Как добиться порядка в детской?
Характер и привычки у детей начинают формироваться с раннего возраста, поэтому приучать их к чистоте рекомендуется максимум с 2-3 лет. В таком возрасте малыши копируют поведение взрослых, ведь для несмышленого крохи мама и папа являются авторитетом. Обучение стоит проводить в игровой форме. Например, позанимавшись с ребенком, предложите ему отправить кукол в домик, машинки в гараж, плюшевые игрушки на волшебные полки и так далее.
Помогайте малышу разбирать игрушки. В идеале у каждой их них должно быть свое определенное место. Для их хранения можно использовать полки, специальные контейнеры, ящики или обычные картонные коробки. Проследите за тем, чтобы ребенок мог без посторонней помощи достать и убрать игрушки.
Чтобы уборка превратилась в привычку рекомендуется разработать план действий для каждого члена семьи на несколько дней или на месяц вперед. Для самых маленьких его можно изготовить в виде рисунков с яркими картинками и если малыш успешно справился со своим заданием, то под пунктом можно поставить галочку или нарисовать смайлик. Такие положительные отметки мотивируют детей и приучают их выполнять свои обязанности вовремя.
По мере взросления детей должны увеличиваться и требования к ним. Если 2-3 годовалого кроху можно попросить лишь убрать за собой игрушки, то в 4-3 годика можно привлечь его к домашним делам, например, протереть пыль, собрать мусор, дети более старшего возраста способны справиться с более серьезными задачами
Но во всем важно соблюдать меру и постепенность. Ребенок должен понимать, что он занимается полезной для всех работой, а помощь родителям должна превратить в привычку
Наведение порядка дети должны воспринимать как ежедневную работу, в которой участвует вся семья. Поэтому если мама целый день бегает по квартире, решая бытовые проблемы, а папа в это время лежит на диване, ребенок будет воспринимать уборку как прихоть мамы.
А вот заставить убраться за собой подростка практически невозможно, если в детстве он не участвовал в наведении порядка в доме. Тинейджеры остро реагируют на критику и принуждение, но ругаться на них из-за этого не стоит. Чтобы привлечь их к работе можно нужно придерживаться следующих советов:
- Поставленная задача должна быть четкой. Например: “Комната должна быть убрана к обеду”.
- Подшучивать над подростком нельзя. Это будет восприниматься им как обида и неуважение со стороны взрослых. Также нельзя сравнивать его с другими детьми.
- Уборка должна превраться в обычное дело, а чтоба она проходила веселее, то можно включить любимую музыку ребенка.
- Если ни один метод не работает, то заведите щенка. Животному без разницы чьи вещи разбросаны по дому. Подросток вряд ли захочет ходить в погрызанной одежде или заново переписывать тетради, поэтому начнет следить, чтобы новый питомец до них не добрался.
Воспитание – это ежедневная работа. Поэтому, чтобы приучить малыша собирать за собой вещи, игрушки, школьные принадлежности, нужно каждый день заставлять его это делать. Конечно взрослые должны помогать своим детям, но вот делать за них всю работу нельзя. С самого начала родители показывают пример малышам, объясняя как, куда и зачем нужно расставлять игрушки.
Помните, чем увлекательней занятие, тем активнее ребята будут в нем участвовать. Например, генеральная уборка станет гораздо веселей если вместо обычных тряпок взять волшебные или вывозить мусор на грузовике.
Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате
Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.
Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.
Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:
Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась
Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.
Каждой игрушке – свой домик
Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.
Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).
Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?
Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!
Учимся уважать друзей
Дети растут, а вместе с ними «подрастают» друзья-игрушки. Меняется их количество, характер. Для малышей эти привычные предметы становятся одушевленными «помощниками», способными слушать, играть, разговаривать.
Теперь проблема приучения к аккуратности не исчезает, она требует повышенного внимания. Для игрушечных героев отводят специальное место: красочные корзины, цветные коробки, просторные полки, детские комоды, ящики. Детям придумывают сказку о том, почему друзья любят отдыхать здесь, какими впечатлениями делятся за день. Главное, чтобы детки понимали и поддерживали условия этой игры, проявляя повышенный интерес. Если зарифмовать нехитрые правила, проговаривать рифмы ежедневно, то малыш научиться их применять.
С какого возраста приучать ребенка убирать за собой игрушки
Чем раньше – тем проще. Как только кроха начинает ходить, игрушки с коврика начинают со страшной силой «расползаться» по всему дому. Иногда просто удивляешься, как малыш умудряется создать такой беспорядок! Маме приходится ходить за ним следом и методично собирать раскиданных под ногами зайцев, кубики, машинки. Конечно же, в этом возрасте дети просто еще не понимают, что они наводят беспорядок
Но мама-то об этом знает! Поэтому ей следует не просто безмолвно ходить и собирать игрушки за чадом, а уже начинать обращать его внимание на свои действия
Вот, например, полуторагодовалый малыш принес на кухню к маме своего любимого мишку, но увидав блестящую кастрюльку, бросил его на пол и потянулся к другой, более интересной для себя игрушке. Что делать маме? Стоит присесть на корточки возле мишутки и «поплакать» его (медвежонка) голосом. Вот, мол, бросили меня на пол, а пол грязный, холодный и жесткий.
Ребенок всенепременно обратит на такой призыв внимание. Пусть возьмет игрушку на руки и посадит его на стул, а потом уже займется интересующей его кастрюлькой
Таким образом, уже в возрасте до 2 лет вполне возможно начать приучать кроху к внимательному отношению к игрушкам. Маленькие детки по натуре очень добрые, и если им объяснить, что игрушкам плохо, когда их бросают или ломают, то они начинают их жалеть и относиться к ним аккуратнее и бережливей. Ну, а привычка складывать все по местам – дело наживное, и если родители проявят упорство и терпение, то к 3 годам ребенок будет прибирать после себя безо всякого напоминания.
Как приучить ребенка убирать за собой игрушки
Особых инструкций поэтапного приучения к порядку ни у одного педагога нет. Все детки рождаются и с разными характерами и с разными наклонностями. Но есть одно, что объединяет их всех и что родители могут использовать себе (и, конечно же, детям) во благо – это позитив и хорошее настроение. С ребенком только тогда легко найти общий язык и договориться о чем угодно, если у него на душе весело. Положительный настрой на скучную для него уборку игрушек легко заполучить только в игре, в некой таинственности и ритуальности действия.
Какие еще моменты помогут родителям легко приучить малыша складывать его игрушки по местам?
- Не оставляйте ребенку сразу много игрушек. Спрячьте часть их подальше и выдавайте партиями. Одни достали – другие убрали. Малыша будет легче заставить собирать, когда он увидит, что игрушек немного.
- Придумайте или купите под игрушки какие-нибудь необычные контейнеры, корзины, чемоданы или мешки. Прятать своих игрушечных зверят в красивый сундучок куда как интересней, чем в скучную коробку.
- Никогда не оставляйте игрушки разбросанными на ночь: как бы ни устал ребенок, он должен найти в себе силы и уложить все свои игрушки спать.
- Хитрым приемом для «нехочух» будет спрятать от него игрушки, которые он вовремя не прибрал и сказать, что они обиделись на него и ушли. Конечно, если у малыша много игрушек, то такие «побеги» могут продолжаться не один день. Но когда придет время и у него просто не окажется чем играть, он обязательно задумается, а прав ли он был, когда отказывался прибирать все на места. Разруливать ситуацию каждый из родителей будет в меру своей находчивости.
- Не стоит награждать малыша всякий раз за выполненную им уборку игрушек. Похвалить – да, но призы и поощрения в виде сладостей или мультиков воспитают в нем уверенность, что все, что он делает – делает ради материального поощрения, а не потому, что так надо.
- На первых порах не требуйте от ребенка идеального порядка. Пусть начнет с малого – просто положит на полку книжку, которую смотрел или вместе с мамой сложит в коробку кубики. Старайтесь быть с ним рядом, советовать и подсказывать, куда и что нужно положить.
Ну и главное: не расстраивайтесь, если малыш что-то сделает не так или, будучи в плохом настроении, станет отказываться от уборки. Просто будьте настойчивы и помогите ему быстро и весело спрятать все игрушки «по домам».
Особенности приучения ребенка к порядку
Чем младше ребенок, тем легче приучить его к порядку. Если этим заниматься практически с младенчества, к четырем годам уборка превратится в стойкую привычку.
Не скупитесь на похвалу и поощрение малыша. Порой даже одно доброе слово может стать для крохи стимулом к уборке.
Количество игрушек в комнате должно быть в разумных пределах. Половину из них рекомендуется спрятать в недоступном месте. И когда ребенок потеряет интерес к имеющимся игрушкам, то их можно будет заменить
Также нужно своевременно выбрасывать сломанные и ненужные предметы.
Важно проводить уборку в то время, когда ребенок бодр и весел. Если же кроха хочет спать, то он будет капризничать.
Помогать родителям нужно приучать с младенчества
И если во время уборки малыш случайно разобьет посуду или свалит цветок, то не ругайте его за это. Упреки лишь отобьют желание помочь. Лучше похвалите кроху за старания и в дальнейшем эти маленькие жертвы окупятся многократно окупятся.
Во всем нужно соблюдать терпение. Конечно порой это сделать крайне сложно, но только так можно будет добиться хороших результатов.
Нужно во всем соблюдать постепенность. Маленькому ребенку трудно в одиночку убрать всю комнату, поэтому мама должна ему помогать. Чем старше становится кроха, тем меньше ему требуется помощь взрослого.
Не мотивируйте детей призами. Лишь самых маленьких можно поощрять вознаграждением. Лучшей наградой для крохи за уборку станут мультики, конфеты или прогулка. В дальнейшем ребенка можно будет лишь похвалить за чистоту.
Не стоит ждать от крохи идеального порядка. Даже если малыш собрал игрушки, но сделал это не аккуратно, его нужно похвалить. Со временем, когда он научится расставлять предметы по местам можно будет сделать ему замечание о том, что они расставлены неправильно. Покажите наглядно как правильно их разместить.
Учим ребенка собирать свои игрушки
Чем раньше родители научат следить за порядком, тем лучше будут результаты
Это доказанный факт, но в своём стремлении вырастить трудолюбивого чистюлю, важно не переусердствовать и учитывать возрастные особенности
Откликаться на просьбы дети начинают в 1–1,5 года. Они уже могут что-то достать, принести, собрать и т. д. Это идеальный возраст для обучения порядку и правилу «поиграл — убери». До 2 лет малыши на любые просьбы откликаются с удовольствием, не протестуют и не капризничают. Более взрослые дети ведут себя иначе. В 2,5–3 года начинается пора экспериментов, когда маму и папу проверяют на прочность, а именно готовы ли они уступать, если им не подчиниться. В этом возрасте у ребёнка прибавляется занятий и увлечений, их уже не так впечатляет похвала, поэтому найти правильный подход и приучить к порядку намного сложнее. Если мама, не дождавшись реакции, сама возьмется за уборку игрушек, малыш поймет, что протест сработал, и в дальнейшем будет активно пользоваться своим умением манипулировать.
В таких ситуациях многое зависит от поведения взрослых. Временный беспорядок можно потерпеть, а вот с непослушанием подрастающего ленивца справиться будет труднее. Если ребёнок проигнорировал ваши слова и убирать свои игрушки не желает, подождите, пока он сам чего-нибудь захочет. Как только просьба прозвучит, доброжелательно напомните о том, что игрушки так и не собраны. Пусть привыкает к тому, что незаконченные дела нужно завершать. Это хорошее качество, в будущем оно пригодится.
Уступчивость и излишняя строгость родителей одинаково бесполезны. Чтобы приучить детей собирать игрушки, придерживайтесь следущих проверенных правил.
Показывайте пример
Что такое порядок, маленькому ребёнку объяснить сложно. Учить хорошему необходимо на личном примере. Нельзя требовать того, чего вы не делаете сами. Беспорядок запоминается. Дети привыкают к любым условиям и, если с рождения они видят горы немытой посуды и разбросанные по квартире вещи, это становится нормой. Малыш копирует поведение родителей. При отсутствии достойного примера для подражания, он не проявят интереса убирать за собой игрушки.
Учите играючи и делите обязанности
В одиночестве и без напоминаний ребёнок вряд ли возьмётся за уборку. Придётся напоминать. Маленьких детей в 3 года очень легко увлечь интересной игрой. Он мгновенно откликается на предложение родителей посоревноваться, например, кто быстрее соберёт пирамидку или соберёт в коробку карандаши.
Не настаивайте на самостоятельности. Если в комнате полнейший хаос, объём работ для маленького малыша может оказаться непосильным. Убирайте вместе с ребёнком, пусть он собирает кубики, а вы складываете книжки. Так можно не только приучить поддерживать порядок, но и научить определять место для каждой игрушки: машинки в гараж, конструктор в коробку, куклу в коляску и т. д. Главное, сразу дать понять, что ваше участие — это только помощь.
Не принуждайте, а стимулируйте
Уборка игрушек не должна быть разовой акцией. Приучите ребёнка наводить порядки регулярно. Если малыш увлеченно прибрался за собой сегодня, это не означает, что завтра с таким же энтузиазмом он сделает то же самое. При отказе выполнить вашу просьбу проще всего пригрозить и прикрикнуть, но это не выход. Можно попросить, но настойчиво и твердо, избегая угрожающего и приказного тона.
Хвалите за старания, подбадривайте и поощряйте малыша. Можно предложить прогулку, поход в цирк или просмотр любимого мультика, но только после уборки. Это не шантаж, а хорошо действующий стимул. Обещание купить новую куклу или машинку после того, как ребёнок выполнит просьбу тоже работающий стимул, но материальными подарками лучше не злоупотреблять.
До трех лет — приглашаем к уборке
До трех лет дети только начинают понимать, что происходит вокруг, поэтому лучше приглашать их присоединиться к своим делам. Опять же, делать это надо спокойно и доброжелательно, без криков и угроз.
Евгения Харченко, организатор пространства
Дети начинают откликаться на предложение класть игрушки на место с восьми месяцев, с года, с полутора лет. Точного времени нет, каждый ребенок развивается по-своему.
При этом важно научить ребенка сортировать игрушки. Детям до трех лет лучше складывать игрушки в закрытые коробки или сундуки: в этом возрасте они открывают шкафы, лезут во все коробки и так познают мир
Поэтому, если игрушки будут лежать в контейнерах с крышкой, детям будет интереснее: сначала они достанут саму коробку, откроют, а уже потом примутся на игрушки. Кроме того, мамам сложнее ухаживать за открытыми стеллажами, потому что пыль на них надо протирать ежедневно. С закрытыми шкафами это можно делать раз в месяц.
Игрушки для развития и поделок должны лежать отдельно, играть в них можно в определенном месте, например на специальном столике. Так ребенок приучается к порядку: едят на кухне, занимаются тоже в определенной зоне — и когда ребенок пойдет в школу, он быстрее привыкнет к рабочему месту.
Мелкие игрушки стоит убрать сразу после игры, а большие машины или метрового плюшевого медведя — вечером, перед сном. Крупные игрушки не мешаются под ногами и не создают бардак.
Начинать уборку надо с одной игрушки в день, на следующий день можно убрать уже две и так далее, пока ребенок не научится раскладывать по местам все игрушки разом.
Уборка может быть не только веселой, но и познавательной, помогать развиваться. Так, можно попросить ребенка называть цвета игрушек: «Давай уберем красный мяч, желтого мишку, белую машинку, игрушку из-под стула, куклу со стола».
Особенности приучения к порядку
Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?
Есть 2 варианта объяснить это:
В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.
Родители должны подавать пример
В вопросе уборки игрушек не стоит забывать главное правило – воспитываем личным примером. Если родители никогда не кладут свои вещи на место, а к любой уборке приступают с лицом мученика, то не удивительно, что и ребенок будет относиться к своим обязанностям, как к каторге, а «почетную обязанность» уборки игрушек предоставит взрослым.
Вообще же детишки лет четырех уже очень чувствительны к прекрасному и с удовольствием расставляют машинки (или кукол) на полочках красиво. Но даже если малыш упрямится и с завидной настойчивостью продолжает раскидывать только что убранные игрушки, не стоит показывать свое нежелание заниматься таким «интересным и нужным делом», а продолжать наводить порядок в детской. Если малыш видит, что мама не сердится и кричит, а помогает жителям детской приготовиться ко сну, или наводит порядок под веселую музыку, то скоро у нее появится маленький помощник.
Санкции и штрафы
Может быть и такое — перепробовав все способы и уговоры – малыш по-прежнему отказывается убирать «последствия» своих игр. В этом случае детские психологи рекомендуют внедрить на время систему штрафов. Как это будет выглядеть— зависит от фантазии родителей. Есть несколько методов «приструнить» несговорчивое чадо:
- спрячьте все игрушки, которые остались на полу после уборки. Установите чёткий срок, в течение которого они будут не доступны;
- поделить поровну. Когда кроха не видит, переберите его «сокровища». Одну половину верните на место, другую— спрячьте. Возможно из-за большого количества конструкторов, мягких зверушек, кукол и машинок малышу тяжело убирать их после игр;
- заведите небольшую коробку и обклейте её темным цветом. Туда также складывайте игрушки, которым не удалось попасть на своё место. Чётко и спокойно объясните, почему и в течение которого времени они будут недоступны.
Как будет проходить процесс приучения к уборке?
Родители, принявшие решение приучить свое чадо к чистоте, должны обязательно соблюдать правила:
- Не спешить, ожидая появления мгновенных положительных результатов. Ребенок не станет убирать игрушки после первого урока, для закрепления нового навыка, весь путь придется одолеть 3–4 раза. Однако каждый следующий шаг будет проходить проще, и потребует не столько помощи от родителей, сколько бережного направления энергии малыша в нужное русло.
- Правильно выбирать период для приучения к порядку. Если мучить ребенка, заставляя его убираться в то время, когда он голоден, устал, жаждет отправиться на прогулку или хочет спать, вряд ли получится добиться положительных результатов.
- Не принуждать ребёнка к уборке и не кричать на него, мотивируя это тем, что так будет лучше. Наличие у взрослых людей физической силы не дает им права диктовать малышу задачи, лучше объяснять все ласково и спокойно. Сказанное таким образом, быстрее будет воспринято детскими ушами.
- Не поощрять малыша к проведению уборки, даря ему за это сладости или новые игрушки. Если сначала такой путь может и сработать, то после, вряд ли, создав для родителей новые проблемы.
- Учитывать возраст ребенка: не требовать очень многого от дитя 4-6 лет, заставляя его наводить идеальный порядок. А школьника уже можно и нужно научить уборке не только игрушек, но и личных вещей (складывая самостоятельно одежду на полках).
- Не делать из уборки принудительного ритуала, продуктивнее назвать этот процесс веселой игрой, к которой ребенок будет стремиться.
У каждой игрушки своё место
Никто не спорит, что у каждой вещи свое место. Значит, детская комната (или уголок ребенка) должна быть оборудована всевозможными стеллажами, полочками, выдвижными ящиками, специальными коробами и корзинами для хранения игрушек. Ведь если все игрушки свалены в одну корзину, их обязательно придется высыпать на пол, чтобы найти «синий самолетик». А дав возможность маленькому хозяину самому решить, где будут храниться кубики, а на какой полочке удобнее устроится любимый мишка, можно не сомневаться, что они нашли свое место в детской.
Опытные мамы советуют периодически перебирать детские богатства, выбрасывать весь хлам и даже убирать игрушки, которые порядком поднадоели малышу, чтобы через некоторое время достать из укромного местечка и порадоваться им, ну почти как новым.
Или вместе с ребенком сделать «жадную коробку», в которую попадают все «ненужные» игрушки. Когда что-то лежало не на своем месте, «жадная коробка» определенное время не отдает вещь, даже если она мамина или папина.
Рекомендации, как научить ребенка убирать игрушки
Существует большое количество советов как приучить ребенка убирать за собой игрушки, вещи, посуду. Ниже перечислены самые популярные:
- с раннего возраста приучайте малыша к поддержанию чистоты и уважению чужого труда. Согласитесь, обидно когда только что вымытый пол испачкают грязными ботинками;
- не приучайте получать за выполнение домашних дел поощрения. Такой метод точно сработает, но готовы ли Вы “платить” за каждый убранный носок.
- требования должны соответствовать возрасту. Не ждите от малыша 2-3 лет чисто вымытый пол;
- Вам придется напоминать о наведении порядка, а еще лучше поучаствовать в процессе.
Так же есть и крайние меры по привитию любви к чистоте:
предупредить неряху о том, что все неубранные вещи через конкретное время окажутся на помойке
Важно слова подкреплять действием.
Отложить покупку новых игрушек или вещей до того момента, когда в комнате будет порядок на протяжении, например, 10 дней.. Домашние дела в доме сильно влияют на развитие личности
Растущий человек, который соприкасался с домашними хлопотами познает тонкости быта, учится обслуживать себя, с легкостью найдет нужный вещи.
Каждая мама, которая нашла подход к своему малышу точно знает как приучить ребенка к порядку. Все дети индивидуальны, если один может сразу остановить игру (чтение книги, общение с друзьями), то другим необходимо время для “перезагрузки”. Обязательно хвалите даже за попытку убрать одежду на полку, пусть это покажется не так аккуратно, зато желание наводить чистоту возрастает
Домашние дела в доме сильно влияют на развитие личности. Растущий человек, который соприкасался с домашними хлопотами познает тонкости быта, учится обслуживать себя, с легкостью найдет нужный вещи.
Каждая мама, которая нашла подход к своему малышу точно знает как приучить ребенка к порядку. Все дети индивидуальны, если один может сразу остановить игру (чтение книги, общение с друзьями), то другим необходимо время для “перезагрузки”. Обязательно хвалите даже за попытку убрать одежду на полку, пусть это покажется не так аккуратно, зато желание наводить чистоту возрастает.
Почему ребенок не хочет убирать игрушки?
Прежде чем придумывать игры для уборки, психолог советует разобраться, почему ребенок не хочет наводить порядок в комнате, несмотря на ваши просьбы. Вот самые распространенные причины:
— Игрушек дома слишком много
Тогда они перестают быть ценными и значимыми для ребенка. Если какая-то из них потеряется, его это не расстроит. «Ну, сломается, ну, потеряется, их же полный дом», — так может рассуждать ребенок, поэтому не стремится класть вещи на свои места. Кроме того, убирать завалы игрушек, занявших всю квартиру, гораздо сложнее психологически. Поэтому первое, что должны сделать родители, — это ограничить количество игрушек.
Скажите ребенку: «Если ты не хочешь убирать игрушки, значит, от них устал, они тебе не нужны. Поэтому мы можем отдать их другому ребенку или убрать в шкаф на несколько месяцев, чтобы они тебе не мешали. Оставь только нужные тебе вещи, остальные я уберу или кому-нибудь отдам». Важный момент: говорите об этом без угроз, а дайте ребенку право выбора: убрать игрушки, сложить их в шкаф на время или отдать кому-то другому.
— Нет удобных и понятных мест для хранения игрушек
Чтобы ребенку было легче убирать в комнате, организуйте в ней определенные места для хранения игрушек. Ребенок без проблем должен до них доставать, они должны легко открываться и закрываться. Это могут быть специальные контейнеры, в которые легко складывать машинки, конструктор и кубики. Такие коробки будет здорово подписать словами или с помощью наклеек. Для того чтобы найти свою любимую игрушку, ребенку не нужно будет высыпать на пол содержимое всех ящиков.
— Уборка для ребенка — это наказание и боль
«Если будешь плохо себя вести, будешь сам убирать свои игрушки», «Думаешь, мне нравится убирать? Терпеть это не могу!» — подумайте, не общаетесь ли вы таким образом со своим ребенком, убеждая в том, что уборка — это скучно и тяжело? Объясняйте и показывайте на своем примере, что родители убирают не потому, что так надо, а потому что им приятно, когда дома чисто, красиво и просторно. Тогда уборку дети будут воспринимать как приятное занятие.
— Ничего не случится, если ребенок не уберет игрушки
Проанализируйте, что вы делаете, если ребенок отказывается убирать игрушки? Если мама как всегда покричит, а потом придет и все сделает сама, то ребенок просто не видит смысла напрягаться. Аналогичная история, если после родительских угроз игрушки остаются разбросанными на полу, а мама просто об этом забывает.
Объясните ребенку, что когда вы убираете игрушки вместо него, времени на игры и чтение книг не остается
Если малыш все равно отказывается от своих обязанностей, важно не идти на уступки и в этот вечер заниматься своими делами. А если ребенок приходит на помощь родителям, освободившееся время обязательно уделите общению. Ребенок поймет эту закономерность, и у него появится естественный стимул наводить порядок в комнате
Ведь тогда мама сможет с ним поиграть.
— У ребенка нет алгоритма уборки
Для взрослых фраза «Убери игрушки» звучит понятно, для ребенка — очень туманно. Для него уборка — это гигантская глыба, к которой он не знает, как подступиться. Помогите ребенку понять, что нужно делать и в каком порядке. Давайте в процессе уборки четкие задания: «Поставь книги на полку, убери машинки в контейнер, сложи конструктор в ту коробку». Тогда уборка не будет казаться ребенку слишком сложной задачей.
— Ты все делаешь не так!
Любой процесс, который сопровождается тонной критики и замечаний, удовольствия вызывать не будет. Сравните: «Ты неправильно сложил машинки, я же тебе уже сто раз показывала, как это нужно делать» или «Как здорово становится в комнате после уборки. Посмотри, сколько свободного места стало. А игрушки так рады и говорят тебе: «Спасибо, Маша». Рассказывайте при ребенке своим знакомым о том, что у вас растет настоящий помощник, и мама ему очень благодарна. Это тоже отлично работает.
— Разрушение игры
Иногда ребенок протестует против уборки, потому что ему не хочется разрушать созданный им мир — волшебный замок или лабораторию для опытов. Возможно, с нашей точки зрения «замок» выглядит как свалка, но для ребенка это большая ценность. В таком случае можно разрешить оставить неразрушенным его «волшебный мир». Попросите убрать все остальное.
Игровые приемы на примере
Табличка-мотиватор. Заведите хорошо разрисованный или напечатанный лист (можно с любимыми персонажами малыша) с разметкой на неделю/месяц. Одна ячейка – один день. Если ребенок убрал за собой игрушки, ему выдается наклейка, которую он гордо клеит в табличку. Больше наклеек – больше мотивации. Кроме того, можно договориться, что при достижении более двадцати пяти наклеек за месяц ребенка ожидает, скажем, поход в зоопарк. Лучше, если мотивация не будет материальной. И, конечно, наклейки нельзя выдавать просто так, а только за достигнутый результат.
У этого метода есть и свои недостатки – ребенок со временем перестает понимать, что определенные обязанности просто надо выполнять (без использования мотиваторов). Но метод действует, если применять его не более трех месяцев.
Баю-бай. Еще один простой, но действенный способ – укладывать игрушки спать. Пусть ребенок говорит «Спокойной ночи» всем своим игрушкам. Так он будет знать, что утром они снова встретятся на том же месте. При этом лучше проговаривать, что машинки едут в гараж, куклы в избушку, мишки в пещеру и так далее.
Вперед с песней. Во время уборки можно начать напевать известную веселую песню. Это может быть любая знакомая малышу музыка от современной эстрады до песен из мультика. По ее мотиву напеваете-озвучиваете то, что вы с малышом делаете. Но лучше сильно не увлекаться, чтобы не перебить ребенку сон.
Третий не лишний. Иногда проще переложить ответственность на другого. Например, можно взять игрушку-перчатку, или любую другую, и предоставить ей право голоса. Пусть любая вещь, к которой коснется эта игрушка, немедленно «уходит спать» в свой сундук, или на полочку. Причем игрушкой касаетесь вы, а предмет должен положить на место ребенок.
Другой вариант использования «третьей стороны» – это сделать из этой главной игрушки строгого проверяющего. Работает это так: сначала ребенок убирает игрушки, а потом появляется игрушка-перчатка и внимательно смотрит, насколько тщательно сделана работа. Таким образом вы снимаете с себя роль «плохого полицейского».
Пусть игрушка-перчатка делает проверку по списку: мягкие игрушки – в ящик, солдатиков – в коробку, книги – на полочку. Для детей до 4 лет должно быть не более трех галочек в списке, до шести лет количество галочек может вырасти до восьми. Если ребенок проявил интерес к такому методу, можно список усовершенствовать и наклеить различные категории игрушек, напротив которых сам же ребенок будет ставить галочки: мишка – на месте, поезд и вагоны – в коробке и так далее.
Вдвоем интереснее. Можно устроить гонки. Для этого вам понадобятся песочные часы (дети их обожают) и договориться с малышом, кто что будет убирать на скорость. Или разделить обязанности. Известно, что уборка – дело заразное. Договоритесь с малышом, пока он убирает свои игрушки, вы вымоете шкафчики на кухне. Так и в доме будет чисто, и ребенок привыкнет к рутинным обязанностям. В конце вас обоих ждет вознаграждение – можно вместе приготовить фруктовый салат или что-то вкусненькое.
Светофор. Для этого метода вам понадобятся цветные коробки. Расположите их в комнате, и пусть малыш сам выбирает, что вы сегодня складываете в зеленую коробку, что в желтую, а что в красную.