Рост ребенка в год

Рекомендации по возрастам

Если вы видите, что ребенок не соответствует нормальному весу, ваши опасения подтвердил педиатр, то нужно не медлить, а приступать к коррекции показателя. В противном случае ситуация может усугубиться, кроме чрезмерной нагрузки на организм у ребенка появятся психологические проблемы: комплексы, неприятие себя, замкнутость, подавленное состояние.

При коррекции веса важно подходить к вопросу с учетом возрастных особенностей ребенка, а именно:

  • До 12 месяцев редко говорят об ожирении, однако дети на искусственном вскармливании хуже контролируют чувство голода, могут набирать больше, чем нужно. Контролируйте количество съеденной смеси, не перекармливайте малыша, без необходимости не давайте обогащенные составы.
  • До пяти лет формируются пищевые привычки, они зависят от подхода родителей. Предлагайте разнообразную здоровую пищу, легкие перекусы в виде фруктов, хлебцев, кисломолочных продуктов. Поощряйте активность детей, старайтесь найти для них спортивное увлечение по душе.
  • В школьном возрасте до 12 лет основные инструменты снижения веса – эта спортивные секции и правильное питание. Старайтесь отслеживать, что ребенок ест вне дома, занимайтесь его физической подготовкой, нагрузки должны быть ежедневными.
  • После 13 лет дети зависимы от социального мнения, они тянутся к прогулкам с фаст–фудом и газировкой. Попробуйте предлагать более полезную альтернативу, например, домашние сэндвичи или роллы, запеченную картошку и т. д.
  • В любом возрасте помните, что пример – это вы. Если вы занимаетесь спортом, едите здоровую и разнообразную пищу, мало времени проводите за компьютером или телевизором, ребенок переймет ваши привычки. А вероятность недостатка или избытка веса в случае правильного образа жизни минимальна.

При оценке веса помните, что все дети индивидуальны. Не следуйте слепо таблицам, ведь превышение нормы может объясняться наличием качественной мышечной массы, а не жира. Не давите на ребенка, корректируйте питание и привычки аккуратно, не обижая чадо, не прививая ему комплексы, связанные с весом. Правильный пример и здоровые привычки быстро дадут результат.

Речевое развитие

Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.

Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.

Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.

Особенности сна

Сон крохи в год и 5 месяцев (или 6) длится около 12 – 14 часов. Дневной отдых в этом возрасте обычно единственный и продолжается два-три часа (возможен двукратный вариант – по 1-1,5 часов). Ночью малыш спит 10-11 часов.

В полтора года ребенок способен спать один в своей кроватке в спальне родителей или в собственной детской комнате. Он уже не просыпается ночью, а если и пробуждается, то в норме самостоятельно засыпает и не проявляет беспокойства. Некоторые мамы и папы практикуют совместный сон, и он допустим, если приемлем и комфортен для всей семьи.

В полтора года могут возникать трудности с засыпанием, связанные с повышенной активностью. Чтобы решить такую проблему, нужно стараться перед отдыхом успокаивать ребёнка, настраивать его на сон, выбирать спокойные и тихие игры, не возбуждающие нервную систему.

По-прежнему важен ритуал – особая последовательность действий, которая вселяет уверенность и сообщает о приближающемся сонном периоде. Он может включать купание и чистку зубов, укладывание в кровать и приглушение света, чтение книги или пение колыбельной, поглаживания по голове, выключение осветительного прибора (можно оставлять неяркий ночник) и выход родителя из спальни.

Физиологические изменения малыша в годик

Ребенок должен учиться самостоятельности. Нужно уметь его страховать, но если он упал, то надо давать ему возможность подняться самому.

Зрение

Активно развиваются все органы, в том числе и зрение. Оно становится острым, и ребенок начинает замечать мелкие вещи, на которые взрослые не обращают внимания. Он реагирует на яркие предметы и старается их достать. Если есть симптомы плохого зрения, не ждите, идите к детскому окулисту.

Слух

В год у детей уже хороший слух, они различают голоса родителей, реагируют на звуки, начинают произносить первые слова, пытаются участвовать в разговорах. Для проверки можно тихонько попросить малыша сделать что-то простое или подать предмет, по его реакции оценивают, как он слышит.

Поиграйте с малышом на музыкальных инструментах.

Мимика и речь

В этом возрасте дети знают 20-40 слов. Многое зависит от родителей, того, сколько времени они с ними проводят. Ребенок активно использует мимику, чтобы передать свое настроение, требования, повторяет выражение лица окружающих его людей.

Развитие девочек до 14 лет

Рост и вес девочек в период от года до трех меняется не так стремительно. К школьному возрасту, после 6 лет наблюдается значительная прибавка в росте. Второй скачок происходит в интервале 8.5 – 12 лет. Сначала основной прирост идет за счет вытягивания конечностей, с 11 лет больше вытягивается туловище. Самый интенсивный рост в подростковом возрасте наблюдается с 10 до 13 лет, это связано с половым созреванием. Общая прибавка этого скачка составляет 36 -38 см.

В дошкольных и школьных детских учреждениях ежегодно проверяют учащихся на соответствие нормам, в случае отклонения от них ребенка отправляют на медицинский осмотр, дают рекомендации по коррекции питания. Таблицы, одобренные ВОЗ, имеют следующие значения:

ВозрастРост (см)Вес (кг)
172-779 – 11
283,2 – 89,610,2 – 13
391,2 – 98,912,2 – 15,8
498,4 – 10714 – 18,5
5104,7 – 114,215,8 – 21,2
6110 – 120,217,5 – 23,5
7115,3 – 126,319,3 – 26,3
8120,8 – 132,421,4 – 29,7
9126,4 – 138,624 – 33,6
10132,2 – 14527 – 38,2
11136,2 – 153,230,7 – 38,9
12142,2 – 159,236 – 45,4
13148,3 – 163,743 – 52,5
14152,6 – 167,248,2 – 58

Как развивается речь от 2 до 3 лет

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.

Как проводят измерения и формулы для самостоятельного расчета

Следить за антропометрическими данными ребенка можно самостоятельно. Для этого нужно иметь ростомер или стадиометр и весы (настольные для 1,5-2 лет или напольные для детей от 2 лет). Важен и такой показатель, как индекс массы тела (ИМТ).

Рост

При определении длины тела ребенка нужно учитывать его возраст. До 2 лет малыша измеряют в лежачем положении при помощи ростомера.

Если же ему исполнилось 2 года, можно определять длину стоя. Чтобы показатели роста были корректными, ребенку нужно разуться, ступни поставить вместе, прижать плечи, ягодицы, голову, пятки к стадиометру и выпрямиться.

Вес

Масса ребенка до 1 года измеряется с помощью настольных весов. Для этого его кладут на пеленку.

Ребенка старше можно взвесить на напольных весах. Рекомендуется снять одежду (кроме нижнего белья), медленно встать на подставку и выпрямиться.

Индекс массы тела

Для оценки физического развития ребенка правильным будет рассчитать ИМТ, потому что измерять вес без учета роста, который может быть больше или меньше нормы, не совсем правильно. И наоборот — расчет длины тела безотносительно к массе некорректен. ИМТ же учитывает оба показателя.

Индекс рассчитывается по следующей формуле:

ИМТ= ВЕС/РОСТ²

Расшифровка результатов — от истощения до нормы и крайнего ожирения.

Таблица ИМТ для детей до 1 года:

Индекс массы тела для детей до 1 года.

Различия между девочками и мальчиками

Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.

Рассмотрим основные различающиеся параметры:

  1. Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
  2. Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
  3. Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.

Становление речи годовалого ребенка

Речь крохи в этом возрасте зависит от ранее проведенной подготовительной работы родителей и прочих членов семьи. Лепет и гуление подготавливает артикуляционный аппарат к более сложным действиям, а знакомство крохи с предметами ближнего окружения пополнило его пассивный словарь.

Ребенок в 1 год знает значение многих слов, в его активном словаре присутствует 15-20 из них. Постепенно он прибегает к речи, как к средству общения. Некоторые дети правильно произносят слова: баба, мама, ляля. Некоторые лепечут: па, бах, ма или частично произносят слова («нельзя» звучит, как «зя» и т.д.). Другие подражают животным, окружающим звукам: «ав-ав», «му-му», «би-би» и т.д.

Уже можно определить, имеются ли у крохи речевые трудности. Специалист сразу определит их. Характерная особенность годовалого малыша: подражание взрослым. Он пытается повторить знакомые слова и те, которые ранее не слышал.

Наиболее активное подражание происходит к полутора годам. Не сюсюкайте с малюткой: давайте пример правильного произношения слов.

Годовалый ребенок понимает много слов: определения разных действий, окружающих предметов и объектов, увиденных на картинках. Поддерживайте этот интерес, демонстрируя понятные ему картинки. Комментируйте иллюстрации крохе, высказывайтесь простыми словами. Обозначайте предмет одним постоянным словом, дабы смысл не был потерян для ребенка в потоке множества слов взрослого. Пример: трава пусть остается травой, а не растениями, зеленью и так далее.

Уже к полутора годам активный словарный запас крохи может достичь 30 слов. Стремясь подражать, малютка активно увеличивает свой словарный запас глаголами и наречиями. К двум годам могут появиться и прилагательные или местоимения.

Что влияет на рост и вес ребенка:

  • наследственные факторы: обычно ребенок наследует параметры роста от одного из родителей;
  • грамотно составленный рацион питания: при нехватке витаминов и необходимых веществ параметры роста и веса могут быть серьезно снижены; задерживать рост может курение в детском возрасте, а также злоупотребление газированными напитками и вредными углеводами.
  • занятия определенными видами спорта: к примеру, рост может значительно увеличиваться у баскетболистов, теннисистов, волейболистов, а уменьшаться — у борцов, гимнастов, танцоров балета, тяжелоатлетов; задержки в весе могут происходить у бегунов на длинные дистанции.
  • состояние здоровья: у детей, страдающих хроническими патологиями, параметры роста и веса обычно далеки от нормы;
  • психологические проблемы: напряженная обстановка между ребенком и родителями, недосыпание, проблемные взаимоотношения со сверстниками и т.д..

Рост и вес ребенка дошкольного возраста

После года жизни нужно продолжать наблюдение за показателями веса и роста детей. В домашних условиях сейчас это сделать легче с помощью наклеенного на ровную стенку бумажного ростомера с сантиметровыми делениями.

Поставьте малыша к стене ровно, предварительно разуйте, помогите максимально выпрямиться. К стене должны прикасаться затылок, лопатки, ягодицы и пятки. К ростомеру под прямым углом прикладывают линейку (брусок) и двигают к макушке (темени), фиксируют рост ребенка.

Соответствие роста в указанном возрасте средним показателям можно проверить по специальной таблице (описание приводится ниже).

С помощью электронных весов измеряется вес ребенка. Процедуру взвешивания лучше проводить натощак, после похода в туалет. Ребенка ставят или кладут в центр площадки измерительного прибора. Тогда результат будет точным.

Начиная с третьего года жизни, малыш начинает прибавлять в весе в среднем два килограмма в год, и к семи годам его масса, по сравнению с первым годом жизни, удваивается. Чтобы узнать, соответствует ли вес ребенка норме, его можно посчитать по простой формуле. Для этого к массе тела малыша в один год нужно прибавить его удвоенный возраст в настоящий момент: A + 2B, где A – масса тела в годик, B – возраст, 2 – ежегодное среднее прибавление в весе в возрасте от 3 до 7 лет. Если непоседа в свой первый день рождения весил 9 кг, а сейчас ему 6 лет, то: 9 + 2×6 = 21 кг, то есть, в норме он должен весить 21 килограмм.

Подобная же формула помогает определить, соответствует ли рост ребенка возрастным показателям: D + 5E, где D – рост годовалого малыша, E – возраст, 5 – ежегодная прибавка роста. Например, пятилетний мальчик, рост которого в годик составлял 75 см, сейчас должен на ростомере показать 75 + 5×5 = 100 сантиметров.

Родители должны знать, что их чадо подрастает не равномерно. Специалисты отмечают существование трех периодов “вытягивания”, два из которых приходятся на дошкольный возраст – первый год жизни, когда прибавка в росте составляет 25 сантиметров, и возраст 5-7 лет, когда рост ребенка увеличивается на 8-10 сантиметров.

В периоды интенсивного вытягивания малыш требует родительской поддержки и внимания. Он становится неуклюжим и неловким, с трудом приспосабливаясь к изменившимся параметрам и новым ощущениям.

На этом этапе, если рост ребенка не дотягивает до средних показателей, мама может помочь ему специальной диетой, а папа предложить освоить шведскую стенку и перекладину.

Продуктами, стимулирующими образование гормона роста, являются:

  1. зелень;
  2. молочные продукты;
  3. морковка;
  4. мясо (нежирное);
  5. печень;
  6. рыбные блюда;
  7. сливочное масло;
  8. творог;
  9. яйца.

Сладости лучше ограничить, глюкоза не способствует прибавлению лишних сантиметров. Вес ребенка также должен находиться под постоянным контролем. Если расхождения со средними возрастными показателями превышают 20-25% в ту или иную сторону, маме следует посоветоваться с педиатром. Возможно, виноваты погрешности в питании, а может быть, потребуется совет эндокринолога.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий