Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

Строение рефлекторной дуги

Рефлекторную дугу двигательного рефлекса называют простейшей, так как она состоит всего лишь из двух нервных клеток или нейронов. Поэтому она также носит название двухнейронной. Проведение импульса обеспечивают следующие отделы рефлекторной дуги:

  • Первый нейрон является чувствительным, своим дендритом (коротким отростком) он тянется на периферические ткани, заканчиваясь рецептором. А его длинный отросток (аксон) тянется в другую сторону — к спинному мозгу, заходит в задние рога спинного мозга, а после в передние, образуя соединение (синапс) со следующим нейроном.
  • Второй нейрон называется двигательным, его аксон тянется из спинного мозга к скелетным мышцам, обеспечивая их сокращение в ответ на раздражитель. Соединение между нервом и мышечным волокном носит название нервно-мышечного синапса.

Именно благодаря передаче нервного импульса по рефлекторной дуге возможно существование спинальных двигательных рефлексов.

Грудное вскармливание

Начало грудного кормления рекомендуется в течение 12 ч после рождения. Во многих родильных заведениях новорожденного прикладывают к груди матери сразу после рождения, в родильном зале. Доношенных новорожденных обычно кормят с интервалом 2-4 ч; недоношенные новорожденные и новорожденные с ЗВУР требуют более частого кормления.

В большинстве случаев 3-часовой интервал между кормлением является достаточным. Продолжительность каждого кормления зависит от нескольких факторов:

1) количества грудного молока;

2) легкости его получения из молочной железы;

3) жадности, с которой новорожденный сосет грудь.

Сначала новорожденного оставляют у груди на 10 мин. Некоторым новорожденным достаточно 4-5 мин, другим необходимо 15-20 мин. Обычно достаточным является прикладывание новорожденного на 5 мин в каждой молочной железы в течение первых 4 дней. После 4-го дня новорожденного прикладывают на 10 мин в каждой молочной железы.

Противотуберкулезная вакцина (БЦЖ). На 3-5-е сутки после рождения, при отсутствии противопоказаний, осуществляют вакцинацию новорожденных противотуберкулезной вакциной. Вакцину БЦЖ вводят 0,1 мл внутрикожно.

Гормональный криз может возникать у новорожденных в связи с отменой действия материнских эстрогенов: кровянистые выделения из влагалища наблюдаются у 1-2% девочек на 3-4-е сутки жизни.

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Гормональный криз

Одно из переходных состояний, которое часто встречается у маленьких детей и нередко пугает родителей, – половой, или гормональный криз. Наблюдается он чаще у девочек. Иногда в первые 7 – 10 дней после рождения половые органы ребенка увеличиваются в размерах. Одновременно с этим часто увеличиваются и нагрубают молочные железы, при надавливании из сосков выделяется несколько капель жид кости, похожей на молоко. Данные явления обусловлены тем, что п осле рождения в организме ребенка циркулируют материнские половые гормоны. Они воздействуют на рецепторы половых органов и молочных желез малыша, вызывая их ответную реакцию в виде увеличения и нагрубания. Увеличение молочных желез и половых органов бесследно проходит к концу месяца. Обычно эти состояния не требуют лечения. Но если нагрубание молочных желез станет значительным, будет сопровождаться беспокойством ребенка и повышением температуры, проконсультируйтесь с педиатром. Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить размер молочных желез, выдавливая из сосков малыша жидкость. Это не только доставит крохе боль, но и чревато занесением инфекции.

У девочек в первые дни жизни часто появляются обильные слизистые выделения из половых путей. Это проявления так называемого транзиторного (десквамативного) вульвовагинита. Влагалищные выделения могут быть кровяными. Лечения это состояние не требует. Однако если слизистые или кровяные выделения из влагалища продолжаются свыше 3 – 4 недель или приобретают гнойный характер, девочку обязательно должен осмотреть детский гинеколог.

Функции врожденных рефлексов

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве

В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад. Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу. Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Патологические рефлексы

Основная статья: Пирамидные знаки

Патологические рефлексы — неврологический термин, обозначающий необычные для здорового взрослого человека рефлекторные реакции. В ряде случаев свойственны более ранним стадиям фило- или онтогенеза.

Рефлексы орального автоматизма являются одним из проявлений псевдобульбарного синдрома, который возникает при двустороннем поражении пирамидных путей, идущих к двигательным ядрам языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (каудальной группы черепных нервов). К ним относятся: Хоботковый рефлекс, Дистанс-оральный рефлекс Карчикяна, Назо-лабиальный рефлекс Аствацатурова, Ладонно-подбородочный рефлекс Маринеску-Радовичи (Marinescu-Radovici), «Бульдожий» рефлекс Янышевского.

К патологическим кистевым рефлексам относятся: рефлекс Тремнера, Якобсона-Ласка, Жуковского, Бехтерева запястно-пальцевой, верхний рефлекс Россолимо, большепальцевой сгибательный рефлекс Клиппеля—Вейля.

Патологические стопные рефлексы делятся на разгибательные и сгибательные. К первым относятся: рефлекс Оппенгейма, рефлекс Гордона, рефлекс Шеффера, рефлекс Бабинского, рефлекс Чаддока, рефлекс Бинга, рефлекс Штрюмпеля. Ко вторым относятся: нижний рефлекс Россолимо, Рефлекс Бехтерева-Менделя, Рефлекс Жуковского-Корнилова, Рефлекс Бехтерева, Рефлекс Пуусеппа.

Одним из патогномоничных признаков поражения пирамидного пути являются клонусы. Проявляются быстрыми и ритмичными сокращениями мышцы или группы мышц в ответ на их растяжение. Клонус стопы — вызывается у больного, лежащего на спине, а клонус надколенной чашечки — у больного, лежащего на спине с выпрямленными ногами.

Рефлекторное содружественное движение конечности, сопутствующее произвольному движению другой конечности называется Синкинезией. Синкинезии могут быть как физиологическими (например, размахивание руками во время бега или быстрой ходьбы), так и патологическими. Патологические синкинезии подразделяют на 3 типа: глобальные синкинезии, имитационная синкинезия, координаторная синкинезия. Синкинезии развиваются не в остром, а в отдалённом периоде основного заболевания, приведшего к поражению пирамидных путей. Их патогенез не до конца изучен. Они часто воспринимаются больными со спинальной травмой как признак восстановления нервной проводимости спинного мозга.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве

В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад. Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу. Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Филогенетическое развитие безусловных рефлексов

Согласно известному положению И. П. Павлова, безусловные рефлексы являются следствием закрепления естественным отбором и наследственностью тех приобретаемых на протяжении тысячелетий реакций, которые соответствуют повторяющимся факторам окружающей среды и полезны для данного вида.

Есть основания утверждать, что наиболее быстрые и успешные приспособления организма могут зависеть от благоприятствующих мутаций, которые отбираются впоследствии естественным отбором и уже передаются по наследству.

См. также Высшая нервная деятельность, Инстинкт, Рефлекс, Условный рефлекс.

Библиогр.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968, библиогр.; Афферентное звено интероцептивных рефлексов, под ред. И. А. Булыгина, М., 1964; Ведяев Ф. П. Подкорковые механизмы сложных двигательных рефлексов, Л., 1965, библиогр.; Виноградова О. С. Ориентировочный рефлекс и его нейрофизиологические механизмы, М., 1961, библиогр.; Гройсман С. Д. и Декуш П. Г. Попытка количественного исследования кишечно-кишечных рефлексов, Пат. физиол. и Эксперим, тер., в. 3, с. 51, 1974, библиогр.; Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности, с. 146, М.—Л., 1949; Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. 1—6, М., 1951 — 1952; Петухов Б. Н. Замыкание после выпадения основных безусловных рефлексов, Труды Центр, ин-та усовершенств. врачей, т. 81, с. 54, М., 1965, библиогр.; Сальченко И. Н. Скрытые периоды миотатических рефлексов, обеспечивающих двигательные взаимодействия людей, Физиол. человека, т. 1, № 2, с. 317, 197 5, библиогр.; Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга, М., 1961; Слоним А. Д. Основы общей экономической физиологии млекопитающих, с. 72, М,—Л., 1961, библиогр.; Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, с. 592, М., 1972; Франкштейн С. И. Дыхательные рефлексы и механизмы одышки, М., 1974, библиогр.; Шустин Н. А. Анализ безусловных рефлексов в свете учения о доминанте, Физиол, журн. СССР, т. 61, JSft 6, с. 855, 1975, библиогр.; Human reflexes, pathophysiology of motor systems, ed. by J. E. Desment, Basel a. o., 1973; Mechanisms of orienting reaction in man, ed. by I. Ruttkay-Nedecky a. o., Bratislava, 1967.

Устное общение и осмотр

Некоторые выводы о здоровье нервной системы можно сделать путем теоретического опроса пациента. Даже особенности, которые определяются специальными экспертизами, могут быть выявлены устно.

Например, для изучения того, как человек ощущает температуру, достаточно спросить о наличии трудностей с оценкой этого параметра воды. Что касается чувствительности прикосновений, пациента можно проверить на точность извлечения любого предмета из кармана.

Тем не менее, некоторые важные данные можно получить только путем осмотра больного. Кроме того, информация, полученная из диалога, ненадежна. Нужно быть уверенным в достоверности слов информатора: он должен быть внимательным, не испытывать затруднений при общении, предоставлять правдивые данные.

Рефлексы обеих групп проверяются как у новорожденных, так и у взрослых. Они дают необходимую информацию о состоянии нервной системы человека. Таким образом, при проверке брюшного рефлекса можно выявить склонность человека к сколиозу. Эта реакция отсутствует у двух третей пациентов с рассеянным склерозом.

Из вышесказанного следует вывод, что рефлексы характеризуют целостность и функциональность нервной системы (нервно-мышечные соединения, периферический нерв, нервный корешок, спинной мозг) и являются чрезвычайно полезными в анатомической диагностике.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы доношенных детей

Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления
в норме

Название рефлексаСпособ вызыванияРефлекторный ответСроки выявления
I. Орально-сегментарные автоматизмы
Ладонно-ротовой (Бабкина)Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы0 – 3 мес
ХоботковыйБыстрый легкий удар пальцем по губамВытягивание губ “хоботком”до 2-3мес
Поисковый (Куссмауля)Поглаживание пальцем в области рта (не губ!)Опускание угла рта, поворот головы к раздражителюдо 3-4 мес
СосательныйВкладывание в рот соска, пальца, пустышкиСосательные движениядо 1 года
II. Спинальные сегментарные рефлексы
Защитный Положить ребенка на животПоворот головы в сторонудо 3 мес
Опоры и автоматический подходУдерживать ребенка вертикально на весуСгибание ног во всех суставах1-1,5 мес
Поставить на опоруВыпрямляет туловище,стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной
стопе
Слегка наклонить вперед Шаговые движения
Ползания (Бауэра)Ребенка укладывают на живот, к стопам подкладывают ладониСпонтанное “ползание”, отталкиване от ладони3 день – 4 мес
Хватательный (Робинзона)Надавливание пальцем на ладоньЗахватывание пальца, при этом ребенка можно приподнять вверх на
пальце
до 3-4
Рефлекс ГалантаРаздражается кожа спины паравертебрально вдоль позвоночникаИзгибание спины дугой открытой к раздражителю5 день – 3(4) мес
Рефлекс ПерезаПроведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым
отросткам
Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибание конечностейдо 3-4 мес
Рефлекс МороУдар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пассивные
движения в конечностях
Отведение рук в стороны и открывание кулачков (I фаза), возвращение
к исходному положению (II фаза рефлекса)
до 4-5 мес
III. Миелэнцефальные позотонические
рефлексы
Симметричные шейные тоническиеПассивное сгибание головыПовышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногахдо 2 мес
Асимметричные шейные тоническиеРебенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание
противоположных
Тонический лабиринтныйВ положении на спине превалирует тонус разгибателей,
на животе-сгибателей
IV. Мезенцефальные позотонические
рефлексы
Шейная выпрямляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головыконец 1 мес
Туловищная выпрямляющая реакцияСоприкосновение стоп ребенка с опоройВыпрямление головы
Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом внизВначале он поднимает голову, затем возникает экстензия (разгибание)
спины и ног
с 4-5 мес

Опасно ли торможение рефлексов

Рефлекс восстановится при условии, если человек возобновит действия, вызывавшие его ранее. Если врожденная реакция не подпитывается, она затормаживается, ослабевает, окончательно не устраняется: нервная система «запоминает». Пока стимулятор незнакомый, нервная система будет «изучать», определяя характер раздражителя – полезный либо вредный для человека. Благодаря затормаживанию или усилению реакций организм приспосабливается к внешнему миру.

Иногда случается, что реакции затормаживаются настолько сильно, (к примеру, при сильном нервном потрясении человек не способен двигать нижними конечностями), что подобное становится опасно для здоровья и жизни. Тогда требуется глубоко обследовать нервную систему.

Физиологические показатели щенков и котят

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ЩЕНКИ

КОТЯТА

Вес при рождении, г

(чем больше плодов, тем их вес меньше относительно веса взрослого животного)

70-600

В зависимости от породы, кол-ва в помете, пола

80-140 (100-120)

В зависимости от породы, кол-ва в помете, пола

Прибавка в весе, г

2-4 г в день на кг веса взрослой собаки данной породы

50-100 г в неделю

Сроки отпадения пуповины

На 2-3-й день

На 2-3-й день

Частота сосания

0-1 неделя

1-2 недели

2-4 недели

Перед отъемом

Каждые 1-2 часа

Каждые 3 часа

Каждые 3-4 часа

Каждые 4-5 часов

Каждые 1-2 часа

Каждые 3 часа

Каждые 3-4 часа

Каждые 4-5 часов

Введение прикорма

Ранний

В среднем

С 15-ти дневного возраста

В 3-4-недельном возрасте

С 20-ти дневного возраста

В 4 недельном возрасте

Прорезывание молочных зубов

(резцы и клыки)

На 2-3 неделе

Полностью до 2 месяцев

На 4 неделе

Полностью до 8 недель

Смена зубов

Резцы

Клыки, премоляры, моляры

В зависимости от породы

В 4-5 месяцев

В 6-7 месяцев

В 3-4 месяца

В 4-6-7 месяцев

Семенники

Опускаются в мошонку

Двигаются по паховому каналу

На 4-6 неделе

На 7-14 неделе

При рождении

На 10-14 неделе

Развитие зрительного анализатора

Открытие глазной щели

Формирование нормального зрения

На 5-14 день

На 3-4 неделе

На 5-14 день

На 3-4 неделе

Развитие органа слуха

Открытие наружного слухового прохода

Формирование нормального слуха

В возрасте 6-14 дней,

полностью открыт к 17 дню

На 6 неделе

В возрасте 6-14 дней,

полностью открыт к 17 дню

На 6 неделе

Двигательная активность

Начинают ползать

Начинают ходить

На 2 неделе

На 3 неделе

В 2,5-3 недели

В 3-3,5 недели

Температура тела, ректальная,?С:

При рождении

Возраст 1(2)- 4 недели

Старше 4 недель

35,6-36,1

37,8 (36,5-38,0)

38,2-39,3

35,6-37,8

37,5-38,5

37,5-39,5

Частота пульса

Возраст 0-4 недели

Старше 4 недель

Более 220 уд/мин

100 – 140 уд/мин

Более 220 уд/мин

130-140 уд/мин

Частота дыхания

Возраст 0-4 недели

Старше 4 недель

15-35 дых.движений/мин

20-22 дых.движений/мин

15-35 дых.движений/мин

22-24 дых.движений/мин

Слизистая оболочка

Светло-розовая, влажная

Светло-розовая, влажная

Спинальные рефлексы

Затем врач приступит к исследованию спинальных рефлексов.

Верхний защитный рефлекс — когда грудничка кладут на животик, он поворачивает головку в бок, немного качаясь и стараясь поднять голову, чтобы спокойно дышать носиком.

Этот рефлекс необходим для того, чтобы кроха при необходимости смог предотвратить нарушение внешнего дыхания — он поднимет головку, чтобы изменить свое положение. Данный рефлекс очень важен, также как сосательный, глотательный и поисковый, он дает возможность младенцу выжить. В нормальном состоянии защитный рефлекс запускается сразу, в случае, когда у ребеночка нет нарушений в функционировании нервной системы. Этот рефлекс пропадает к двум месяцам.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — когда ребенка берут за подмышки, поднимают, он сперва сгибает ножки в коленках, когда его ступни касаются пола, то он выпрямляется и стоит на согнутых ножках, опираясь на ступни. В случае, когда кроху наклоняют вперед, он начинает шагать по полу, не двигая руками — автоматическая походка. Это нормально и пройдет через 12 недель. К 12 месяцам малыш научится стоять и ходить сам. Детки с нарушением нервной системы ходят «автоматически» дольше.

Рефлекс ползанья — если, младенца кладут на животик, он пытается ползти, если, к его ножкам приставить ладони — кроха начнет отталкиваться и двигаться более активно. У здорового ребенка этот рефлекс «включается» на 3 день и «выключается» к 12 неделям.

Верхний хватательный рефлекс или рефлекс Робинзона (подвешивание) — в ладошки крохи вкладывают пальцы взрослого человека, он их хватает и крепко держит. Зачастую, малыш держит пальцы так сильно, что его можно приподнять, рефлекс сохраняется до четырех месяцев.

Подошвенный рефлекс — аналог хватательного рефлекса. Если малышу надавить у основания 2- 3 пальца подошвы, то он сожмет пальцы. Если погладить подошвы с наружного края, двигаясь от пятки к пальцу, то тыльная сторона разогнутся и ребенок сделает веерообразное движение 2-4 пальчиками. К году этот рефлекс пропадает.

Рефлекс обхватывания — вызывается несколькими приемами. Например, если хлопнуть рукой рядом с головой малыша, то он начнет махать руками, разгибать ладошки и выпрямлять ножки (1-я фаза). Затем он вернется в исходное положение и обхватит себя ручками (2-я фаза).

У здорового ребенка эти фазы рефлекса могут быть не всегда одинаковыми, все зависит от времени суток и настроения крохи.

Рефлекс Таланта — если провести пальцами по позвоночнику малыша, двигаясь от шеи к копчику то, он изогнет спинку дугой к раздражителю. Появляется этот рефлекс в течение первой недели.

Рефлекс Переса — когда малышу, который лежит на животике, проводят пальцами по спинке, двигаясь от копчика к шее, легонько надавливая на позвоночник, он поднимает таз и сгибает конечности. Бывают случаи, что малыш начинает плакать. Это нормально до 4-х месяцев. Если у крохи проблемы с нервной системой — этого рефлекса почти не наблюдается

Поэтому ему уделяется особо пристальное внимание со стороны неврологов

Если у крохи слабовыраженные или вовсе отсутствуют данные рефлексы то, возможно имеет место быть поражение центральной нервной системы.

Как помочь развить ребенку рефлексы

Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:

  1. Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
  2. Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
  3. Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
  4. Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
  5. Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
  6. Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).

Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.

Оральные сегментарные автоматизмы[ | ]

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва

Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Воспроизвести медиафайл

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

История учения об условных рефлексах[6]

В конце XIX нач. XX в. И. П. Павлов, продолжая идеи, которые были начаты в работах И. Сеченова («Рефлексы головного мозга») и других ученых материалистов, экспериментаторов, поставил цель «свести психические процессы к физиологическим основам». Определяющим поворотом к этому послужило открытие факта так называемого «психического слюноотделения» во время изучения им работы пищеварительных желез. И.П. Павлов, его сотрудники и диссертанты (Глинский, С. Г. Вульфсон, А. Т. Снарский, И. Ф. Толочинов) провели серию экспериментов на собаках предваряющие последующие выводы о природе условных рефлексов (1901-1903).

На международном медицинском конгрессе в Мадриде 1903 года Павлов сделал первый доклад о теории условных рефлексов «Экспериментальная психология и психопатология на животных». После чего наметилась перспектива развития экспериментальной патологии высшей нервной деятельности («экспериментальной психопатологии»). В 1904 году в Нобелевской лекции Павлов уже говорил о «Первых твердых шагах на пути нового исследования».

Дальнейшие исследования в школе Павлова по систематизации у.р. привела к новым наблюдениям и фактам: угасание и восстановление условных рефлексов; рефлекторная теория; механизм замыкания; методика «искусственных» условных рефлексов; генерализация условного рефлекса; последовательное торможение; внешнее торможение; диференцировка; запаздывающее торможение; открыты условные следовые рефлексы; «закон силы» и др. ( Б. П. Бабкин, А. П. Зельгейм, В. Н. Болдырев, Н. Ф. Парфенов, Н. А. Кашерининова, Воскобойникова-Гранстр, Г. П. Зеленый, П. Н. Васильев, Г. В. Миштовт, А. В. Палладин, П. П. Пименов, Н. П. Тихомиров, И. Я. Перельцвейг, И. В. Завадской, М. И. Эльяссон, Л. А. Орбели, К. Н. Кржышковский, Иванов-Смоленский, П. С. Купалов, М. К. Петрова, К. М. Быков).

1908 г. Н. И. Красногорским сделаны первые исследованиях на детях («Условные рефлексы у детей»).

1927 г. доклад И.П. Павлова об изучении на базе условных рефлексов типов НС и неврозов «О физиологическом учении о типах нервной системы или темпераментах».

1930 доклад В. В. Строганова о методе условных рефлексов в физиологии труда.

Учение И. П. Павлова дало толчок для развития многим исследователям и школам («рефлексология» В. М. Бехтерева, «дрессурметод» О. Калишера; школа И. С. Бериташвили и др). Метод условных рефлексов () является одним из методов бихевиоризма (Torndike, Hunter, Jerkes, Hudgins, др.).

Явление у.р. было упомянуто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова, но не получило своего развития.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий