3 месяца ребенку

Уход в три месяца

Утро трёхмесячного мальчика или девочки должно начинаться с гигиенических процедур. Малышу нужно протереть личико и глазки, а если понадобиться, то нос и уши. Рекомендуется подмывать кроху после каждого испражнения и двух-трёх мочеиспусканий. Если нет показаний к использованию детских косметических средств, то не следует этим злоупотреблять. 

Мама должна каждый день проверять состояние ногтей малыша, но наиболее подходящее время для их срезания — после купания, когда ногтики станут гораздо мягче. Если малышу не нравится данная процедура, то лучше срезать ногти, когда он спить. После подстригания следует проверить ногти на наличие острых краёв. 

В 3 месяца малыша нужно закаливать. Для этого полезны 10-минутные воздушные ванны, прогулки на улице и ежедневное купание. Водные процедуры обычно проводятся вечером перед сном.

Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.
  • Комментируйте каждое свое действие. Это расширит его понимание того, что обозначает то или иное движение.
  • Стоя возле зеркала, покажите ребенку, где у него носик и где он находится у вас.
  • Поднимая или опуская его, комментируйте это словами «Вверх!», «Вниз!» и т. д.

Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Взаимоотношения с ребёнком

Отдельный блок курса был про взаимоотношения с ребёнком. Там мы под руководством эксперта учились выстраивать границы со своими малышами, правильно реагировать на истерики и непослушание, строить доверительные отношения и восстанавливать свой родительский ресурс. Вроде бы я всё это знала и раньше (образование обязывает), но сейчас информация попала сразу куда надо.

Я заметила, что дети действительно очень любят правила и с удовольствием им следуют. Перестала бояться запрещать Тёме то, что не только опасно для его жизни, но и нарушает принятый в нашем доме порядок. Узнала, что слово «нельзя» специалисты рекомендуют приберечь для особых опасных случаев. А для других ситуаций можно использовать «не разрешаю», «мы так не делаем» и т. п

А если малыш настойчиво пытается делать что-то нежелательное для нас, но важное для его развития, создаём ему благоприятные условия. Как говорится, если что-то не удаётся предотвратить, это нужно возглавить

У моего ребёнка в 1 год 3 месяца истерик ещё не было, но он уже проявляет недовольство и пытается отстаивать своё мнение. Теперь я вооружена знаниями и практическими приёмами, чтобы конструктивно среагировать при случае.

Ещё затронула тема «зрителей» во время истерики, для меня сложно не реагировать. Но я стараюсь уже сейчас отключать свою голову от мыслей «а что люди скажут». Это пока только касается того, что ребёнок громко интересуется всем, что видит вокруг — он показывает пальцем и громко произносит «ааа», «ууу» в автобусе, магазине, на улице.

А сегодня буквально была ситуация, когда он упал на улице и разбил губу, разумеется, сильно плакал. Неподалёку стоявшая бабушка с коляской что-то приговаривала в нашу сторону. Даже не знаю, что она говорила, но меня это ужасно раздражало. Даже в ситуации стресса я вспомнила слова эксперта о том, что надо отключиться от посторонних людей. Поэтому отвернулась и тут же забыла о ней. Вместо этого предприняла действия — пошли с сыном в аптеку, купили средства для обработки раны, водичку. Ребёнок посидел на стуле, попил воды (про неё тоже вспомнила из урока), переключился на покупателей в аптеке и полки с лекарствами. Уже успокоенные, мы вышли на улицу и продолжили свой путь.

Столько всего заметила, что нужно откорректировать. Например, эти двойные послания с именем — это просто бич нашей семьи. Я всю жизнь пытаюсь разгадать, на что обиделась мама, почему со мной не разговаривает, что я могу сделать, чтобы избежать этого навсегда. Ох, надо срочно исправляться ради ребёнка и себя.

Ниже хочу поделиться рекомендациями эксперта курса — психолога Елены Снарской. Они помогли мне продолжать действовать в интересах сына, но с заботой о себе.

Как сохранить себя в ресурсе во время изменений

Вы осознаёте проблему, у вас есть желание пойти другим путём и есть понимание того, в каком направлении двигаться. Теперь единственное, что вам нужно — это соблюдение техники безопасности и экологичное, бережное отношение к себе во время пути.

  1. Делайте маленькие шаги, дробите задачу на части и тренируйте что-то одно за один присест.
  2. Выбирайте ресурсное для себя время дня для тренировок.
  3. Тренируйте новый навык не более 15–20 минут за раз, даже если кажется, что «я ещё ого-го!». Этого достаточно, чтобы мозг начал нарабатывать новые связи, но не переутомился до такой степени, чтобы отлынивать.
  4. Научитесь себя останавливать и отключать контроль через 15–20 минут.
  5. Спокойно воспринимайте свои ляпы, которые будут вылетать во время тренировок и, тем более, за рамками тренировок. В этом деле замечать свои ляпы — это и есть прогресс. Только во время тренировок вы даёте задание мозгу переформулировать, а вне тренировок я этого делать не рекомендую — мозг мы напрягаем по расписанию. Вне тренировок действуем более привычным способом, отдыхаем. Тренировок вполне достаточно, чтобы процесс пошёл.
  6. Настройтесь на месяц-другой ежедневной работы.
  7. Делайте не более трёх подходов за день.
  8. Идите в своём темпе, ориентируйтесь на своё самочувствие: в какой-то день вашего ресурса хватит на один заход, в другой — на три. Если будет хотеться пойти на четвёртый, то см. пункт 7.
  9. Замечайте свои малейшие успехи и достижения, ставьте их вперёд критики. То, что пока не удаётся, это зона ближайшего развития и тема для ближайших тренировок, а никак не повод впадать в уныние или самоуничижение (они-то как раз не полезны и работают против нас и поставленной задачи). Нам полезно себя хвалить — направляем усилия мозга на поиски того, за что можно похвалить.

И помните, что овладение новыми навыками требует времени и повторений. Будьте бережны, терпеливы и милосердны к себе, принимайте свою человеческую природу и её ограничения. Мы не боги и не волшебники, чтобы измениться в одно мгновение. Мы изменимся, но постепенно.

Уход за кожей новорожденного

Каждой маме необходимо понять — что представляет собой кожа новорожденного: какие кожные проявления являются нормальными?

Комментарий эксперта: Токсическая эритема – это мигрирующая сыпь новорожденного. Она случается у каждого второго. Выглядит, как специфические красные пятна небольшого размера. В центре каждого из них – маленький желто-серый бугорок. Немного похоже на комариный укус. Пятен может быть много или мало – кому как «повезет». Они концентрируются в различных областях. Часто располагаются на конечностях, вокруг суставов, в тазовой области. Выглядит это очень неприятно, часто пугает мамочек. Но токсическая эритема — абсолютно физиологическое явление. Никакого лечения оно не требует. Это особенности адаптации малышей на первом месяце жизни.

К сожалению, встречаются случаи, когда такое состояние неправильно диагностируется. У меня был пациент, маме которого врач сказала: «Какой ужас! Это стафилококк!» Назначила Фукорцин — достаточно сильный антисептический препарат для наружного применения. Но дело в том, что эти пятнышки, появившись на одном месте, спустя 20-40 минут, исчезают. И возникают на другом месте. Вот эта очень ответственная мамочка села и планомерно мазала появляющиеся пятнышки. Но поскольку успеть за ними было невозможно, она не нашла ничего лучше, чем взять художественную кисточку и покрасить ребенка Фукорцином полностью. После этого были большие неприятности и длительное лечение.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Развивающие игры

Как развивать кроху, чтобы это было не только полезно, но и интересно?

Предлагаем поиграть с малышом в развивающие игры:

ИграКак играть
ПряткиЛюбимая игра малышей в трехмесячном возрасте. Суть ее проста. Мама накидывает на голову платок или плед и, наклонившись к крохе, говорит:
 
«А где мама? Найди маму». Малютка будет пытаться снять платок с маминой головы, за это его следует обязательно похвалить.
 
Затем можно поменяться ролями, теперь платочком можно накрыть головку ребенка, со словами «А где Саша (Дима, Аня)? А вот он (она)!» снять платок.
 
Обычно после этих действий кроха заливается довольным смехом. В игре могут поучаствовать и другие члены семьи.
 
Предложите малышу найти игрушку, накрыв ее платком.
 
Сделайте так, чтобы он видел, куда именно вы спрятали игрушку, иначе вместо задорного смеха, карапуз может расплакаться.
ХватайкаДля развития тактильной чувствительности детских ладошек, поиграйте с ребенком в игру «Хватайка».
 
На ленточку или веревку привяжите несколько предметов различных форм, материалов и цветов.
 
Это может быть мягкая игрушка, пластмассовая вещь, металлический ключик и так далее.
 
Поочередно опускайте предметы на уровне детских ручек, нужно дождаться пока он поймает игрушку, надо дать ему время ощупать ее.
 
Когда ребенок потеряет к ней интерес, опустить следующий предмет.
Игры со звукомВ этом возрасте дети начинают реагировать на звуки. Возьмите колокольчик или любую музыкальную игрушку, использовать мелодию в телефоне.
 
Отведите колокольчик в сторону и позвоните, карапуз должен найти взглядом источник звука.
 
Игра хорошо развивает слуховое восприятие и двигательные навыки малыша при повороте головы и туловища в сторону звука.
Подражание звукамПоймайте взгляд ребенка и издавайте различные звуки «Бу-бу-бу», «Тарарам» и другие, эти упражнения побуждают малютку к речевым действиям.
Кубики и пирамидкиВ детских магазинах представлен огромный выбор развивающих игрушек для детей от трех месяцев.
 
Приобретите развивающие игры и фигурки различной формы, сначала карапуз будет просто разглядывать и изучать их.
 
Покажите ребенку, как класть кубики один на другой или как собирать пирамидку, со временем он будет стараться повторить ваши действия.
ЗеркалоЧаще подносите ребенка к зеркалу и проявляйте различные эмоции — задорно смейтесь, хмурьтесь.
 
Поиграйте с различными образами — наденьте очки или шляпу. Малыш будет с интересом вглядываться в отражение в зеркале.
Волшебный мешочекИнтересная игра надолго увлечет кроху, и способствует развитию тактильных навыков.
 
Возьмите непрозрачный мешочек, сложите в него предметы различной формы и структуры. Используйте разные материалы.
 
Кроха должен поочередно доставать предметы из мешочка и изучать их взглядом и на ощупь. Играть в такую игру лучше только под присмотром взрослого человека.
ТанцыВо время активного бодрствования крохи, возьмите его на руки и потанцуйте под музыку, наклоняя малыши из стороны в сторону.
Игры с газетойПредложите малышу на растерзание старую газету или журнал. Рвать и сминать бумагу способствует укреплению силы пальчиков.
 
Следите, чтобы ребенок не тащил газету в рот.
Игра в мячПриобретите легкий мячик, лучше со специальным массажным эффектом. Подойдет текстильный или вязаный мяч с наполнителем.
 
Аккуратно кидайте мяч малышу, со временем он должен пытаться поймать его.

Проводите больше времени с малышом, осваивайте новые игры. В магазинах можно найти специальную литературу о ребенке 3 месяцев, о его развитии, что он должен уметь.

Расширяйте круг совместных игр, вы увидите, каких успехов достигнет карапуз к концу третьего месяца.

Социальный контакт

С появлением лепета младенец нуждается в коммуникации. Необходимо наполнить жизнь крохи словами. Ребенок ощущает себя спокойно, когда видит маму, слышит его голос. Старайтесь чаще улыбаться и говорить карапузу о своих теплых чувствах. Так вы создадите для его психики комфортные условия, простимулируете речь.

В этом возрасте дети еще не боятся посторонних. Они не плачут на руках у новых людей, а с интересом рассматривают их лица. Первые контакты с новыми людьми в этом возрасте допускаются. Это полезно для развития социальности вашего крохи. Но стоит учитывать еще несформированную иммунную систему. Каждый человек, который берет малыша на руки, должен быть здоров. Следите, чтобы каждый находящийся в комнате, помыл руки.

Занятия для развития

Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.

В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок

Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам

Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные .
Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.

Потешки сделают массаж веселее.

Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.

Чем заниматься с ребёнком в 2 месяца

Игры с малышом 2 месяца назад были бессмысленными, потому как он еще не мог воспринимать мир вокруг себя ни с помощью зрения, ни с помощью слуха. Однако теперь он отлично понимает, откуда исходит звук, и даже поворачивается в сторону источника, это одно из первых важных умений. Вторая его новая способность – распознавание лиц. Поэтому самая простая и полезная игра для 2 месячного ребенка – «ку-ку», когда кто-то из родителей или других известных ребенку лиц прячется за своими ладонями или другой непрозрачной преградой, после чего появляется, сопровождая событие возгласом «ку-ку!».

Игра ку-ку

Ответ на важный вопрос о том, как развивать ребенка в 2 месяца в домашних условиях, очень прост и лаконичен – с ребенком надо общаться

Даже когда дедушка не знает, что говорить или что делать с грудничком, важно давать возможность каждому члену семьи общаться с ребенком, кто как умеет. Мамин голос и тембр малыш уже легко узнает, но в том и заключается развитие, чтобы знакомиться с новыми звуками, с новыми лицами и ощущениями. Второй месяц жизни ребенка знаменит появлением одного из самых приятных для всех членов семьи умений – это улыбка

Теперь, если широко улыбаться малышу, он улыбнется в ответ. Можно корчить гримасы или издавать смешные звуки – все это теперь будет вызывать у младенца улыбку

Второй месяц жизни ребенка знаменит появлением одного из самых приятных для всех членов семьи умений – это улыбка. Теперь, если широко улыбаться малышу, он улыбнется в ответ. Можно корчить гримасы или издавать смешные звуки – все это теперь будет вызывать у младенца улыбку.

Комплекс упражнений для ребёнка до 2 месяцев

Каждое утро ребенка должно начинаться с зарядки. Если он проснулся и требует еды, новорожденного кормят, дают еде усвоиться в течение 40 минут, после чего начинают зарядку. Заключается она в разминании суставов:

  1. Ребенка кладут на спину, вкладывают в его ладошки по пальцу и, дождавшись хватательного рефлекса, поднимают руки к его голове. Делать такие упражнения от пяти до семи раз.
  2. Тщательно разминают кисти рук. Для этого нужно каждую кисть по отдельности сгибать то во внутреннюю, то во внешнюю сторону, после чего совершать круговые движения раскрытой кистью или кулачком, не прилагая больших усилий к детскому суставу.
  3. Разминание коленей проводят до того положения, которое не доставляет ребенку дискомфорт. После обычного сгибания/разгибания сустава ножки поочередно прижимаются к животу в согнутом положении.
  4. Голеностоп размять аккуратно круговыми движениями, не борясь с сопротивлением ребенка.
  5. Используя детский крем, помассировать стопы, нащупывая каждый сустав у основания пальцев.
  6. Обязательно за полчаса до еды массировать живот ребенку строго по часовой стрелке.
  7. Выкладывание малыша на живот перед приемом пищи поможет выгнать воздух из пищевода, сократив вероятность срыгивания после еды.

Зарядка

Игры для двухмесячного малыша

Игры для грудничка помогут развить тактильные навыки, расширить познание мира и изучить основные цвета. Каждая игра должна приносить ребенку радость. Если в данную минуту малышу не нравится какая-то игра, не стоит настаивать, лучше отложить затею на время. Лучшими инструментами для игры будут шуршащие и звенящие игрушки, но подбирать их нужно хорошего качества, чтобы они не издавали слишком раздражающих звуков и были без острых углов и отверстий для защемления пальчиков.

Важно понимать! Держать крепко даже самую легкую и небольшую погремушку малышу сложно, его координация движений еще несовершенна. Поэтому ребенок часто будет упускать из рук предмет или периодически случайно бить им себя в лицо. В связи с чем погремушки из пластика могут принести физическую боль, выбирать лучше для этого возраста тканные набивные погремушки, которые уберегут кожу от случайных синяков и слез

В связи с чем погремушки из пластика могут принести физическую боль, выбирать лучше для этого возраста тканные набивные погремушки, которые уберегут кожу от случайных синяков и слез.

Тканевая погремушка

Покажите, что ребёнок может на вас рассчитывать

После года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания. Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести.

Но на прогулке малыш отвлёкся на интересную травинку или бабочку и всё-таки отстал. Это может быть всего несколько метров. Но у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже. Вся надежда на возвращение родителя. От себя детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит, оставаться на месте и кричать. Попытки позвать малыша, чтобы он догнал родителя, не работают. Он продолжает плакать и кричать до тех пор, пока взрослый сам не вернётся за ним.

Другая часть этой программы — следовать за взрослым не только в прямом смысле, но и в переносном. Ребёнок подражает поведению родителя. Так он усваивает самые значительные умения: ходить, говорить, взаимодействовать с предметами

Поэтому важно, чтобы к тому моменту, как ребёнок слез с рук, он знал, где «его» взрослые, а где чужие, и выполнял указания только от своих. 

Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей. Это работает и в более взрослом возрасте. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети не попали под дурное влияние, нужно, чтобы привязанность с ними была крепкой. Чтобы дети знали, что могут рассчитывать на родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий