Какая температура требует вызова врача ребенку?
К сожалению, жар бывает у всех детей. Цифра на градуснике иногда может доставить родителям очень неприятные переживания, когда они видят 38, 39, а то и 40 градусов. Это нормально, если ребенок болен — и болеют все дети без исключения. Паниковать точно не стоит — как минимум потому, что это никому не поможет.
Жар является показателем того, что организм борется с инфекцией или вирусом, так же как и рвота. Дети довольно неплохо переносят даже очень высокие температуры, гораздо лучше взрослых. Врача стоит вызвать в том случае, если жар длится дольше суток, к нему прибавляются другие симптомы или же если ваша интуиция говорит вам, что ситуация вышла из-под контроля.
Стоит обратить особое внимание на высокую температуру в том случае, если у вас грудничок младше двух месяцев — с новорожденными оказывается сложнее понять причину жара. Перечислим основные случаи, в которых нужно поскорее обратиться к доктору, если ваш ребенок заболел
Перечислим основные случаи, в которых нужно поскорее обратиться к доктору, если ваш ребенок заболел.
Заболевания верхних дыхательных путей
Наблюдайте внимательно за ребенком, если он кашляет. Температура, которая держится дольше трех суток, отсутствие периодов улучшения состояния, явные признаки обезвоживания организма — эти симптомы могут говорить о присоединении бактериальной вторичной инфекции, а она может вызвать осложнения.
Отиты
Жар, проблемы со сном, явный дискомфорт в ухе или боль, которые продолжаются от одного до трех дней — при этих симптомах обратитесь к врачу, особенно если ребенку меньше полугода. Возможно, без антибиотиков не обойтись.
Желудочные заболевания
Жар, диарея и рвота дольше двух дней могут вызвать сильное обезвоживание организма. Если ребенок отказывается от питья, его моча темного оттенка или он не мочится уже больше шести часов — немедленно обратитесь к доктору.
Как учить говорить ребёнка до года
Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.
От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:
- Способность слышать.
- Функционирующий речевой аппарат.
- Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
- Желание общаться.
Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.
Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.
Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами
Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»
Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».
В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.
С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.
Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка
Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами
Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.
Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:
- речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
- говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
- следить за грамотностью и красотой речи.
У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:
Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».
Раннее развитие детей до года и обучение ребенка – различные понятия
Для крохи в младенчестве важнее именно психическое, физическое развитие. Ребенок, правильно развивающийся в маленьком возрасте, лучше обучается в последствии. Родители обязаны постоянно следить за своим чадом и помогать ему. Дите не должно долго находиться в одной позе, иначе может развиться искривление позвоночника или плоскостопие. Из-за неподвижности у малыша замедляется процесс кровообращения, идет значительная нагрузка на мышцы одной и той же группы, поэтому необходимо периодически переворачивать грудничка.
В раннее развитие детей до года обязательно включается создание максимально удобных и комфортных условий для развития движений ребенка. Чтобы малыш научился ползать, нужно его подготовить к этому: учить с первых дней, лежа на животике, поднимать голову и удерживать ее, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Когда ребенок будет свободно ползать, можно помогать ему, учиться садиться. Все движения, которые малыш до года производит, оказывают благотворное влияние на его общее развитие. Ведь если кроха будет малоподвижным, пассивным, то плохо окрепнут его опорно-двигательный аппарат, мышцы. Двигаясь, ребенок проявляет самостоятельность, настойчивость и упорство, получает массу удовольствий и находится в хорошем настроении.
Раннее развитие детей до года заключается и в ведении беседы с малышом еще до того момента, как он начнет лепетать. Постоянно комментируйте то, что вы совершаете в присутствии ребенка, рассказывайте о предметах, находящихся в его окружении, читайте сказки, пойте песенки. Малыш учится слушать, затем узнает слова, которые часто слышал, а это положительно влияет на процесс формирования речи.
Мамам и папам необходимо научиться играть со своим ребенком. Игры доставляют удовольствие малышу, помогают ему осваивать мир, способствуют развитию. Существуют разнообразные развивающие игры, помогающие родителям реализовать раннее развитие детей до года. Подобрать такие игры можно самим, либо положиться на рекомендации специалистов детской консультации или педагогов в специализированных школах.
Маленькому ребенку будет интересно все: пересыпать песочек, переливать водичку из одного ведерка в другое; складывать пирамидки; составлять из кубиков узоры; находить и прятать предметы; рвать траву, бумагу; открывать и закрывать двери, коробочки; разглядывать и разрисовывать книжки; слушать сказки. В дальнейшем ребенок поймет, что все предметы различны и научится сравнивать их, сортировать по цвету, структуре, форме. В этот период времени незаменимым станет общение с природой. Пусть малыш узнает, что котенок теплый и пушистый, снежок холодный, дерево шершавое и т.д.
Успешное раннее развитие детей до года подтверждается формированием у них новых навыков. Так как ребенок растет быстро, то и воспитательные средства должны меняться. Нужно понимать, когда малышу, например, начинать демонстрировать картинки, а когда учить лепить из пластилина или рисовать. Но в любом случае, раннее развитие детей до года следует начинать с самого рождения.
Раннее развитие детей до года должно основываться на заботе и любви к малышу. Ведь именно родительская любовь и ласка дает ребенку возможность чувствовать себя защищенным, эмоционально развиваться и стремиться познать окружающий его мир.
От 0 до 1 года
Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм
Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.
Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.
Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.
Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.
Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.
Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание
Со временем младенец научится другим способам коммуникации.
Не отлучайте новорождённого от рук насильно
Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.
Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.
Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.
Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».
А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью
И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы
Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.
Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.
Unsplash / Aswin
Взгляд на суеверие со стороны медицины, религии, психологии
- Медицинская точка зрения говорит о том, что рождаясь, новорожденный получает очень много информации сразу. Все ему ново: люди, атмосфера, окружающие звуки. А ко всему этому добавляется инфекционная угроза;
После полной защиты в материнской утробе, его ослабленный и неприученный организм сталкивается с различными вирусами и микробами.
Для комфортной же адаптации необходимо максимально оградить ребенка от лишней нагрузки: как эмоциональной, психической, так и бактериологической. Чем меньше людей, тем лучше.Читайте статью: Как защитить ребенка от простуды?>>>
Благодаря периоду первых 40 дней, происходит профилактика различных вирусных заболеваний. Ведь организм новорожденного настолько слаб, что малейший вирус или простое инфекционное заболевание может плачевно сказаться на здоровье ребенка в будущем.
Организм взрослого крепче, а иммунная система уже настроена на правильную защитную работу. И даже, если в гости зайдет, на первый взгляд, здоровый человек — у ребенка может проявиться, в этот же вечер, любое расстройство в его слабом организме. Именно поэтому врач перинатолог, терапевт, а также консультант по грудному вскармливанию, в один голос предупреждают родителей не спешить с приемом гостей как минимум в первые 40 дней.
- А как религия смотрит на вопрос данного суеверия? Религия настаивает на том что новорожденный, до 40 дней жизни, еще не имеет защиты от окружающих его негативных сил. Как мы знаем, Ангел-хранитель берет ребенка под свое покровительство после крещения. По традиции православной веры, этап крещения приходится как раз на 40-й день жизни.
Суеверие касается не только прямого контакта ребенка и человека, но и его фотографий. Поэтому некоторые священники не советуют даже фотографировать новорожденного в послеродовый период, не то чтобы показывать фотографии. Само число 40, несет в себе сильное значение:
- 40 дней длился всемирный потоп;
- 40 дней блуждает душа рядом с умершим телом;
- 40 дней душа крепнет в теле новорожденного.
- С психологической точки зрения, первые 40 дней нужны не только ребенку, но и его матери. Молодая мама проделала огромную, непосильную работу, она носила в себе малыша, питала своей плотью в течение 280 дней, рожала несколько часов, испытывая изматывающую боль схваток;
А ведь послеродовый период не у всех рожениц проходит гладко: послеоперационные разрывы, гормональная перестройка, налаживание процесса кормления — все это отображается на психологическом состоянии матери.
Ведь сейчас ей придется не только ко многому привыкнуть (пеленать, кормить, купать (Узнайте, как купать новорожденного?>>>), ухаживать ночью и днем), но также перенести сложный период послеродовой депрессии. Добавим к этому, что в первые месяцы ребенок налаживает контакт со своей мамой, это происходит через принятие материнского молока, ощущение маминых прикосновений, слушание интонаций маминого голоса.
А присутствующие гости будут мешать всему природному процессу контакта мамы и ребенка, так как им тоже нужно будет уделять внимание
- Напоследок, хочется обратиться к более древней мысли о первых 40 днях. Ведь суеверие суеверием, а корни идут еще с язычества. По старым поверьям, наш мир разделен на две части: мир живых и мир ушедших (мертвых душ). В мире ушедших душ, все так же как и в мире живых, с одной зеркальной разницей: 40 дней это период перехода умершего в мир мертвых душ.
Соответственно, в мире живых 40 дней это принятие ребенка в мир жизни. В языческое время, проводились определенные обряды, дабы помочь душе благодатно переправиться в другой мир и именно в эти 40 дней, старались максимально защитить новорожденного от дурного глаза. Сейчас весь обряд помощи души стерся из нашей памяти, но само суеверие о 40 днях неприкосновенности, осталось.
Внимание! Уставший и перевозбужденный ребенок очень долго не может заснуть. А заснув, вздрагивает и просыпается часто ночью
Что уж говорить об измученной матери. Эмоциональные срывы влекут за собой не только проявление невралгии, но и возможность потерять молоко.
Поэтому стоит открыто объяснить всем желающим увидеть новорожденного, о невозможности посещения мамы и ребенка, в ближайшие 1,5–2 месяца.
Взгляд на суеверие со стороны медицины, религии, психологии
- Медицинская точка зрения говорит о том, что рождаясь, новорожденный получает очень много информации сразу. Все ему ново: люди, атмосфера, окружающие звуки. А ко всему этому добавляется инфекционная угроза;
После полной защиты в материнской утробе, его ослабленный и неприученный организм сталкивается с различными вирусами и микробами.
Для комфортной же адаптации необходимо максимально оградить ребенка от лишней нагрузки: как эмоциональной, психической, так и бактериологической. Чем меньше людей, тем лучше.
Благодаря периоду первых 40 дней, происходит профилактика различных вирусных заболеваний. Ведь организм новорожденного настолько слаб, что малейший вирус или простое инфекционное заболевание может плачевно сказаться на здоровье ребенка в будущем.
Организм взрослого крепче, а иммунная система уже настроена на правильную защитную работу. И даже, если в гости зайдет, на первый взгляд, здоровый человек — у ребенка может проявиться, в этот же вечер, любое расстройство в его слабом организме. Именно поэтому врач перинатолог, терапевт, а также консультант по грудному вскармливанию, в один голос предупреждают родителей не спешить с приемом гостей как минимум в первые 40 дней.
- А как религия смотрит на вопрос данного суеверия? Религия настаивает на том что новорожденный, до 40 дней жизни, еще не имеет защиты от окружающих его негативных сил. Как мы знаем, Ангел-хранитель берет ребенка под свое покровительство после крещения. По традиции православной веры, этап крещения приходится как раз на 40-й день жизни.
Суеверие касается не только прямого контакта ребенка и человека, но и его фотографий. Поэтому некоторые священники не советуют даже фотографировать новорожденного в послеродовый период, не то чтобы показывать фотографии. Само число 40, несет в себе сильное значение:
- 40 дней длился всемирный потоп;
- 40 дней блуждает душа рядом с умершим телом;
- 40 дней душа крепнет в теле новорожденного.
- С психологической точки зрения, первые 40 дней нужны не только ребенку, но и его матери. Молодая мама проделала огромную, непосильную работу, она носила в себе малыша, питала своей плотью в течение 280 дней, рожала несколько часов, испытывая изматывающую боль схваток;
А ведь послеродовый период не у всех рожениц проходит гладко: послеоперационные разрывы, гормональная перестройка, налаживание процесса кормления — все это отображается на психологическом состоянии матери.
Поэтому в течение 40 дней после родов, нельзя допускать лишних эмоциональных нагрузок на молодую маму.
Ведь сейчас ей придется не только ко многому привыкнуть (пеленать, кормить, купать
, ухаживать ночью и днем), но также перенести сложный период послеродовой депрессии. Добавим к этому, что в первые месяцы ребенок налаживает контакт со своей мамой, это происходит через принятие материнского молока, ощущение маминых прикосновений, слушание интонаций маминого голоса.
А присутствующие гости будут мешать всему природному процессу контакта мамы и ребенка, так как им тоже нужно будет уделять внимание
- Напоследок, хочется обратиться к более древней мысли о первых 40 днях. Ведь суеверие суеверием, а корни идут еще с язычества. По старым поверьям, наш мир разделен на две части: мир живых и мир ушедших (мертвых душ). В мире ушедших душ, все так же как и в мире живых, с одной зеркальной разницей: 40 дней это период перехода умершего в мир мертвых душ.
Соответственно, в мире живых 40 дней это принятие ребенка в мир жизни. В языческое время, проводились определенные обряды, дабы помочь душе благодатно переправиться в другой мир и именно в эти 40 дней, старались максимально защитить новорожденного от дурного глаза. Сейчас весь обряд помощи души стерся из нашей памяти, но само суеверие о 40 днях неприкосновенности, осталось.
Поэтому стоит открыто объяснить всем желающим увидеть новорожденного, о невозможности посещения мамы и ребенка, в ближайшие 1,5–2 месяца.
Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни
Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?
Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Упражнения перед зеркалом
Зеркальная поверхность – отличная развивающая игрушка, разумеется, при условии правильного с ней обращения и учёта возрастного фактора
Самое важное – запастись безопасным зеркальцем и внимательно отслеживать реакцию маленького человечка
Игры для ребёнка младше 6 месяцев
Зеркало отлично подходит для совершенствования пространственно-зрительного восприятия у маленьких ребятишек.
Алгоритм занятий состоит из нескольких последовательных действий:
- Ребёнка берут на ручки и подносят к большому зеркалу на оптимальное для новорождённого расстояние – 30 см. Необходимо дождаться, когда кроха сконцентрирует взгляд на отражении.
- После этого мать улыбается и, обращаясь к детскому отражению, мягко говорит: «Здравствуй, милый, это я – твоя мама. Смотри, как я умею открывать и закрывать глаза. Гляди, как я улыбаюсь». Все фразы нужно сопровождать соответствующими действиями.
- Поскольку грудничок ещё маленький, чтобы отслеживать движения пальчиком, мама берёт его ручку и показывает сама, где в зеркале находится он, а что в этот момент делает она.
Такие игры проводят только с ребёнком, который находится в хорошем настроении. Малыш не должен испытывать никакого дискомфорта.
Игры для младенца старше 6 месяцев
Когда малыш поймёт, что в зеркале напротив находится он сам, можно немного усложнить упражнения.
- Перед зеркалом показывайте и называйте части лица: глаза, ушки, нос, губы. Подобная методика позволяет в кратчайшие сроки выучить название и расположение частей тела и ускорить развитие речи.
- Ребёнку постарше показывают зеркально отражённые предметы, картинки и буквы. Зачем это нужно? Такая игра помогает совершенно по-иному изучить уже знакомые вещи.
- Эмоциональные упражнения – ещё один тип «зеркальных» игр. Предложите малышу рассматривать себя в зеркале и выражать различные эмоции: улыбаться, хмуриться, дразниться. Такие занятия лучше проводить вместе, так будет веселее.
Хорошая идея – показать ребёнку его грязное лицо в зеркале. Если он начнёт очищать отражающую поверхность, необходимо пояснить, что оттирать следует своё личико, в этом случае и грязь в отражении пропадёт. Это очень эффективное упражнение для развития самовосприятия.
Зеркало может помочь и в формировании такого полезного навыка, как самостоятельное одевание. Специалисты рекомендуют перед улицей выставлять малыша перед зеркалом, чтобы он надевал шапку, курточку и перчатки, рассматривая себя со стороны.
Как наладить сон ребенка?
Некоторые родители жалуются, что им сложно уложить грудного ребенка спать. Рассмотрим наиболее распространенные проблемные ситуации:
Младенец не засыпает ночью
Грудной младенец может прекрасно вести себя на протяжении всего дня — и при этом устраивать родителям настоящие «концерты» с приближением ночи. Эксперты, изучающие сон младенцев, назвали это явление «биологическим программированием системы бодрствования». В такие моменты грудничок и рад бы уснуть, но не может, что, в свою очередь, вызывает у него плач и раздражение. Если ваш кроха тоже ложится спать только «с боем», попробуйте прибегнуть к следующим приемам:
- если младенцу не противопоказаны водные процедуры, накануне отхода к ночному сну искупайте его в теплой ванной;
- не забывайте заблаговременно выключать телевизор/радио и приглушать свет в комнате, где спит малыш;
- чтобы ваше чадо чувствовало себя спокойнее перед сном, хотя бы немного подержите его на руках, прежде чем положить в кроватку.
Малыш спит «не вовремя»
Многим мамам наверняка знакома такая ситуация в конце долгого дня: стоит женщине только подумать, что ее кроха вот-вот уснет, как малыш, вопреки ожиданиям, вдруг становится бодрым. Женщина, между тем, уже настроилась на длительный отдых, и начинает нервничать, поскольку неугомонное чадо нарушает ее планы. Почувствовав мамин негатив, новорожденный теперь уже вовсе не хочет спать, — в итоге получается своего рода замкнутый круг.
Увы, предпринять что-либо эффективное в такой ситуации, как правило, невозможно; ведь ребенок спит только тогда, когда он этого действительно хочет. Поэтому единственно правильное решение для женщины — вспомнить о том, что малыш отказывается спать вовсе не потому, что он вредный или капризный. Просто кроха ничего не знает о правилах, согласно которым, спать нужно ночью, а бодрствовать — днем. Соответственно, все, что остается маме — это запастись терпением и в первое время, по возможности, стараться поспать одновременно со своим чадом.
Кроха не засыпает без укачивания
Если грудничка с первых дней жизни часто укачивали перед сном, то в дальнейшем он наверняка еще долго не захочет обходиться без этого ритуала, и изменить его привычки будет непросто.
Бывает, что родители беспокойного малыша просто вынуждены прибегать к укачиванию как к единственной эффективной мере. Хорошим подспорьем в данном случае становятся кроватки со специальными укачивателями, специальные шезлонги или же моторчики для обычных кроваток. Другие родители принципиально не укачивают ребенка, терпеливо ожидая, когда тот устанет плакать и, в конце концов, уснет самостоятельно. Существует и редкая категория «особо счастливых» мам и пап, чьи малыши легко засыпают сами.
Если вы приучили ребенка к качанию и теперь пытаетесь избавить его от этой привычки, попробуйте изменить привычный для вашего чада ход событий перед отправкой крохи в кроватку. Перенесите купание на другие часы, поменяйте очередность приема ванны и массажа; временно замените водные процедуры на обтирание крохи теплым влажным полотенцем и т. д. Не исключена вероятность, что, внеся изменения в традиционную «программу» малыша, вы сможете удачно исключить из нее нежелательный пункт под названием «укачивание». Чтобы ребенок не капризничал, ласково поговорите с ним после того, как уложите его в постель; спойте колыбельную, сидя возле кроватки и держа кроху за ручку. Главное — не нервничать и не раздражаться, иначе малыш почувствует ваш настрой и уж точно передумает засыпать.
Грудничок засыпает только на руках
Порой новорожденные так привыкают к ощущению присутствия мамы, что категорически отказываются находиться где-то, кроме ее заботливых рук. Все время носить крошку на руках или в слинге, осуществляя при этом домашние дела, довольно тяжело. Ночью же, когда маме нужен полноценный отдых, ей тем более необходимо хотя бы на несколько часов расстаться с малышом
В данном случае может оказаться эффективной следующая мера: кормите малыша перед вечерним сном, лежа с ним на своей кровати, а когда грудничок уснет, осторожно отодвиньтесь от него и выйдите из комнаты, оставив рядом с малюткой свою вещь. Запах мамы будет создавать у малыша иллюзию ее близкого присутствия
Перенести в дальнейшем младенца в другое место, не разбудив его при этом, будет намного легче, если кроха уснет на сложенном вчетверо толстом одеяле или на тонкой подушке.
Народные приметы
Многие люди задаются вопросом, почему до 40 дней новорожденного нельзя показывать. Кроме этого поверья, есть и такие:
- Малыша нельзя целовать в губы. Предание гласит, что это может повлечь немоту (малютка не будет разговаривать).
- Младенца запрещено возле зеркала проносить так, чтобы в нем было его отражение. Считается, что это действие навлечет на него ужасный недуг, сильный сглаз и даже смерть.
- Нельзя качать кроватку, коляску, колыбель без ребенка – можно навлечь на него непоправимые последствия.
- Нельзя новорожденного кормить грудью и купать при посторонних – существует огромная вероятность сглаза. Иногда человек сглазить может, даже не подозревая об этом сам.
- Если младенца намазать салом, то удача ему будет сопутствовать всю жизнь.
Многие народные предания у новоиспеченных родителей вызывают всего лишь улыбку. Ведь если так мыслить, то к сглазу можно отнести любое отрицательное событие в жизни малютки: нервные расстройства, колики, боль в животике и так далее.
Тем не менее, некоторые папочки и мамочки ко многим народным приметам относятся с осторожностью, стараясь всячески их соблюдать. Они знают также о том, что новорожденного нельзя до 40 дней показывать и придерживаются этого правила
Пеленки: за и против
Педиатры заметили, что при тугом пеленании новорожденным может быть труднее дышать, а освобожденный от «пут» ребенок принимает определенную позу, прижимая к себе ножки и ручки. Эта физиологически правильная поза наиболее удобна для новорожденного: именно в таком виде он пребывал на протяжении девяти месяцев до родов. Так что некоторые доктора сейчас говорят, что тугое пеленание не нужно. На вопросы о том, обязательно ли пеленать новорожденных, обычно отвечают отрицательно либо рекомендуют пользоваться «свободной» техникой пеленания. В этом случае ребенок может свободно шевелить ручками и ножками, принимая комфортные ему позы.
Почему нужно пеленать детей, если это физиологически неправильно? Сторонники метода называют немало плюсов от пеленания новорожденных.
На пеленках нет швов, пуговиц, резинок и прочих деталей, которые могут натереть кожу младенца.
Пеленки помогают экономить. После родов семейный бюджет, как правило, несколько проседает, так что двадцать пеленок и несколько распашонок, в которых ребенок может комфортно спать до полугода — это солидная экономия. Ведь зачем покупать одежду, которая через некоторое время будет уже маленькой.
Несколько слоев пеленочной ткани удобнее и теплее, чем несколько слоев одежды: внутри такого кокона поддерживается оптимальная температура.
Считается, что туго запеленутый младенец крепче спит и реже просыпается, так как не шевелит ручками во сне и не может разбудить сам себя.
Противники процедуры решительно не понимают, зачем пеленать детей, и тоже имеют весомые аргументы против пеленания новорожденного, даже на ночь.
Тугое пеленание может препятствовать нормальному кровообращению, а постоянное пребывание ног малыша в выпрямленном положении может привести к вывиху тазобедренного сустава.
Психологи полагают, что тугое пеленание новорожденного может плохо сказаться на детской психике.
Основной функцией пеленок на протяжении веков была защита ребенка от холода. В современных квартирах с центральным отоплением такая мера является лишней.
Пеленание препятствует изучению окружающей обстановки: уже через несколько месяцев после рождения ребенок научится переворачиваться, а затем и ползать. Активный кроха все равно выберется из пеленок, так что детская одежда гораздо лучше защитит его от холода.
Однако стоит понимать, что никакие пеленки или их отсутствие не повлияют на формирование детской психики так, как обстановка внутри семьи. Кроме того, огромную роль играет генетика и наследственность, социальные и бытовые условия и множество других факторов. Так что для развития полноценной личности требуются вовсе не пеленки или их отсутствие. И родители могут совершенно спокойно решить для себя: надо ли пеленать ребенка, до скольких месяцев, зачем это нужно, если есть огромный выбор красивой и удобной одежды для новорожденных.