней.

Польза процедуры:

  • развитие опорно-двигательного аппарата;
  • улучшение работы мозга;
  • устранение гипо- или гипертонуса мышц;
  • улучшение сна;
  • стимуляция двигательной активности;
  • улучшение концентрации внимания.

До 6 месяцев стоит ограничиться 10–15 минутами процедуры. Рекомендации по самостоятельному проведению массажа:

  1. Выберите благоприятное время, когда малыш здоров, бодр и весел.
  2. Вымойте руки перед процедурой, снимите украшения.
  3. Избегайте области сердца, позвоночника и печени.
  4. Совершайте легкие движения, без нажима.
  5. Начните с поглаживания рук малыша – от плеча к кисти. Сделайте по 5 подходов на каждую руку.
  6. Возьмите детскую стопу в руку и пальцами мягко растирайте ее от пятки к пальцам – 5 раз, столько же обратно.
  7. Гладьте животик начиная с боков и переходя к круговым движениям по часовой стрелке. Проведите 3–5 раз вокруг пупка.
  8. Уложите младенца на живот. Начните массировать с шеи, опускаясь к копчику. Подушечками пальцев слегка простучите детскую спину.
  9. Возьмите рукой ножку грудничка, растирайте ее от бедра до стопы пальцами. Кулаком слегка промните ягодицы.
  10. Завершите массаж поглаживающими движениями.

Значение ползания в детском развитии

Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

Польза ползания выражается в следующем:

  • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
  • подготовка к ходьбе;
  • развитие способности ориентироваться;
  • координация движений;
  • участие в становлении нервной системы;
  • улучшение психомоторного развития.

Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:

  • чаще выкладывать на пол, расставляя вокруг него яркие и интересные игрушки;
  • подбадривать малыша;
  • показывать ему, как надо ползти (в этом очень хорошо могут помочь старшие детки);
  • делать общеукрепляющий массаж (при наличии проблем со здоровьем лучше воспользоваться услугами детского массажиста);
  • делать легкую гимнастику;
  • носить в правильном положении на руках.

Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом

Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

  1. Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

  2. Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

  3. Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

  4. На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Виды ползания у детей до года

Поэтапный прогресс ребенка в самостоятельном передвижении условно подразделяют на несколько стадий, для которых характерен свой вариант ползания.

На животе

Это важнейшая стадия, на которой ребенок осваивает свой самый первый метод передвижения. Самостоятельно переворачиваться на животик он будет уметь уже в трехмесячном возрасте, а передвигаться на нем ближе к четырем-пяти месяцам. Происходить это будет так: при помощи рук малыш будет как бы подтягиваться, стараясь продвинуться вперед. Конечно, быстро перемещаться таким образом не получится, но зато значительно укрепятся мышцы спины, плеч и шеи, ведь ребенок выгибается, пытается приподнимать голову и отталкиваться руками от твердой поверхности.

По-пластунски

Когда малыш осознает, что лежать на животике и стараться оттолкнуться недостаточно, он пускает в ход свои ноги. Условные сроки освоения такого способа – шестимесячный-восьмимесячный период. Ребенок широко расставляет ноги, сгибая их, а затем усилием усердно отталкивается от твердой поверхности, тем самым двигаясь вперед. Опорой при этом являются локти. Со стороны это выглядит очень забавно и мило. Некоторые дети отталкиваются не двумя, а только одной ногой, и в этом нет ничего страшного.

На четвереньках

Это довольно сложный вариант, требующий умения сидеть, равномерно переносить вес тела на руки и ноги и держать равновесие тела. Обычно это происходит с семимесячного по девятимесячный период. Всемирная организация здравоохранения установила верхнюю границу нормы, когда ребенок уже должен ходить на четырех конечностях – это тринадцатимесячный срок.

Чтобы помочь малышу научиться более уверенно ползти на четвереньках, можно поиграть с ним в такую игру: взять мягкую простыню или легкий плед, свернуть его в неширокую плоскую ленту и подхватить малыша за грудь, тем самым родитель будет регулировать процесс и помогать ему передвигаться на четырех конечностях (точках опоры), координироваться в пространстве.

Также полезным будет упражнение «стойка на коленях»

Осторожно и аккуратно нужно поставить малыша согнутыми ногами на пол и придерживать либо позволить ему держаться за диван. Чуть позже он научится уже самостоятельно регулировать равновесие в таком положении, не нуждаясь в опоре

Заставлять ребенка передвигаться через силу нельзя, потому что, если он не чувствует равновесия, рефлекторно включается инстинкт самосохранения и он просто перестает ползти. Поэтому нужно быть ласковыми и терпеливыми, не оказывая лишнего давления.

На коленях

Ходить таким методом маленький ребенок сможет после того, как сначала научится регулировать свое ползание на четырех конечностях. Именно из этого положения он сможет подняться на колени. Навык такой ходьбы является предпосылкой к скорому хождению на ногах.

В первое тренировочное время нужно вставать перед ним и держать его за руки. Легонько тянуть малыша на себя, чтобы он рефлекторно стал передвигать ноги по направлению к родителю.

Если регулярно выполнять с ребенком «стойку» на согнутых ногах, ему будет намного проще начинать передвигаться таким способом, ведь он уже будет знать и чувствовать, как держать равновесие.

Мнение доктора Комаровского

Ползание известный педиатр Евгений Комаровский называет важным и необходимым навыком. У малыша могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем позвоночника и опорно-двигательной системы, если вместо поощрения ползания родители поставят его в ходунки или прыгунки. Вертикальная нагрузка на позвоночник и мышцы не должна быть преждевременной.

Если ребенок боится , Комаровский советует посмотреть на мир его глазами. Для этого маме нужно расположиться на полу и посмотреть на все снизу вверх. Сразу станут очевидными острые углы и опасные предметы, пугающие ребенка большие элементы мебели и интерьера. Также такой эксперимент поможет маме, какие реальные опасности нужно устранить (убрать, закрыть, заклеить скотчем и забить гвоздями), чтобы ребенок, когда он поползет, не травмировался.

Если ребенок уже начал ползать и выбрал свою манеру делать это (например, кроха ползает задом наперед), Комаровский советует родителям не пытаться исправить эту манеру, заставляя малыша изменить траекторию движения или постановку конечностей.

Желание родителей видеть своего ребенка развитым, ну хотя бы «как все», понятно. Но Евгений Олегович не рекомендует сравнивать развитие малыша с развитием других. Слишком ранние попытки родителей научить ребенка ползать могут иметь довольно серьезные негативные последствия: нарушения осанки и походки, травмы суставов. Все должно быть своевременно, а потому Комаровский советует приступать к занятиям не раньше, чем после 7 месяца, если чадо даже не пытается совершать ползательных движений.

К врачу нужно отправиться с чадом в том случае, если после 9 месяцев малыш продолжает лежать, не пытаясь поползти, сесть. Ранее бить тревогу и таскать малыша по неврологам Евгений Комаровский не советует. Неврологи с большой долей вероятности найдут одну из болезней, которых по сути не существует, и родители потратят много нервов и денег, пытаясь «вылечить» чадо, которое и без того развивается совершенно нормально.

О том, как научить ребенка ползать, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Упражнения для укрепления мышц

Существует специальный гимнастический комплекс, позволяющий разработать детские суставы, укрепить мышцы и помочь малышу расти здоровым и сильным. Чаще всего педиатры рекомендуют делать такие упражнения:

  1. Для укрепления рук нужно выполнять упражнения на сгибание и разгибание из положения лежа. Приподнимая из этого положения верхнюю часть торса малыша, можно побуждать его к подтягиваниям.
  2. Когда руки немного окрепнут, можно попробовать другое упражнение. При этом малыш кладется на животик, он тут же поднимет голову и оторвет от поверхности плечи, упершись в руки. Можно потихоньку поднимать его ноги, имитируя упражнение «тачка». Когда руки ребенка станут достаточно сильными, он будет перебирать ими, продвигаясь вперед.
  3. Чтобы укрепить мышцы спины и живота, можно использовать фитбол. Покачивания, подпрыгивания, перекаты – все это провоцирует напряжение мышц, а, следовательно, их укрепление.
  4. Для развития мышц ног и разработки суставов нижних конечностей, нужно также делать упражнения на сгибание и разгибание в коленях, «велосипедик» и вытягивание ножек.

Курс массажа должен быть общеукрепляющим, направленным на расслабление и усиление всех мышц

Особенно важно подготовить к ползанию мышечный корсет спины. Кроме того, хорошим методом, помогающим в процессе укрепления мышц, является купание в большой ванне

Уже начиная с первого месяца, когда зажил пупок и нет необходимости кипятить воду для купания, можно наполнять обычную ванну вместо детской и позволить ребенку ощутить свободу движений. Вода будет поддерживать части тела малыша, сглаживать его движения, расслабит мышцы и даст возможность осознать себя.

Важно! Назначить ребенку упражнения и массаж самостоятельно не рекомендуется. Это может не дать нужного результата

Чтобы помочь ребенку ползать правильно и вовремя, лучше придерживать рекомендаций педиатра.

Таким образом, ползание является важным этапом в процессе развития ребенка, и хотя некоторые дети могут его пропустить, существуют специальные упражнения и методы помощи малышу, который стремится к движению

Важно создать условия и научить его ползать, подготовив тело к нагрузкам при помощи упражнений и массажа. И тогда кроха будет радовать родителей своими успехами и достижениями.

Когда ребенок начинает ползать

С первых минут после рождения кроха начинает изучать окружающий мир. Активная познавательная деятельность появляется раньше, чем малыш начинает ползать или ходить. Дотянуться до яркой и красивой игрушки сложно, так как требуется использовать другие способы движения вперед. 

В первую очередь — перекаты на бок, а после на живот. Затем кроха пытается оттолкнуться от опоры ногой или рукой, стараясь развернуться в противоположную сторону. После того как малыш осваивает простые навыки, он начинает двигаться в задуманном направлении. 

Интересно! С какого возраста можно давать молоко ребенку

В каком возрасте девочка или мальчик начинает ползать? Первые попытки у ребенка наблюдаются в 4-5 месяцев. Настойчивые, активные малыши уже полностью осваивают навыки к полугоду и преодолевают длинные расстояния.

Развитие младенцев происходит индивидуально. Поэтому указанный возраст, во сколько ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой. 

Критерии, от которых зависит, в каком возрасте ребенок начинает ползать на четвереньках:

  1. Развитость опорно-двигательной системы. Как только мышцы рук и спины окрепнут, малыш уверенно начнет опираться на руки. В результате освоит навык ползания.
  2. Степень развития ЦНС. Понять, как передвигаться на четвереньках, — результат работы головного мозга. Для этого у малыша должно произойти формирование нейронных связей. Именно они отвечают за координацию, развитие чувств пространства и расстояния.
  3. Особенности развития. Познание окружающего мира у детей происходит по-разному. Некоторые предпочитают больше трогать предметы, поэтому процесс ползания осваивают быстрее. Другим нравится сначала наблюдать, а после трогать. 

В каком возрасте ребенок начинает ползать самостоятельно, напрямую зависит и от половой принадлежности: мальчик или девочка. Согласно медицинской статистике, ребенок женского пола быстрее осваивает передвижение на четвереньках, чем мужского.

Поэтому маленькая принцесса способна уже активно ползать в 4-5 месяцев, а богатырь начнет совершать первые попытки ближе к полугоду. Недоношенные дети поползут еще позже — примерно в 10 месяцев. 

Появление навыка зависит от телосложения ребенка. Пухлому ребенку тяжелее будет передвигаться, поэтому на обучение уйдет больше времени. Спрогнозировать, в каком возрасте мальчик или девочка начинает ползать на четвереньках, довольно сложно. 

Интересно! С какого возраста можно давать дыню ребенку

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой

Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Массаж

Кроме упражнений педиатры часто рекомендуют делать лечебный массаж. Конечно, такую процедуру следует доверять только профессиональному детскому массажисту! Но мама может сделать малышу легкий общеукрепляющий массаж и в домашних условиях. Массаж укрепляет кости и мышцы, улучшает кровообращение и нормализует тонус, повышает иммунитет и формирует положительный эмоциональный фон.

Перед массажем обязательно помойте руки, снимите кольца и подстригите ногти, чтобы не поцарапать нежную кожу младенца. Заранее подготовьте пеленальный столик. По желанию можно использовать детское гипоаллергенное массажное масло, но педиатры рекомендуют в первые полгода обходиться без специальных средств. Ни в коем случае нельзя брать ароматические масла и присыпки, так как они нередко провоцируют аллергическую реакцию! Кроме того, такие средства забивают поры и нарушают дыхание кожи.

Массаж грудничка начинают делать через месяц после рождения, массаж животика – только после заживления пупочной ранки примерно черед 7-8 недель. Первое время массаж можно выполнять не более 10 минут, постепенно время увеличивают до 20 минут. Используйте мягкие плавные массажные движение, не вдавливайте и не царапайте кожу! Применяют легкие постукивания кулачками, после 4-5 месяцев – пощипывания.

После массажа полезно принимать водные процедуры. Плавание в ванной тоже укрепляет мышцы и кровеносную систему, стимулирует работу головного мозга, распрямляет ручки и ножки. Легкие упражнения в воде помогут малышу скорее научиться ползать, а затем и ходить. Используйте плавание назад и вперед, ныряние, отталкивания ножками от стенки ванны. Подробнее, какие занятия в воде подойдут для малышей, читайте в статье “Плавание с грудничком”.

https://youtube.com/watch?v=dZz6pokdNj8

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Массажные процедуры

Если по определенным показаниям, например, если ребенок в 6 месяцев еще не ползает, врач назначил лечебно-укрепляющий массаж, в этом случае его проводит детский массажист. Во время сеансов, врач дает домашнее задание родителям, несложные общеукрепляющие процедуры, которые помогут закрепить эффект. Это несложные действия, которые под силу любому из родителей.

Основное правило, которое стоит запомнить: кожа младенца очень нежная, поэтому массажные движения должны быть в виде поглаживаний. Массаж нужно делать за 1 час до кормления или через 2 часа после. Необходимо определится с удобным временем и выполнять процедуру каждый день в одно и тоже время. Самый оптимальный период – перед сном, после купания крохи. Массаж помогает крохе обрести крепкий и беспробудный сон. Длительность должна составлять не больше 10 минут. Если же малыш капризничает или сильно плачет, оздоровительный процесс лучше отложить.

Для начала нужно найти удобное место, где ребенка можно будет разместить для осуществления массажа. Наиболее оптимальный вариант, это пеленальный столик. Изначально массаж начинается из поглаживаний кистей младенца, внутренней и наружной частей, плавно переходя к предплечью. Далее следует перейти к массажированию ножек в следующей последовательности: начиная от стоп передвигаясь к бедру, обходя коленки и внутреннюю часть ножек. Теперь маленького подопечного необходимо перевернуть на живот и сделать поглаживание спины в направлении от верха к низу. Теперь можно разминать кисти рук, стопы, и все пальцы ручек и ножек. Это легкие круговые движения, каждый пальчик по отдельности, в разные стороны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий