Когда ребенок начинает ходить? Памятка родителям

Когда следует обращаться к педиатру

Если родители подозревают отклонения в развитии, то лучше обратиться к доктору и развеять все сомнения. У врачей есть определенные нормы, когда малыш обязательно должен пойти. Если такого не происходит, понадобится обследование у невролога. Когда нужно идти к врачу:

  1. Если ребенок старше 20 месяцев все еще держится за стену.
  2. Ноги малыша вялые, плохо реагируют на прикосновения.
  3. Возраст крохи больше года, а он все еще не начал ползать.
  4. Во время ползания ножки практически не задействованы.
  5. У ребенка не получается встать на ноги в возрасте старше 1 года.

Проблемы со здоровьем обычно проявляются в раннем возрасте. С 3 месяцев после обследования у невролога становится понятно, будет ли малыш в будущем ходить. Некоторые проблемы можно разрешить специальной терапией и лечебной профилактической физкультурой.

Как помочь малышу сделать первые шаги?

Прежде чем предпринимать какие-либо меры, призванные ускорить процесс освоения навыка самостоятельной ходьбы, лучше посетить детского ортопеда. Неправильно подобранные упражнения могут навредить и усугубить уже существующие проблемы. Приведенные ниже варианты занятий являются универсальными и подходящими для всех.

Гимнастика

Существует немало упражнений для стимулирования ходьбы. Заниматься стоит только в те моменты, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа.

Примеры упражнений:

  1. занятия на фитболе. Они помогут улучшить координацию движений. Самый простой вариант: держать кроху за бедра, усадив на мяч лицом к взрослому, и раскачивать в разные стороны;
  2. укрепление ножек. Ребенка нужно посадить на корточки лицом к взрослому, взять за бедра и покачать. Если мышцы ног готовы к нагрузке, ребенок встанет рефлекторно (если этого не происходит, выполнение упражнения лучше отложить);
  3. ходьба с обручем. Кроху нужно поместить внутрь круга, дать ему крепко ухватиться, а затем — начать медленно двигаться по комнате в разных направлениях;
  4. подъемы. Чтобы научить малыша вставать, на кресло или диван, которые могут служить опорой, нужно выкладывать любимые игрушки, чтобы был стимул ухватиться, подняться и достать их;
  5. полезно научить ребенка переступать препятствия. Ими могут служить пороги или натянутая веревка. В такие моменты обязательно нужно держать юного исследователя пространства за руку;
  6. приседания, прыжки на родительских коленках и другие виды физической активности также несомненно полезны для малыша, который готовится к ходьбе;
  7. также можно раскачивать кроху влево-вправо, держа за подмышки.

Устойчивости и интереса к передвижению, юному «ходоку» могут придать специальные игрушки-каталки. Прекрасно, если свои первые шаги ребенок будет делать в правильной обуви — с жестким задником и боковиной, супинатором, регулируемым захлестом. Идеальным вариантом можно считать специальные ортопедические линейки.

В доме ничего не должно мешать крохе осваивать хождение. Острые углы, тумбочки, стекла и все, что грозит травмой, на время лучше закрыть или вовсе убрать.

Массаж

Лучшим временем для манипуляции считается утро (через час после завтрака). Все движения необходимо выполнять мягко и плавно.

Последовательность:

  1. разместив ребенка на пеленальном столике или на подходящей по высоте кровати достаточной жесткости, производится разогрев мышц. Он подразумевает чередование растирающих и поглаживающих движений на ножках, ручках, спинке и других частях тела;
  2. исходное положение: лежа на спине. Взрослый берет ножки малыша, подтягивает их к животику и друг к другу. Если получается, необходимо, вытянув шею, дотронуться головой до нижних конечностей;
  3. аккуратно раскачивать ребенка, держа за бедра лежа на спине;
  4. следующее упражнение — велосипед. Необходимо имитировать движение на двухколесном транспорте, быстро крутя ножки;
  5. в положении лежа взять ребенка за запястья и потрясти ими;
  6. теперь можно дать грудничку потопать, держа под мышками. Прекрасно, если в наличии будет специальный массажный коврик. Приобрести его можно в ортопедическом салоне;
  7. в конце стоит провести массаж стоп, включающий растирания, поглаживания, пощипывания и прочие доступные действия.

Подвижные игры: прохождение лабиринтов (препятствий из подушек), догонялки (пусть и ползком) — то, что принесет немало пользы крохе, который еще не умеет ходить.

Выбираем первую обувь

Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты:

  • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
  • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
  • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
  • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
  • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по размеру.

Возможные проблемы

Существуют две проблемы, связанные с физическим развитием ребенка первых месяцев жизни.

Ребенок слишком рано начал держать голову.

Если малыш в 1 месяц уверенно приподнимает шею и удерживает ее в таком положении более 30 секунд – это плохо. В этом возрасте новорожденный еще не способен самостоятельно сохранять подобное положение в течение столь длительного времени. Подобный симптом может говорить о серьезном поражении центральной нервной системы. Чаще всего такой признак встречается при повышенном внутричерепном давлении. Обязательно покажите малыша врачу и пройдите полное обследование у специалиста!

Ребенок не держит голову.

Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы он мог самостоятельно удерживать шею в вертикальном положении? От 2 до 3 месяцев в зависимости от общих темпов физического развития ребенка. Плохо, если младенец в возрасте 8 недель даже не пытается приподнять шею, а к 12 неделям не способен удерживать голову в вертикальном положении. В этой ситуации необходимо обязательно обратиться к врачу.

Возможные причины такой патологии:

  1. перинатальное поражение центральной нервной системы;
  2. слабый тонус мышц;
  3. недоношенность;
  4. низкая масса тела при рождении;
  5. врожденные пороки развития;
  6. недостаточный уход за младенцем.

Перинатальное поражение нервной системы может быть следствием тяжелого течения беременности и родов. В этом случае головной мозг малыша не получает кислород в нужном объеме. Развивается гипоксия – состояние, при котором страдают все внутренние органы. Мышечная система не является исключением. Длительная нехватка кислорода приводит к снижению тонуса мышц и отставанию ребенка в физическом и психическом развитии. Чем серьезнее поражение нервной системы, тем сложнее будет ребенку освоить все необходимые навыки в положенный срок.

Недоношенность и низкая масса тела при рождении – еще один фактор, мешающий нормальному физическому развитию. Такие дети не только плохо держат голову, но и отстают от своих сверстников по другим показателям. В дальнейшем у ребенка могут возникнуть другие проблемы со здоровьем, в том числе и со стороны центральной нервной системы.

Сколько нужно времени малышу, чтобы догнать других детей в физическом развитии? Предсказать заранее это довольно сложно. Одни малыши уже в первые полгода ничем не отличаются от доношенных и полновесных детей, тогда как другим требуется гораздо больше времени на освоение всех необходимых навыков. Полную информацию о состоянии здоровья ребенка и прогноз на будущее можно получить у лечащего врача.

Погремушки для новорожденных

Игрушки – немаловажная часть приданого для новорожденного. Придя в магазин, новоявленные родители подчас теряются от разноцветного многообразия предлагаемого ассортимента.

Растеряться здесь немудрено, поэтому важно заранее определиться с тем, что нужно купить, дабы избежать бесполезных лишних затрат. Так, главными игрушками в первые месяцы жизни крохи должны стать погремушки для новорожденных

Так, главными игрушками в первые месяцы жизни крохи должны стать погремушки для новорожденных.

Простая и даже, иногда примитивная погремушка оказывает влияние на умственное, физическое и эмоциональное развитие малыша, поэтому важно отнестись к выбору со всей ответственностью

Как выбрать погремушку?

При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:

  • материал, из которого изготовлена погремушка. Это может быть дерево, пластмасса или ткань – дело вкуса, главное, чтобы игрушка была выполнена качественно, не имела острых углов и швов, постороннего запаха;
  • цвет. Лучше выбирать погремушки ярких, контрастных цветов, пастельные тона не привлекут внимания младенца. Краска должна быть качественной и не слазить с изделия;
  • звук, который издает игрушка. Должен быть не резким, но достаточно внятным и громким. Выберите несколько погремушек с разным звучанием – полые с шариками внутри, мелодичные с бубенчиками, музыкальные погремушки со звуками природы;
  • безопасность. Хорошая игрушка должна быть прочной, гладкой, не иметь мелких деталей, которые легко отрываются или отпадают. Для того, чтобы быть уверенным в качестве, следует покупать погремушки проверенного производителя в надежных торговых точках. Тогда вы сможете быть уверенны в соблюдении стандартов качества;
  • наличие дополнительных функций и элементов на развивающих погремушках. Подросший малыш оценит шуршащие, блестящие, вращающиеся детали, а мягкие прорезыватели он сможет грызть в период активного роста зубов.

С какого возраста давать погремушки?

В первые месяцы жизни кроха, конечно же, не сможет играть самостоятельно, поэтому целесообразно приобрести погремушки на кроватку и коляску. Вешать их следует на расстоянии 40-60 см от лица ребенка, чтобы он смог сфокусировать на них свой взгляд.

Кроме того, на первом месяце жизни можно начинать осваивать нехитрые игры совместно с малышом – водить погремушкой перед лицом, опять же на расстоянии 40-60 см, чтобы не спровоцировать косоглазия, в течение нескольких минут. Далее можно разнообразить движения – ускорять, замедлять, стимулировать ребенка следить за ней взглядом и вертеть головой.

Для малыша в возрасте от 6 месяцев следует выбирать более тяжелые, например, деревянные погремушки для того, чтобы укреплять пальцы рук и способствовать развитию моторики. Интересны будут погремушки в виде гирлянд, состоящих из шаров разного размера, которые малыш сможет перебирать, контролируя свои движения взглядом.

Когда ребенок начинает держать погремушку?

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка держать погремушку. Этот навык разовьется примерно к 4-5 месяцам, когда малыш начнет проявлять к предмету игры активный интерес и тянуть ручки.

Помогите ему правильно захватить погремушку. Если что-то не получается, попробуйте повторить упражнение.

Позже игру можно усложнить, давая ребенку погремушку менее удобную для захвата, стимулируя тем самым развитие мышц.

Распашонки для новорожденных Еще два-три десятка лет назад необходимость покупки распашонок не ставилась под сомнение ни одной мамой. Но сейчас на смену им пришли всевозможные боди и человечки. Если же вы все-таки приверженец привычных распашонок, мы расскажем, как их выбирать и как одевать в них младенца.
Шапочки для новорожденных Учитывая многообразие головных уборов для новорожденных, предлагаемых производителями, немудрено, что многие родители впадают в ступор при их выборе. На самом деле главное, что нужно помнить – это то, что шапочка должна быть максимальной удобной и использоваться по сезону. Подробнее о выборе чепчиков для новорожденных – наша статья.
Трехколесные коляски для новорожденных Все мы привыкли к виду классической коляски на 4 колесах. Но все чаще на улицах стали появляться их трехколесные “собратья”

Удобны ли такие коляски в обращении и на что обратить внимание при выборе, мы расскажем в нашей статье.
Купание – полезная и приятная процедура для всех детей. Для того, чтобы ее сделать еще более комфортной, производители предлагают массу приспособлений

Одно из них – горка для купания младенцев, о котором мы и расскажем в нашей статье.

Как быстро научить ребенка ходить?

Первым признаком того, что карапуз скоро самостоятельно пойдет являются его уверенные шаги вдоль стены или другой опоры в виде дивана, манежа или прочих устойчивых предметов интерьера. Если кроха уже может самостоятельно стоять на ногах и уверенно сидеть, а также двигаться рядом с опорой держась за нее одной или двумя руками, значит его уже можно обучать ходьбе, не боясь ему навредить. Именно этот этап является самым оптимальным временем для обучения правильному прямохождению без поддержки.

Чтобы научить карапуза самостоятельно шагать, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Во время ходьбы поддерживать ребенка подмышки — ребенка необходимо взять подмышки и начать двигаться вместе с ним вперед. Впереди должен стоять второй родитель, который перехватит ребенка, когда тот будет самостоятельно шагать. Второй взрослый должен стоять лицом к шагающему младенцу и протягивать к нему руки. Малыш берется за опору, а удерживающий его родитель отпускает его. Выходит, что ребенок идет самостоятельно, удерживая равновесие при помощи рук. Казалось бы, что карапуз двигается так же как и вдоль опоры, но при этом по совершенно другой траектории, которая помогает ему научиться ориентироваться в пространстве

Таким способом ребенка можно быстро и правильно научить прямохождению.

Привлекать внимание крохи — чтобы малышу было интереснее ходить, на его пути можно раскладывать любимые игрушки карапуза. Он будет тянуться к ним, совершая первые неуверенные шаги.

Безопасность прежде всего

  • Постоянно следить за карапузом — за ребенком, который только начинает ходить нужно тщательно следить, чтобы во время неловких шагов он не упал или не присел слишком резко, испугавшись при этом своих движений. Если такое произойдет и ребенок испугается, то ходьба у него будет вызывать не веселье, а страх в результате чего он от нее просто откажется. Поэтому первое время ребенка нужно страховать, подхватывая его при покачиваниях и наклонах.
  • Обезопасить дорогу, по которой будет ходить ребенок — в первое время по предполагаемой дорожке, выбранной для ходьбы, нужно разложить подушки, чтобы уберечь карапуза от травм во время попыток к самостоятельному хождению.
  • Остерегаться длительной ходьбы — если малыш пока ходит неуверенно и раскачивается из стороны в сторону, то тренировки должны быть короткими, так как они вредны для неокрепшего позвоночного столба и могут негативно сказаться на формировании осанки. Ребенка следует научить садиться из положения стоя, чтобы он мог сам отдыхать, устраивая себе перерыв и разгрузку для нижних конечностей.
  • Использовать поводки для прогулок на улице — на начальном этапе лучше всего применять страховочные ремни, которые закрепляются подмышками ребенка и позволяют удержать его от падения. Однако использовать их можно только тогда, когда малыш уже более-менее освоил навык ходьбы, а не тогда, когда он научился двигаться только вдоль опоры.

Если карапуз с раннего возраста начинает интересоваться ходьбой, не нужно его одергивать. Каждый малыш индивидуальность и развивается он по своему графику, поэтому ранние первые шаги не могут нанести ему вреда, так как он уже готов к ним. Однако если ребенок протестует и капризничает во время обучения ходьбе, то тренировки лучше приостановить, чтобы избежать проявления негативных эмоций в дальнейшем.

Стоит ли использовать ходунки?

Ортопеды в один голос твердят о вредности и опасности этого устройства

Причем, неважно в каком возрасте оно используется — в 6 месяцев или в годик. Ходунки придают телу ребенка вертикальное положение искусственно, при этом страдают в первую очередь позвоночник и стопы

Костно-мышечная система испытывает чрезмерную нагрузку, результатом которой часто становится искривленная осанка, неправильная постановка ступней и другие проблемы.

Однако, страдают и другие органы и системы. В частности, малыш не учится держать равновесие, как это происходит при естественной ходьбе, а чуть позже — не умеет правильно падать, например, выставлять вперед руки или группироваться.

В будущем это приводит к высокому риску получения травм. Также использование приспособления никак не стимулирует самостоятельную ходьбу, а, наоборот, откладывает ее, поскольку ребенок не видит необходимости учиться ей.

В Европе производство и продажа ходунков находятся под полным запретом, соблюдение которого контролируется на государственном уровне.

Как научить ребенка ходить?

Поддержка

Самый доступный и естественный способ чтобы научить ребенка ходить. На первых парах обеспечьте ребенку опору: проследите, чтобы ему было за что держаться — мебель, ваши руки и всё, что способно выдержать вес малыша.

Постарайтесь показать ребенку как правильно сгибать ножки, чтобы садиться. Проследите за тем, чтобы попытки встать на ноги не были связаны с отрицательными эмоциями: не давайте малышу больно удариться, поддерживайте и мотивируйте его

Очень важно, чтобы ребенок хотел вновь и вновь пытаться устоять на ногах, и не только из любопытства, но и для получения удовольствия от процесса

Не торопите события, дайте ребенку сделать первые шаги с опорой самостоятельно. После того как ему это удалось, можете взять его сверху за обе ручки, и направлять, чтобы он мог безбоязненно ходить.

Главное — не переусердствуйте. Не нагружайте малыша занятиями дольше 15 минут, помните, что у него еще слабые ножки и спина. Не нужно заставлять ребенка ходить, если он этого не хочет, помогайте ему, когда он сам пытается освоить столь важный навык. Инициативность ребенка говорит о его готовности.

Ходунки

Последнее время всё больше врачей советуют не использовать ходунки или другие вспомогательные приспособления для того чтобы обучить ребенка ходить.

Дело в том, что, когда ваш малыш, не научившись ходить самостоятельно, привыкает к прогулкам в ходунках, его двигательные навыки развиваются неравномерно, что впоследствии только затруднит процесс обучения. В ходунках ребенку не нужно самостоятельно держать равновесие, он может биться об стены и мебель без вреда для себя. Для нормальной самостоятельной ходьбы ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучение с нуля. К тому же от долгого пребывания в ходунках у ребенка могут начаться проблемы с позвоночником.

Проводите время с удовольствием, обучая и помогая вашему ребенку, не стоит поддаваться на соблазн облегчить себе жизнь.

Обувь

В отношении обуви работает всё то же правило — максимальная естественность. Давайте ребенку как можно больше ходить босиком, это поможет ему развить координацию и чувство равновесия.

От чего зависят сроки

Ни один педиатр не сможет предсказать точные сроки начала ходьбы у малыша. Даже если изучить полностью анамнез семьи и наблюдать за ребенком с самого рождения, точное время назвать не получится. Возможно сделать лишь предположение.

Основываясь на некоторых факторах, можно предположить, что кроха пойдет раньше или позже. Главными признаками являются:

  1. Генетика. Если папа и мама ребенка рано начали ходить, то, скорее всего, и кроха начнет рано топать. То же самое получается и с поздним началом ходьбы.
  2. Вес и полнота младенца. Если у него наблюдается избыточный вес, то встать на ноги сложнее, поэтому ходить полные детки начинают позже.
  3. Недоношенные новорожденные. Как правило, груднички, рожденные раньше срока, развиваются немного медленнее, чем сверстники.
  4. Характер грудничка. Чтобы отойти от опоры и сделать шаг вперед, нужна смелость. Не все дети готовы пойти в незнание, ведь часто они падают и ударяются.

Комплекс упражнений для обучения детей ходьбе

Чтобы учить ребенка ходить правильно – так, как советую педиатры, необходимо выполнять упражнения на укрепление мышц спины, ног, пресса и плечевого пояса.

Укрепление мышц спины и ног.

1. Подъемы.

Ребенок должен с вашей помощью встать из положения лежа на животе в положение стоя, т. е. вертикально.

  • Для этого, удерживая малыша за кисти рук, отведите его руки в стороны, немного приподнимая грудную клетку.
  • Затем — вверх к голове, прижимая к ушам.
  • Начинайте слегка уводить руки за голову, продолжая при этом вытягивать их.
  • Ребенок вслед за руками поднимает голову, затем встает на колени.
  • Потом ставит одну ногу на стопу.
  • Далее, опираясь на нее, встает на обе ноги, полностью выпрямляясь при этом.
  • Комментируйте упражнение: «Поднимай ручки, тянись», «Вставай на коленочки», «Вставай на ножки».

2. Наклоны вперед.

Ребенку необходимо будет совершать с вашей помощью наклоны вперед и и выпрямлять корпус за счет мышц спины.
Поставьте малыша на твердую поверхность, прижимая его спиной к себе и удерживая двумя руками.
При этом одна ладонь фиксирует его ноги в области бедер, чуть выше коленных суставов, удерживая их в прямом положении.
Ладонью второй руки придерживайте его корпус в области живота

Положите на стол перед ребенком яркую игрушку или любой другой привлекающий внимание предмет. Слегка наклоните ребенка вперед, побуждая его наклониться к игрушке, не сгибая при этом ноги

Затем слегка потяните на себя, давая понять, что ему надо выпрямиться.
Комментируйте упражнение: «Наклонись, достань игрушку», «Выпрямляйся, молодец!»

3. Приседания с вытягиванием.

  • Ребенку с вашей помощью нужно будет сначала сделать приседание, а затем вытянуться вверх, подняв руки.
  • Встаньте напротив друг друга.
  • Возьмите ребенка за руки и присядьте вместе с ним на корточки, разводя колени немного в стороны.
  • Затем вам и малышу необходимо встать.
  • Когда ваш кроха полностью выпрямится, поднимите его руки вверх к голове, также вытягивая их.
  • При этом ребенок должен подняться на носки.
  • Комментируйте упражнение: «Сели, мы стали маленькими», «Встали, потянулись, мы стали большими».

Укрепление мышц спины, пресса и плечевого пояса.

4. Шаги на руках.

  • Ваш малыш лежит на животе.
  • Предварительно подстелите ему под живот плотно скрученный валик диаметром 20-25 см.
  • Корпус малыша должен быть слегка приподнят так, чтобы выпрямленные руки опирались о пол или другую твердую поверхность.
  • Возьмите ребенка за ножки, обхватывая их в области голеней.
  • Покачайте его немного вперед и назад, побуждая тем самым сделать несколько шагов на руках.
  • В дальнейшем количество движений руками должно увеличиваться.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, идем на руках».

5. Катание на мяче (валике).

  • Посадите ребенка на мяч, а сами встаньте у него за спиной.
  • Можно также использовать валик диаметром не менее 20 см.
  • Удерживая ребенка за широко расставленные руки, наклоните его немного назад, чтобы мяч или валик прокатились бы вперед.
  • Руки малыша при этом необходимо соединить перед грудью, продолжая крепко удерживать их.
  • Во время раскачиваний кроха будет напрягать пресс и спину, стараясь сохранить равновесие.
  • Следите за тем, чтобы ножки малыша не запрокидывались вверх.
  • После освоения этого упражнения, чтобы ребенок начал ходить, можно переходить к более сложной поддержке.
  • Стоя за спиной у ребенка, удерживайте его двумя руками за таз и бедра.
  • Также можно выполнять раскачивания в стороны и по кругу.
  • Упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
  • Комментарии: «Держись!», «Качаемся вперед-назад (влево-вправо)».

6. Ходьба на ходулях.

  • Поставьте ребенка ножками на свои стопы.
  • Он должен быть повернут лицом вперед, а спиной слегка опираться на ваши ноги.
  • Удерживайте малыша за кисти рук, плечи или под мышками.
  • Выполняйте неширокие шаги вперед, переставляя свои ноги вместе с ножками малыша.
  • Когда ваш кроха подрастет и будет увереннее стоять на ногах, можно уже не ставить его себе на ноги, а использовать две палочки или трости, за которые будет держаться ребенок.
  • Комментируйте упражнение: «Шагаем», «Идем».

7. Ходьба с палочкой (обручем).

  • Поставьте малыша перед собой.
  • Встаньте лицом к лицу.
  • Дайте ему в руки палочку или обруч, удерживая их своими руками.
  • Немного потяните на себя, побуждая ребенка сделать несколько шагов.
  • Не отходите далеко: нужно, чтобы вы смогли подхватить его в случае падения.
  • Следите за тем, чтобы малыш не наклонялся вперед и не прогибал спину.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, шагаем», «Держись, идем».

В этом видео показаны самые эффективные упражнения, как научить ребенка ходить самому:

Когда можно оставлять детей на улице без присмотра?

«Времена уже не те» — сейчас об этом говорят все. Мамы и папы, которые уже в 7 лет гуляли на улице без родителей, сейчас стараются держать малыша «при себе» как можно дольше. Мнительным родителям везде грезятся опасности — маньяки на каждой лестничной площадке, гонщики на дорогах, агрессивные сверстники. Масло в огонь подливают газеты и интернет с массой сообщений о несчастных случаях с детьми.

По мнению психологов, ребенка до 5 лет не стоит отпускать одного на улицу. В этом возрасте дети очень доверчивы, им постоянно требуется повторять простейшие правила безопасности — естественно, в случае нарушения это может повлечь за собой неприятности.

К прогулкам без присмотра взрослых, к самостоятельному перемещению по заданному маршруту (например, из дома до магазина или из школы домой) ребенок готов к 9-11 годам. Но тут все индивидуально. Некоторые детки и в 7 лет уже вполне ответственны и осторожны, чтобы быть на улице без мамы и папы, а других родители держат в «тепличных условиях» чуть ли не до совершеннолетия.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Как научить ребенка говорить:Методики развития речи

Норма у мальчиков

Что касается мальчиков, то здесь также сложно выявить какие-либо установленные нормы. Раньше существовало устойчивое мнение, согласно которому принадлежность к полу имела значение. Сейчас же, если спросить современных педиатров, во сколько начинают ходить мальчики, они ответят: «Так же, как и девочки, по-разному».

Интересно! Веселые игры на Новый год в детском саду

Бывает так, что у одних родителей сын оказывается настолько развитым, что уже в 10 месяцев совершает первые уверенные шаги, причем даже без поддержки. А соседский мальчик отстает от него, что вовсе не говорит о том, что он имеет какие-то отклонения от нормы. Вот почему так сложно определить в точности, когда мальчики начинают ходить самостоятельно.

С другой стороны, существует комплекс мер, направленных на то, чтобы ребенок пошел раньше. К ним можно отнести упражнения, массаж, гимнастику. Также большую пользу оказывают водные процедуры, укрепляющие вестибулярный аппарат. Все эти меры должны соответствовать возрасту ребенка и подбираться специалистом индивидуально.

Полезные советы

Любой ребенок хочет получать много любви и заботы от своих родителей. Ему нужна поддержка от мамы и папы. Малыш начнет ощущать авторитетность своих родителей, если не оставлять без внимания любые его успехи, даже те, которые касаются ходьбы.

Что нужно делать родителям:

  1. Хвалить ребенка за каждый маленький шаг.
  2. Проявлять любовь и поддержку к младенцу.
  3. Расставить по квартире красивые и яркие игрушки на столе и диване в зоне доступности крохи, чтобы заставить его встать и потянуться за ними.
  4. Приобрести подставку-ходули с красивыми и яркими росписями, наклейками, погремушками. Младенец сможет браться за ручки и толкать ее, так делая шаги.
  5. На прогулке достать малыша и поставить возле коляски. Он сможет держаться за нее и медленно толкать вперед.
  6. Исключить ходунки для малышей. У грудничка появится желание попытаться ходить раньше.

Если есть порыв вызвать у ребенка желание начать бегать, эти советы помогут достичь результата. После месяца занятий будут заметны улучшения. Главное – не торопить малыша, он пойдет тогда, когда будет готов.

Каждому родителю хочется как можно быстрее услышать топот детских ножек в своем доме. Они начинают искать любые варианты, чтобы малыш начал ходить. Этому желанию сопутствует волнение: что если ребенок вообще не будет ходить? Конечно, будет, ведь он уже начал ползать, сидеть и самостоятельно переворачиваться. Торопить детей не стоит, всему свое время.

Как понять, что ребенок может гулять один?

Кто как ни родители знают своего ребенка лучше? Если малыш слишком активный и пока с трудом запоминает все те правила, о которых вы постоянно напоминаете, его лучше держать «при себе» чуть дольше.

Отпуская ребенка одного, вы должны быть четко уверены, что он знает, как себя вести без взрослых! Можно провести «тест». Пусть ребенок ненадолго выйдет гулять во двор. Станьте сторонним наблюдателем — из окна присмотрите за малышом. Как он ведет себя, когда вас нет рядом? Малыш так и норовит выскочить на дорогу под колеса проезжающих машин, готов сорваться с закадычными друзьями в соседний двор, вступает в конфликты с другими детками? Стоит еще ненадолго отсрочить его самостоятельные прогулки. А если ребенок, как и обещал, резвится на горке или играется в песочнице с друзьями, уже можно подумать о том, чтобы ненадолго отпускать его одного.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий