Близняшки, но не совсем: полублизнецы
Монозиготные близнецы в норме идентичные. А могут быть еще и полуидентичными, и это еще один удивительный феномен.
При делении зиготы каждый новый эмбрион получает точно такой же набор генов от одной яйцеклетки и одного сперматозоида. Оплодотворенную яйцеклетку повторно оплодотворить не получится. Но может быть так, что в один и тот же момент с яйцеклеткой сольются сразу два «головастика». И что тогда?
Впервые это явление выявили в 2007 году. У матери родилась монозиготная двойня, однако один из детей был гермафродитом — что в норме невозможно для однояйцевых близнецов, у них все поровну.
Такой феномен назвали полуидентичными близнецами: у них часть генов оказались одинаковыми, а часть — разными. Два сперматозоида одного и того же отца умудрились проникнуть внутрь яйцеклетки в одно и то же время. При исследованиях в лабораторных условиях развитие яйцеклетки прерывается сразу или на эмбриональной стадии. Но в случае 2007 года дети выжили — вот только один получил лишнюю Х-хромосому.
Чрезмерная опека
Ситуация такая, как в анекдоте:
– Сема, домой!
– Что, я замерз?
– Нет, ты кушать хочешь!
Чрезмерная опека проявляется, когда родитель знает, как для ребенка лучше и делает за него: долго кормит с ложки, зашнуровывает шнурки, выбирает одежду за ребенка, добавляя: дай я, у меня быстрее получится! Или же что-то из разряда “мама лучше знает”.
В будущем у ребенка может сформироваться убеждение: “Я не могу сделать сам, у меня не получится”. Поэтому у ребенка даже не появляется желания сделать что-то самостоятельно.
Во взрослом возрасте родители спохватываются и начинают его выталкивать в самостоятельное плавание, но у ребенка не сформирован этот навык. В итоге возникает конфликт.
Новая ментальность
Установки со временем меняются и отражаются на менталитете каждого из живущих поколений. Достаточно посмотреть на глобальные тенденции, согласно которым развивается мир, чтобы примерно описать, какими вырастут наши дети.
Исследования PwC говорят, что каждое новое поколение становится все более расово и гендерно разнообразным, а это значит, что меняется и отношение людей к этому вопросу — мы становимся более терпимы к вариативности. Наши дети поддержат эту тенденцию и в плане разнообразия, и в плане толерантности. Быть разными, «не по шаблону» — это нормально.
Маркетологи в течение последних нескольких лет навязывают стереотипы: розовое — для девочек, голубое — для мальчиков. Но современные дети рушат все гендерные различия. Среди девочек видеоигры не менее популярны, чем среди мальчиков, становится нормальным, если фэшн-контент потребляют дети обоих полов.
Лозунг «будь тем, кем хочешь» раскроется во всей широте своих смыслов. Дети предыдущего поколения тоже жили в вариативности. Родители давали им возможность выбора, но исключительно из отфильтрованных взрослыми вариантов — то, что в педагогике называется псевдо-либерализмом. Родители новой волны предлагают диверсификацию, не ограничивая ребенка в своем выборе. Например, кем быть? Этот вопрос стоит особенно остро: мир в глазах новых поколений безграничен, и как выбрать то, что подходит именно тебе? Скорее всего, эта дилемма через некоторое время устареет, и в подходе к профессиональной деятельности нормой станет гибкость и диверсификация.
Исследователь поколений Марк МакКриндл подтверждает эту гипотезу. Он прогнозирует, что через 20-30 лет будет нормальным поменять пять сфер деятельности в течение жизни. Соответственно роль будет играть не конкретная специальность, а качественно развитые soft и hard skills.
Диагностика крупного плода
- Традиционные методы: гинеколог измерит высоту стояния дна матки над лоном, окружность живота беременной. Если примерно на 24-й неделе эти параметры превышают норму (объем живота — более 100 см на уровене пупка, высота стояния дна матки превышает 42 см), то они укажут на формирование крупного плода.
- УЗИ определит более точные параметры: исследование покажет размер головы ребенка между височными областями, окружность его живота и длину бедренной кости. Сопоставив цифры, врач уточнит предположения о крупном плоде.
- Вес беременной. Если у беременной нет симптомов гестоза (повышенного артериального давления, белка в моче, отеков), то прибавка в весе более 500 гр в неделю будет сигналом развития крупного плода.
Принять осмысленное решение
По статистике, большинство людей съезжает от родителей в возрасте от 20 до 30 лет.
Ане (здесь и далее имена героев изменены. — Прим. ред.) 29 лет, почти всю свою жизнь она живет с мамой. Девушка рассказывает, что собственная квартира никогда не была для нее приоритетом: сначала она платила за институт, потом копила на путешествие в Латинскую Америку, сейчас — на учебу за границей. Аня фрилансер и никогда не может быть уверена в своей зарплате. Иногда она чувствует, что могла бы снять квартиру на ближайшие три месяца, но потом бы не вытянула.
К тому же для Ани важно, что дом родителей находится в классном месте в центре. Позволить себе здесь отдельное жилье девушка точно сможет не скоро, а переезжать в другой район ей не хочется: «В последнее время меня клонит в сторону интровертности
Если я буду жить далеко, то вообще никуда не буду вылезать».
Финансовая ситуация беспокоит 38-летнего Костю. «Лучше жить отдельно, но я бы рассматривал этот вариант, если бы у меня всегда было плюс 40–50 тысяч к зарплате», — считает он.
В последнее время у Кости появились еще и проблемы со здоровьем — это тоже отдаляет его от перспективы жить самостоятельно. В какой-то момент мужчине поставили диагноз «миастения». Это хроническое заболевание, которое ведет к слабости мышечной ткани — пару раз Костю даже временно парализовало. К тому же из-за возраста здоровье стало ухудшаться и у его мамы, и Косте гораздо легче за ней ухаживать, когда он живет с ней вместе.
В этом они очень похожи с Мишей. Ему 57 лет, а маме уже 80 — надеяться ей больше не на кого. Сын во всем помогает ей по хозяйству: оплачивает счета, ходит в магазин.
До того как Миша окончательно переехал к маме, жизнь его побросала: в армии он служил в морской авиации, а после, в 1990-е, поехал по купленному приглашению в США. Там он работал таксистом и кровельщиком. Но однажды, желая отомстить преступникам, которые убили его соотечественника, Миша расстрелял их ресторан из ружья. За это он сел в тюрьму, где его признали буйным и начали колоть успокоительные препараты.
Когда Миша отсидел свой срок, ему ничего не оставалось, кроме как вернуться к маме — с зависимостью от успокоительных и полным отсутствием денег и планов.
«Я рад и тому, что у меня есть своя удобная комната — в тюрьме мне этого не хватало».
Ощущение комфорта очень ценит и 35-летний Алексей. В маминой квартире у него есть полное ощущение того, что он дома. Здесь он может затевать любой ремонт и перестановки.
Ему не нравится жить отдельно: он проверял — съезжал уже трижды. Два раза по работе, а один, экспериментальный, по дружбе. Впрочем, совместное житье продлилось всего три месяца, а потом друзья жутко разругались. Алексей сделал для себя однозначный вывод: «Если есть возможность поддерживать хорошие отношения с родителями, это нужно делать». Для него мама — самый близкий человек, поэтому он не хотел бы терять с ней непосредственный контакт.
Один отец и две матери
Единственный случай гетерогенных близнецов, скорее всего, будет повторяться в будущем — благодаря развитию репродуктивных технологий. Мы уже знаем, что в паре близнецов отцы могут быть разными. Но оказывается, такое может случиться и с матерями!
В 2006 году пара Бернаба после длительной борьбы с бесплодием решила сделать все сразу: и прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению, и воспользоваться услугами суррогатной матери.
В итоге получилось два эмбриона для ЭКО — и оба прижились. А когда через 9 месяцев мистер Бернаба привез жену рожать в роддом, в этот же час в соседнюю палату привезли суррогатную мать — она тоже рожала. Так появились на свет дети с одинаковыми родителями и одним днем рождения, но выросшие внутри разных мам.
В свете новых научных достижений, когда у одного ребенка могут быть три генетически «родных» родителя (для избежания хромосомных дефектов соединяют разный материал), мы можем ожидать появления еще более необычных случаев.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Идентичные, но не одинаковые
Не только одновременное «двойное» оплодотворение может привести к различиям в двойняшках. В Нидерландах в прошлом году на свет появились двойняшки, но у одной девочки была патология — spina bifida, расщепление позвоночника. Такая ситуация противоречила научным воззрениям: нарушение должен был проявиться у обеих двойняшек.
Как выяснилось, гены — в том числе ген Axin, ответственный за spina bifida, у девочек был идентичен. Но у сестры с патологией рядом с геном оказался избыток метильных групп, которые меняют экспрессию генов. Так стало понятно, что метилирование — одна из причин, из-за которой идентичные близнецы появляются на свет разными.
«Больше жалели себя, а не ребенка»
Родители долго не могли поверить, что ничего нельзя исправить. Плакали от боли за дочь, обращались к врачам, в реабилитационные центры. Прошли все классические стадии принятия ситуации: отрицание, злость, торги.
— Если быть честной, сначала мы переживали за себя, а не за ребенка. Потому что родители понимают, с какими трудностями они столкнутся, жалеют себя.
Потом мы пытались договориться с Богом: если начнем делать так, а не по-другому, начнем другую жизнь, все исправится.
Сейчас я понимаю, что нужно было сразу принять дочь такой, какая она есть, и радоваться жизни.
Дома, в Ханты-Мансийске, хороших специалистов не было. Поиски качественной медицинской помощи привели семью в Новосибирск.
— Врачи неохотно едут работать на север. А в Новосибирске медицинское обслуживание лучше, чем в других регионах, — объясняет свой выбор Айгуль. — У меня довольно много знакомых, которые из Владивостока в Новосибирск переехали из-за этого. В ребцентрах встречаюсь с другими мамами и постоянно слышу: «Мы переехали».
На новом месте начинали с нуля, на помощь близких рассчитывать не приходилось: ни знакомых, ни родных в столице Сибири не было. Самыми сложными в незнакомом городе были первые три месяца.
— Это как перерождение. Всю свою стабильность мы оставили в Ханты-Мансийске. Ничего не знаешь на новом месте, нет друзей и поддержки. Оглядываясь назад: удивляюсь, как мы справились с переездом? Иногда приходят мысли о возвращении в родной город, но когда приезжаю в гости, через две недели тянет обратно в Новосибирск. Даже когда мы уезжали на реабилитацию в Самару, в Нижний Новгород, в Санкт-Петербург, с большим удовольствием возвращались.
Слишком много посланий в одной фразе
Не только ребенку, но и взрослому человеку трудно переварить «винегрет» из миллиона разных задач, уверена психолог. В общении с детьми она советует использовать такое правило: одно обращение — одна мысль. В противном случае ребенок выцепит одну задачу, и скорее всего последнюю.
— Если дело многоступенчатое, то его стоит разделить на отдельные короткие действия. Например, надо, чтобы ребенок разделся. Тогда сначала говорим: «Сними шапку». Когда он это выполнил, то говорим: «Расстегни куртку». Если и это сделано, то продолжаем: «Сними сапожки» и т.д. Постепенно ребенок научится раздеваться сам без подсказок, но на первом этапе ему нужна ваша помощь.
При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил
Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:
Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
Вовремя установите ограничения
Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет»
При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу
Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира
То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.
Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.
Просьбы-отрицания
Часто можно услышать от мам напоминания: «Не трогай! Не кричи! Не бегай!» Но такие просьбы, по мнению психолога, бессмысленны. Процессы возбуждения у маленьких детей сильно преобладают над процессами торможения, потому им трудно сразу же остановить свою активность. Кроме того, фраза «Не бегай!» формирует в голове у ребенка обратное послание: «Бегай!», поскольку частицу «не» дети часто не слышат.
— Старайтесь формулировать свое послание без частицы «не». Не тормозите действие, а заменяйте его другим. Это как с поездом, мчащимся без тормозов: резко остановить локомотив сложно, а вот переключить стрелку на другие рельсы вполне реально.
А еще важно помнить, что дети сначала считывают эмоции родителей, а потом только слышат их слова. Если есть расхождения, ребенок реагирует на эмоции: выражение лица, тон голоса
Вот почему так важно, чтобы слова и эмоции «дружили» друг с другом.
Двойняшки разного пола: так бывает?
У разнояйцевых близнецов пол может быть и одинаковым, и разным — все зависит от случайности. Если с яйцеклеткой сливается сперматозоид с хромосомой Х, то будет девочка, если Y — то мальчик.
У однояйцевых (монозиготных) близнецов все строго: они появляются из разделившейся зиготы, оплодотворенной яйцеклетки. Так что могут быть только парными: или две девочки, или два мальчика. С одним исключением.
Синдром Тернера — так называется хромосомная патология, при которой двойняшки могут оказаться разного пола. При этом расстройстве уже развивающийся эмбрион лишается второй хромосомы из-за генетической аномалии, и появляется на свет с одной хромосомой — материнской Х. Это может произойти и при беременности одним ребенком.
Так как второй хромосомы нет, то классифицируют людей с синдромом Тернера как Х0, а рождаются они всегда девочками. При этом пара двойняшек-девочек сначала будет выглядеть одинаково, но по мере роста у девочки с патологией появятся нарушения репродуктивной функции, развития, которые приведут к постановке диагноза.
Ну а если двойняшки — мальчики, то один будет мальчиком, а второй девочкой.
Дети как эксперты и источник инсайтов о будущем
Родительство (как и детство) — не статичная сущность. С течением времени опыт воспитания переходит от «поставить на ноги» к «наблюдать и давать возможности». Современные родители с первых дней считают ребенка полноценным членом общества и относятся к его идеям и желаниям серьезно, помогая в их реализации.
Такая позиция присуща не только простым людям. Многие крупные корпорации и бренды переходят от просветительской миссии к подключению детей и подростков к своим реальным проектам. Опыт и помощь в самоактуализации — лучшее, что может дать бизнес новому человеку. А дети становятся экспертами по детству и источником неподдельных инсайтов для корпораций. Такая синергия пока встречается не часто, особенно, если речь идет о России.
Один из примеров — международный FMCG-бренд Yummy United. Производитель продуктов питания для детей сделал свою целевую аудиторию ядром бизнеса, чтобы производить продукты, которые действительно понравятся юным покупателям. Для этого в компании был сформировали детский совет директоров. Это специальный формат, в рамках которого дети 8-12 лет в игровой форме участвуют в жизни компании и помогают взрослым лучше понимать их, слышать и слушать, а также совместными усилиями менять рынок детского питания. Все ключевые решения, принимаемые компанией, обязательно утверждаются юными членами совета директоров. Они же участвуют в деятельности компании на стратегическом уровне.
Считается, что именно поколение «альфа» и те, кто будет жить через 20 лет, смогут изменить нашу жизнь. Они отбросят нынешние мировоззренческие стереотипы, и их любовь, забота и желание улучшить этот мир буквально изменит лицо нашей планеты.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Игры на слуховое внимание
Воспринимать информацию на слух не так просто, особенно детям, поскольку в первую очередь развито визуальное восприятие
Поэтому родителям полезно тренировать с ребенком слуховое внимание. Вот несколько примеров таких игр для любого возраста
— Угадай звук
Раскладываем перед ребенком картинки с животными: птицами, транспортом, бытовыми предметами. Показываем каждую картинку и рассказываем, как она «звучит» (голосом или аудио). Включаем или изображаем звуки вперемешку. Ребенок должен найти подходящую картинку.
Для самых маленьких достаточно 3−5 картинок. Для детей постарше можно выбирать 7−10 картинок с более сложными звуками (голоса птиц, оркестр).
— Найди пару
Заранее делаем баночки с разными наполнителями (в двух экземплярах): гречкой, фасолью, манкой, гайками и др. Главное, чтобы они звучали по-разному. Для их изготовления можно использовать самые обычные контейнеры для киндеров. Заклеиваем баночки изолентой, чтобы ребенок не вскрыл их и не увидел содержимое. Его задача — подобрать пары баночек по звуку.
— Нос-пол-потолок
Многим знакома эта игра: вперемешку говорим слова «нос, пол, потолок», а ребенок должен показать пальцем в нужное место (нос, пол или потолок). Постепенно увеличиваем скорость. Задача ребенка — показывать все верно и не запутаться. Детям постарше можно усложнить задание: говорим слово, но сами показываем его неправильно (например, говорим нос, а показываем на пол).
— Дятел
С помощью хлопков или постукивания создаем определенный ритм. Ребенок должен его повторить. Чем он старше, тем сложнее может быть ритм. В процессе игры можно меняться ролями.
— Испорченный телефон
Можно играть вдвоем с ребенком: говорим шепотом слово, а он должен его угадать (а потом меняемся ролями). Можно сделать игру интереснее — нужно не просто услышать слово, но и найти загаданный предмет в комнате.
— Услышишь — хлопни
Загадываем слово, например, «слон». Как только ребенок его слышит, он должен хлопнуть в ладоши. С остальным словами прыгаем или топаем. Для детей постарше можно усложнить задачу и сказать, что хлопаем, когда родитель называет зверей.
— Правда — ложь
Объясняем ребенку, что правильные высказывания сопровождаются хлопками, а все неправильные — топотом. Фразы могут быть такими: «Рыба летает по небу», «Ночью светит луна», «У Маши 4 ушка и 3 ножки». Ребенок должен быстро выполнить нужное действие.
— Робот
Предлагаем ребенку побыть в роли робота, которому будут давать команды. Задача ребенка запомнить цепочку команд и выполнить. Например, можно сказать: «Подними правую руку, помаши, хрюкни, покружись». В процессе игры можно меняться ролями.
— Съедобное-несъедобное
Многие помнят эту игру с детства: берем мячик, бросаем ребенку, называя слово. Если это съедобное — он должен поймать мяч, если несъедобное — отбросить.
Такие простые игры разовьют слуховое внимание у ребенка
И это важно не только для того, чтобы он слышал просьбы мамы. Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе
Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Аутентичность
Это осознание того, чем ты отличаешься от других людей. Мы живем в то время, когда многие пытаются быть похожими друг на друга и плохо знают себя, свои сильные стороны и предпочтения.
Ко мне на занятия часто приходят дети, которые не понимают, что им нравится, чего они хотят, что любят из еды, какая их любимая игра и т.д. У детей нет желаний! У детей, которые по определению должны всегда что-то хотеть! А ведь именно благодаря желаниям мы двигаемся вперед, развиваемся и преодолеваем трудности в школе, дома и с друзьями.
Со временем дети, которые ничего не хотят, становятся взрослыми, которые не понимают своих интересов, не могут определиться, с кем строить отношения, что они любят из еды и т.д. Из-за этого на протяжении жизни чувствуют дикий дискомфорт и недовольство.
Вот почему аутентичность необходимо формировать с детства. Это можно сделать только путем «насмотренности» и постоянных вопросов: «Что ты хочешь?». Пробуйте водить ребенка в разные кружки и наблюдайте за его реакцией
Обращайте внимание на его способности и отправляйте в те места, где они смогут раскрыться еще больше. Так во взрослом возрасте ему потребуется меньше времени, чтобы найти то, что ему нравится
У него уже будет опыт, на который он сможет опираться.
Новые кумиры и ролевые модели
Между тем, кем хотят стать дети, и тем, с кого они берут пример, существует очень прочная связь. Исследование компании YPulse показало, что чем младше подросток, тем авторитетнее для него онлайн-знаменитости и блогеры. Тинейджеры все чаще говорят о том, что вообще не имеют кумиров. Но с детьми 8-12 лет все немного сложнее. Они чаще интересуются онлайн-инфлюенсерами и хотят им подражать, нежели подростки. Но при этом, две трети детей говорят, что не всегда согласны с тем, что делают их любимые YouTube-звезды, и не готовы слепо следовать за кумиром. Современные дети обладают более развитым критическим мышлением, чем считают многие взрослые.
Тимур, 9 лет:
«Я своими кумирами считаю некоторых блогеров. Ивангай — он очень разносторонний человек и хорошо снимает видеоролики. Аид — генератор идей».
Даниил, 10 лет:
«Я не считаю никого своим кумиром. Но мне нравятся блогеры, особенно те, которые снимают про видеоигры: Spt083, Holdik, MendesHD, Уполо».
Виктория, 11 лет:
«Прямо кумиров, которых я полностью, копирую нет, но есть те, на кого смотрю и пытаюсь быть чем-то похожей. На YouTube я смотрю Катю Клэп и ее друзей. Мне она нравится потому, что у нее веселый характер и она много путешествует. А в TikTok я смотрю Charli D’amelio, мне нравится как она одевается и танцует. Я тоже хочу и стараюсь хорошо танцевать».
Экономика образования
Что такое поколение Z и как оно видит свое образование
Риторические вопросы и критика
Бессмысленно спрашивать у ребенка: «Сколько можно тебе повторять?» или «Почему ты никогда меня не слышишь?». Вариант еще хуже: «А голову ты дома не забыл?».
— Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, уберите из речи все вопросы, на которые нет ответа. Иначе ничего кроме раздражения и недоумения вы не добьетесь.
Если просьба родителей сопровождается вагоном критики, вряд ли ребенок станет ее выполнять. «Помните, что главная цель — быть услышанными, а не сообщить ребенку, почему мы заранее думаем, что какое-то дело ему не под силу», — подчеркивает психолог. Это не только отбивает все желание выполнять просьбу мамы, но и больно бьет по самооценке.
Разные способы быть матерью
Когда у дочери отсутствует образ матери, как авторитета и примера для подражания, она испытывает чувство незащищенности. Дочь не уверена в себе и постоянно колеблется. Ей будет сложно принимать самостоятельные решения и выстраивать независимую линию поведения в будущем.
Однако тот факт, что отношения матери с дочерью не должны быть в формате «лучшие подруги», вовсе не означает, что они не могут быть близкими и по-настоящему родными людьми. Но одно дело – подружки, и совсем другое – здоровые взаимоотношения мамы с дочерью. Нет сомнений, хорошая мать всегда будет стараться стать настоящим другом своей дочери. Но это вовсе не даёт ей права вмешиваться в её личную жизнь под тем предлогом, что они – «лучшие подружки».
Важно понять, что является причиной этого явления. В большинстве случаев подобное поведение мамы вызвано её собственными внутренними эмоциональными проблемами
Как правило, они сопровождаются депрессией и страхом, что дочь повторит её ошибки, о которых она до сих пор сожалеет. Но это вовсе не оправдание для того, чтобы разрушать жизнь своей дочери. Матери нужно разрешить свои конфликты самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту.
Другие мечты и цели
Это не означает, что дети перестали мечтать о том, кем бы они хотели стать в будущем. Новое поколение не хочет быть гедонистами как их родители-миллениалы. В профессиональной деятельности они планируют помогать планете, создавать технологии, меняющие мир, и, в идеале, работать на свежем воздухе. Желание помогать и заботиться об экологии — глобальные мировые тенденции, которые с каждым поколением только укрепляются.
Зеленая экономика
Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты
Повсеместная цифровизация жизни даст повзрослевшим детям больше простора для творчества и креатива — то, что пока не умеют на должном уровне выполнять роботы или искусственный интеллект.
Технологический прогресс вместе с тенденцией к удорожанию обучения может привести к тому, что поколение «альфа» откажется от традиционного обучения, а также даст новый мощный толчок тенденции к фрилансу и открытию собственного бизнеса.
Около половины детей, опрошенных в рамках исследования журнала Beano, считает, что сможет зарабатывать на своем хобби. А как же учиться? В перерывах между встречами и по собственной нативной программе.
Но очевидно, что не все станут бизнесменами. Что будут делать те, кому не близок фриланс и работа на себя? В прошлом году компания LEGO Group попыталась выяснить, кем хотят стать дети 8-12 лет. Опрос показал, что они в три раза чаще хотят стать Youtube-блогерами, нежели космонавтами. Из трех стран, где проводилось исследование — США, Великобритания и Китай — только в последней респонденты чаще всего выбирали профессию астронавта. В США и Великобритании на первом месте было блоггерство, на втором — учительство.
Если консолидировать результаты всех крупных исследований последних лет на тему «Кем мечтают стать дети», то мы увидим, что на первых двух местах в топе уверенно держатся бизнесмены (ценится именно свое дело) и знаменитости (в основном, блогеры, но, как известно, они имеют разносторонний творческий потенциал). Дальше идут более «приземленные» профессии. Например, ValidataKIDS на третье и четвертое место ставит творческие специальности: дизайнер и фотограф.Также детей интересуют профессиональные перспективы программистов и спортсменов, а уже на последнем месте идут более привычные учителя, юристы, экономисты, врачи и управленцы.
Экономика образования
100 профессий будущего
Виктория, 11 лет:
«У меня есть два предпочтительных направления: хочу или стать программистом, или разрабатывать игры. Мне это нравится, и у меня это хорошо получается. Хотелось бы придумывать подростковые игры или полезные приложения. Я точно не знаю, кем хотят стать мои друзья, но у меня есть догадки. Одна девочка хорошо рисует, и мне кажется, она хочет стать художницей. Другая — отлично рисует на планшете и монтирует видео. Она хочет стать ютубером».
Даниил, 10 лет:
«Я хотел бы стать киномонтажером. Но вообще люблю и снимать видео, и монтировать».
Тимур, 9 лет:
«Я мечтаю стать президентом страны, чтобы повысить уровень жизни. Когда я управляю каким-то процессом, я получаю удовольствие. Мой лучший друг мечтает стать бизнесменом».
Гибкость как идея жизни человека будущего
Характерные черты, которые определяют поколение, начинают формироваться только в позднем подростковом возрасте и заканчивают по достижению зрелого. Но мы уже можем рассмотреть предпосылки к тому, каким будет поколение «альфа».
Эти дети растут в семьях, которые чаще путешествуют, владеют разнообразием товаров, их родители меняют семейный статус, карьеру
И что самое важное: взрослые чаще разговаривают с детьми «альфа» на сложные темы (сексуальное воспитание, политика, финансовая грамотность, защищенность) и обсуждают различные жизненные ситуации. Таким образом они с самого малого возраста понимают разнообразие мира в самом широком смысле
«Бывает по-разному» — так можно охарактеризовать менталитет поколения «альфа». Они это осознают и уже не воспринимают изменения как негативный фактор внешней среды.
Экономика образования
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Процент неофобов среди взрослых «альф» будет стремиться к нулю. Возможно поэтому многие исследователи считают, что именно это поколение сможет кардинально изменить мир в лучшую сторону.
Очень много слов
Дети иначе воспринимают речь, поскольку они ее только осваивают. Особенно сложно им даются длинные фразы и абстрактные слова типа «терпение».
— Когда родители так общаются с ребенком, ему кажется, будто они говорят на другом языке. А если так происходит постоянно, то мама превращается в радио, которое все время что-то вещает и создает шумовой фон. Ребенок думает: что-то там опять говорит, ну и ладно, главное — играть не мешает.
Психолог советует озвучивать просьбу как можно короче, убирая все лишние и сложные слова. В вашем послании должна быть только суть.
— Не так: «Мы же купили тебе новую зубную щетку, зачем ты тогда ее просил, если опять не хочешь чистить зубы, микробы повредят эмаль и будет кариес, ты что хочешь к стоматологу?» Это полный провал. Лучше сказать четко и коротко: «Пора чистить зубы».