Что надо знать родителям пятимесячного малыша
Вашему ребенку уже исполнилось 5 месяцев. Процесс его роста вам был незаметен, но то, что ребенок вырос, вы видите по тому, как он перерос свою одежду. Вам приходится покупать ему рубашечки большего размера. Вы уже знаете требования к одежде: она должна быть теплой, не стеснять движений, нигде не жать, не тереть. Вы не ошибетесь, если будете покупать одежду ребенку на размер больше.
Если ваш ребенок все это время довольствовался маленькой кроваткой, то пора купить кроватку побольше – которая послужит малышу до школы. Если же вы сразу купили большую кроватку, то пришло время опустить у нее дно.
Ваш ребенок по-прежнему должен спать на не очень мягком ровном матрасике из какого-нибудь натурального материала. Также не нужна ребенку подушка (она может понадобится значительно позже – после двух лет). Даже когда ваш ребенок вырастет и пойдет в школу, вы иногда будете замечать: он спит, отодвинув подушку в сторону. Так ему удобнее.
Для того, чтобы ложе ребенка было ровным, положите на матрасик вчетверо сложенное одеяло. На одеяло не забудьте положить клеенку, если малыш спит без подгузника, и только затем – простыню. Концы простыни должны быть хорошо подвернуты под матрасик – не оставляйте на простыне складок.
Одеяло, которым вы укрываете малыша, должно быть легким и теплым. На одеяло надевается хлопчатобумажный пододеяльник.
Иногда в комнате возникают случайные сквозняки. Чтобы уберечь от них ребенка, перекиньте через спинку кроватки байковую пеленку или легкое покрывало. Пусть эти пеленка или покрывало так и остаются здесь все время.
Вы уже заметили, что ребенок ваш стал подвижен, и вас, естественно, радует это. Но в подвижности ребенка таятся и немалые опасности. Изучая окружающий его мир, ваш малыш стремится все схватить, чтобы рассмотреть поближе. Особенно привлекают его яркие блестящие предметы, которые он время от времени видит у вас в руках: ножницы, наперстки, иголки, нож, пилка для ногтей, вязальные спицы и т.д.
Вам понятно, что это не те предметы, с которыми можно ребенку играть – даже в более старшем возрасте. Не оставляйте перечисленные предметы в доступных для ребенка местах. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку.
Опыт показывает, что образцовый порядок в доме – гарантия безопасности для ребенка. Каждая вещь должна лежать на своем месте. А чтобы она там лежала, вы не должны забывать ее положить на место. Неприятные сюрпризы, недоразумения и несчастья происходят в доме тогда, когда вещи перестают «знать место». Продумайте свой быт до мелочей, попробуйте смоделировать несколько опасных ситуаций, вынесите из детской комнаты все ненужное.
Вы уверены, например, что вам нужна в детской комнате ваза на столе? И скатерть?.. Ребенок однажды может схватиться за край скатерти и потянуть ее на себя. И ваза поведет себя не лучшим образом.
Не оставляйте вблизи ребенка острые предметы. Конечно, вы не оставите их специально, но вы можете их обронить. Упала иголка на пол. Вы склонились, поискали и не нашли. И успокоились. Будьте уверены: пройдет некоторое время, и эту иголку найдет ваш ребенок. Откуда ему знать, какую опасность она представляет. Например, для глаз. Или гвоздик, который случайно выронил отец.
Избегайте прогулок в ветреную погоду. Внезапный порыв ветра может насыпать ребенку пыли в глаза. И это закончится конъюнктивитом. В этом возрасте любая болезнь слишком опасна для ребенка и чревата осложнениями. В том числе и конъюнктивит – заболевание такого сложного органа как глаз.
Когда ребенку исполнится пять месяцев, он уже не спит так спокойно, как прежде, и, конечно же, сбрасывает с себя одеяло. Особенно если одеяло не по сезону теплое – ребенку под ним жарко, ребенок потеет. Вы заменили одеяло, но ребенок все равно сбрасывает его, дрыгает во сне ножками. А вы уже устали к нему подниматься; вас постоянно тревожит, как бы малыш не замерз и не заболел…Пришейте к углам одеяльца завязки. Лучше, если это будут резинки. С их помощью вы можете привязать одеяло к прутьям кроватки и уже будете уверены, что ребенок ночью не раскроется.
Если ваш ребенок имеет обыкновение раскрываться ночью, отличным выходом из положения может быть использование спального мешка.
Вы не должны забывать о регулярном контроле со стороны педиатра. Врач профессионально оценит физическое и психическое развитие вашего малыша, соответствует ли это развитие возрасту; если необходимо, покажет ребенка профильному специалисту; оценит состояние здоровья; даст вам советы по уходу.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы
Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Как развивать шестимесячного ребёнка?
Обучающие игры и занятия оказывают большое влияние на умственное, психоэмоциональное развитие ребёнка. Любимые игрушки у детей в полгода – погремушки, книжки с разными звуками, кубики, пирамидки, спиральки, дети с удовольствием играют с коробками, рисуют пальчиковыми красками, пробуют лепить, собирать крупные пазлы, любят пересыпать крупы, макароны, другие мелкие предметы.
Развивающие игры и занятия:
- больше разговаривайте с ребёнком, сопровождайте рассказ жестами, не забывайте о мимике, меняйте интонации;
- расширяйте словарный запас – называйте все предметы, которые встречаются на пути, показывайте обучающие карточки;
- стимулируйте навык ползанья – кладите на коврик яркую игрушку, пусть ребёнок пытается до неё добраться;
- кружите, подкидывайте вверх, качайте на коленках – такие игры хорошо развивают вестибулярный аппарат;
- слушайте музыку, часто дети уже начинают подпевать знакомые песни;
- делайте гимнастику на фитболе, занимайтесь плаваньем – эти упражнения благотворно влияют на общее физическое развитие;
- играйте в прятки, катайте мяч или игрушку на колёсиках;
- для развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры – Ладушки, Сорока;
- привлекайте к делам на кухне – дети с удовольствием погремят крышками, ложками;
- в системе воспитания начинайте прививать культуру питания – приучайте есть на своём месте, аккуратно, показывайте, как пользоваться салфетками.
Специалисты продолжают спорить о пользе и вреде ходунков и прыгунков, но все эти новшества приводят детей в восторг, а маме дают возможность немного передохнуть. Пользоваться помощниками можно и нужно, но не более получаса в день.
Игры на развитие мелкой моторики способствуют формированию правильной речи, улучшают интеллект, умственные способности, но нужно следить, чтобы ребёнок в азарте не проглотил какой-то мелкий предмет.
Режим дня
Соблюдение режима дня – основная составляющая правильного развития нервной системы грудничка. В 6 месяцев дети должны спать 15–16 часов в сутки – 9–10 часов ночью, по 1,5–2 часа трижды в течение дня.
В возрасте 6 месяцев ребёнок должен спать две трети дня
Что входит в режим дня:
- прогулки на свежем воздухе дважды в день, продолжительность зависит от погодных условий;
- к привычным гигиеническим процедурам добавляют уход за ротовой полостью – процедуру нужно проводить специальной насадкой-щёткой, делать это необходимо, даже если первый зуб ещё не появился;
- закаливающие процедуры – солнечные и воздушные ванны, обтирания, ходьба по влажному полотенцу;
- вечернее купание;
- массаж, гимнастика.
Шестимесячных младенцев желательно укладывать в одно и то же время, но по утрам не будить, постепенно ребёнок сам приучается просыпаться.
Шестимесячный ребёнок отличается активностью и любознательностью, активно изучает окружающий мир
Правильный режим дня, полноценное питание, внимание, забота и общение – всё это позволяет детям расти здоровыми и счастливыми
Узнайте больше по теме: Детские заболевания
Что должен уметь ребенок
Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.
Навыки
Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот
Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния
Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.
Физиологическое развитие
Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватки. По статистике, мальчики начинают ходить позже.
Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету
Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.
Психоэмоциональное развитие
Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков
В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу
Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении
В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи
Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна
В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.
Питание
Развитие ребенка 6 месяцев очень зависит от питания. Полгода – рубеж, после которого в рационе малыша появляется иная пища, помимо материнского молока или смеси. Именно в 6 месяцев, как считают педиатры, идеально вводить первый прикорм. Отсюда и свои особенности развития ребенка.
1) Кроха умеет жевать, то есть двигать челюстями.
У вас может появиться соблазн дать малышу твердой, взрослой, пищи, особенно, если у него уже прорезалось несколько зубов. Но детский желудочек пока не готов к такой еде. Лучшим прикормом в этом возрасте будут овощи (при нормальном весе) или каша (при недоборе). Отдайте предпочтение кабачку, цветной капусте, брокколи и гречневой каше. У вас еще будет куча времени, чтобы познакомить кроху и с другой едой, когда его организм будет готов ее принять и переварить.
2) Может кушать густую пищу (например, кашу) с ложечки, втягивая ее губами.
Выделите малышу специальные детские небольшие ложечки, которые помещаются в маленький детский ротик.
Интересно! Издревле на Руси существовала традиция дарить малышу «на первый зуб» серебряную ложечку. Связано это с бактерицидными свойствами серебра. Так, серебряная монета, оставленная на ночь в стакане с водой, убивает все микробы. Также расхожим было поверье, что если постучать серебряной ложкой по первому зубу, то все остальные вылезут безболезненно.
Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Первая половина первого года жизни младенца характеризуется пассивностью к миру, сменяющейся рецептивным интересом. Со второй половины малыш начинает изучать и осваивать окружающий мир и свои возможности в нем. Ребенок в 6 месяцев вступает в период активного интереса ко всему, что находится рядом. Изменения в развитии детей наблюдаются практически каждый день.
Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка
Ребенок в 6 месяцев, развитие которого проходит в нормальных условиях, становится заметно активнее и требует от родителей гораздо большего внимания. Ему уже недостаточно ласковых улыбок, прикосновений и поглаживаний. Наступает пора новых впечатлений, знакомства с окружающим миром и исследования предметов.
К 6 месяцам переживания детей становятся разнообразнее. Если раньше у малыша наблюдалось два основных состояния – «хорошо» и «плохо», то теперь в гамме эмоций появляются «удовлетворен», «недоволен», «насторожен», «испуган», «печален». Ребенок в полгода быстро учится проявлять переживаемые чувства через лепет. Теперь с помощью мимики и звуков он проявляет свои эмоции и выражает желания, прося посадить, взять на руки, дать игрушку. В лепете появляются согласные звуки «с», «з», «ф», «в».
С этого возраста дети начинают более тонко чувствовать интонации, с которыми к ним обращаются. Подолгу занимаются одной игрушкой: рассматривают, отодвигают, сжимают, трясут, стучат ею и тянут в ротик.
Физические навыки малыша в 6 месяцев
В полгода у малышей активно формируются и развиваются новые навыки. Как правило, в 6 месяцев ребенок уже умеет:
- уверенно держать головку, поворачивая ее и контролируя свои движения в любом положении;
- менять положение тела, довольно ловко переворачиваясь с животика на бок, на спинку и обратно, а также крутиться на месте в разные стороны;
- долгое время наблюдать за перемещением игрушки;
- не только держать игрушку в руках, но и перекладывать ее из одной в другую, а также захватывать раскачивающиеся предметы;
- ползать на животике по ровной поверхности на небольшие расстояния (может доползти до заинтересовавшего предмета);
- подолгу лежать на животике, опираясь на ладошки выпрямленных рук, некоторые могут подниматься на четвереньки, раскачиваться взад и вперед;
- пытаться согнуться вперед из положения лежа на спинке;
- практически без напряжения сидеть, имея опору для спинки (в коляске, в детском стуле, «в подушках»);
- лепетать, повторяя звуки (первый признак, что малыш учится говорить);
- проявлять пищевой интерес.
Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода
В этот период пропорции младенцев начинают напоминать телосложение взрослого человека. Развитие ребенка 6 месяцев, мальчика и девочки, уникально и зависит от наследственности, питания и условий жизни. Однако существуют нормы, на которые следует ориентироваться.
Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки
По данным отечественных педиатров нормы веса, роста и окружности головы для шестимесячных деток находятся в границах следующих значений:
- Вес: мальчики – от 6 кг 600 г до 9 кг; девочки – от 6 кг 300г до 8кг 300г.
- Рост: мальчики – от 63 до 69 см; девочки – от 62,5 до 68,8 см.
- Окружность головы: мальчики – от 42 до 45,5 см; девочки – от 41,5 до 44,2 см.
- Окружность груди: мальчики – от 41,4 до 47,6 см; девочки – от 41,6 до 45,8 см.
Питание ребенка в 6 месяцев
Чтобы рост и масса тела малютки находились в пределах указанных выше норм, он должен полноценно и регулярно кушать. Основное питание малыша в 6 месяцев пока составляет грудное молоко или адаптированная смесь, но ближе к концу первого полугодия жизни необходимо вводить прикорм. Педиатры разрешают как базовую, так и педагогическую методику. В первом случае новые блюда предлагаются крохе по расписанию и в ограниченном количестве. Второй вариант – ребенок самостоятельно пробует крошечные порции блюд с «взрослого» стола, к которым у него возникает пищевой интерес.
Меню грудничка в 6 месяцев
Материнское молоко остается главным в рационе полугодовалого младенца, но в обед ему можно предложить новое блюдо. Прикорм малыша в 6 месяцев с нормальной массой тела следует начинать с овощных пюре. Для их приготовления лучше подходят гипоаллергенные продукты, растущие в регионе проживания ребенка:
- кабачок;
- светлая тыква;
- брокколи;
- патиссон;
- цветная капуста.
Пюре делается только из одного овоща и воды. Нельзя добавлять соль, сахар или масло, это слишком интенсивная нагрузка на пищеварительную систему крохи. При переносимости можно разнообразить меню ребенка в 6 месяцев фруктовыми пюре. Их лучше вводить спустя 10-15 дней после пробы овощей. Подойдут простые однокомпонентные пюре из таких плодов:
- персик;
- яблоко;
- банан;
- груша;
- слива;
- абрикос.
Безмолочные каши педиатры рекомендуют вводить позже полугода. Их включение в рацион допускается, если в 6 месяцев ребенку недостает массы тела. Лучше варить безглютеновые крупы:
- кукурузу;
- гречиху;
- рис.
Прикорм начинается с пробы, чтобы отследить реакцию крохи на новый продукт. В первый раз желательно дать малютке 0,5-1 ч. ложку блюда. Постепенно можно наращивать порцию до максимальной границы. Суточные нормы прикорма для 6 месяцев:
- овощное пюре – 10-120 г;
- каша – 10-150 г;
- фруктовое пюре – 5-60 г.
Меню ребенка на ИВ в 6 месяцев
Дети, получающие адаптированную смесь, лучше приспособлены к перевариванию новых продуктов. Искусственное вскармливание детей 6 месяцев продолжается, но не является основным компонентом рациона малыша. Молочные смеси включены в меню в количестве 400-500 мл. Остальной объем пищи – прикорм. Его разнообразие и порции зависят от того, сколько весит ребенок в 6 месяцев, к каким продуктам у него выражен пищевой интерес, есть ли аллергические реакции на определенные блюда. Приблизительные рекомендации по объему прикорма в сутки:
- овощное пюре – 150 г;
- каши – 160 г;
- фруктовые соки и пюре – по 60 г;
- творог – 40 г;
- мясное пюре – до 30 г;
- желток – 0,25 шт. (не каждый день);
- цельное молоко – до 200 мл (в блюда при переносимости);
- галетное печенье, сухари – 3 г (на пробу);
- сливочное, растительное масло – до 3 г (в блюда).
Речевое развитие ребенка 1,5 года
Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие. Малыш способен произносить до 40 облегченных слов.
Умеет отвечать на простые вопросы. Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.
Малыш показывает части тела по просьбе взрослого.Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает их по просьбе взрослого. Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).
Малыш произносит простые слова. Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: “Кто (что) это?” в реальной ситуации и по картинке.
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).
Когда нужно посещать педиатра
Традиционно до года педиатра следует посещать каждый месяц. В 6 месяцев малыша осматривают такие врачи:
- Педиатр,
- Невролог,
- Детский хирург.
Кроме того, как правило, делается общий анализ крови, мочи, кала. Часто ребенка смотрят еще офтальмолог и отоларинголог, чтобы исключить проблемы со слухом.
В годик эта диспансеризация повторяется, и малыша осматривают также детский стоматолог и другие специалисты.
Когда и какие прививки делать
- В 6 месяцев малышу повторяют прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (вакцина АКДС), а также полиомиелита и гепатита B.
- В год ребенку впервые проводят пробу Манту, которая позволяет выявить уровень иммунитета к туберкулезу, и вакцинируют против кори, краснухи и эпидемического паротита.
Посещение врача полезно не только для контроля над здоровьем ребенка — это возможность для мамы забыть о тревогах и довериться специалисту. Конечно, собственный опыт и знания подруг важны, но лучше со всеми вопросами обращаться к врачу.
Навыки шестимесячного ребенка
Есть некоторые критерии, позволяющие оценить развитие младенца. Не все дети осваивают определенные навыки в один и тот же срок. Каждый ребенок индивидуален. Если отсутствие умений настораживает, лучше обратиться к педиатру для контроля над ситуацией. Дети до года легко обучаются, в этом возрасте многое можно исправить и скорректировать. Поэтому ждать до последнего не нужно, лучше перестраховаться
Обращать внимание не только на физическое развитие малыша, но и нервно-психическое, эмоциональное, речевое, на слух и зрение
Физическое развитие шестимесячного малыша
В возрасте 6 месяцев грудничок сидит с помощью родителей или самостоятельно, переворачивается со спины на бок, живот и обратно. Если ребенку дать руку и палец, он сможет подняться из положения лежа. Родителям не придется прикладывать усилий, малыш справится сам с этим упражнением. Пытается ползать, может перемещаться по-пластунски.
К этому возрасту исчезает тонус в мышцах ног и рук, который до этого считался нормой. Если этого не происходит, нужно пройти курс массажа. Движения становятся плавными и размеренными, ребенок берет необходимую игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую точным движением. Хорошо держит голову и поворачивает в нужную ему сторону. Может стоять, если держать за руки. При поддержке подмышками отталкивается от пола, может прыгать. Самые активные встают сами на ноги, используя опору.
Нервно-психическое развитие
Младенец в шесть месяцев реагирует на тон людей, которые с ним общаются. При ласковом и спокойном разговоре улыбается, хмурится, если на него кричат, ругаются. Может злиться, напрягаться, если что-то не получается достать, сделать. То есть ребенок активно проявляет радость, неприязнь, недовольство. Кричит или смеется, в зависимости от ситуации.
Малыш в этом возрасте произносит звуки, речь ребенка называют лепетом. Он должен стать более осмысленным. Малыш говорит громче или тише, может переходить на шепот. Произносит звуки быстро и медленно. Родители могут различить, что именно хочет ребенок: есть, спать или, чтобы его взяли на руки.
Младенец смеется
Психоэмоциональное развитие в 6 месяцев
Когда наступает полгода ребенку, он узнает близких людей, пугается незнакомых. Может отворачиваться от них, тянуть ручки к родителям и даже плакать. У ребенка есть любимая игрушка, к которой он привык, ищет ее, требует. Может найти взглядом предмет, о котором говорят, указать его, понимает смысл речи.
Начинает осознавать, что может воздействовать на предметы, например, что игрушка упадет, если он ее кинет, или зазвенит, если потрясет. Малыш следит за эмоциями родителей, дублирует их, они отражаются в его поведении и на лице. Может хмурить брови, грустить, широко улыбаться. Понимает связь между своим поведением и реакцией родителей. Например, что плач приводит к тому, что появляется мама и успокаивает.
Зрение, слух и речь малыша
Малыша интересуют звуки, которые издают предметы, игрушки, погремушки. Он трясет их, переворачивает, рассматривает, пробует на вкус. Дети любят стучать по предметам, бить их друг об друга
6 месячный ребенок обращает внимание на звуки, раздающиеся вокруг. Определяет направление, откуда они распространяются
Воспринимает самые тихие, шепот или шуршание.
Лепет детей совершенствуется. Кроме воспроизведения гласных, могут повторять простые слоги. Комаровский обозначает, что в возрасте 6 месяцев ребенок должен имитировать звуки животных, кошки, собаки, коровы.