Нормы веса и роста детей до года
При появлении на свет ребенка ожидает ряд диагностических процедур, производимых в течение начальных часов после рождения. Среди них – обязательная процедура взвешивания и измерения роста (длины тела). Полученные данные являются своеобразными точками отсчета, ведь за этими величинами и родители, и медики будут пристально следить на протяжении всего года. Они являются важными указателями гармоничного становления организма и здоровья в целом. Отметим, что, помимо этих величин, замеряют еще окружности головы и грудного отдела.
Норма веса и роста своя для каждого малыша и зависит от множества факторов. Но существуют общепринятые диапазоны, на которые ориентируются педиатры при оценке физического развития деток. Эти значения определены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) путем многолетних наблюдений за детьми раннего возраста, воспитываемых в благоприятных условиях в разных климатических и культурных регионах мира. Полученные стандарты, показывающие рост и вес ребенка по месяцам, применимы только к здоровым детям, а отклонения от данных цифр свидетельствуют о проблемах.
Нормы веса и роста новорожденных
Нормы прибавки веса и роста новорожденных отличаются для разных полов. По данным ВОЗ, средняя масса тела доношенных младенцев сразу после рождения соответствует значениям, входящим в конкретные диапазоны.
Норма:
- мальчики – 2,9-3,9 кг;
- девочки – 2,8-3,7 кг.
В первые несколько дней после появления на свет у малюток наблюдается постепенное снижение массы тела, что является физиологическим процессом, абсолютно не опасным. Это объясняется потерей жидкости через кожу и легкие, выделением мочи и первородного кала, недостаточным поступлением пищи. Зачастую максимальная потеря веса отмечается на 3-4 сутки после родов, и в норме эта цифра не должна превышать 5-10% от зарегистрированной первоначально массы. На 4-5 день фиксируется первая прибавка в весе и постепенное его нарастание.
Средний рост новорожденных при благоприятных внутриутробных условиях развития, по данным ВОЗ, должен составлять:
- для мальчиков – 48-51,8 см;
- для девочек – 47,3-51 см.
Для того чтобы точнее оценить длину тела младенцев, важно провести измерение спустя 2-3 суток после рождения. Полученные при этом результаты будут несколько отличаться от первичных ввиду того, что за это время минимизируется степень деформирования костных тканей черепа и отечность мягких тканей головы
Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра.
Рост и вес ребенка по месяцам – таблица
Ежемесячно в течение первого года после рождения на приеме у педиатра обязательно производится измерение массы тела и роста крохи. Это необходимо, чтобы вовремя определить возможные отклонения в его физическом состоянии и сразу же предпринять все необходимое для исправления выявленных проблем. Для удобства сравнения конкретных показателей с усредненными нормами используется центильная таблица роста и веса детей.
Рост и вес мальчиков
Так как рост и вес ребенка зависят от полового признака, то и данные таблиц, основанные на измерениях различных деток, записываются отдельно для мальчиков и девочек. В большинстве случаев представители сильного пола рождаются более крупненькими. Рассматривая рост, вес, возраст малышей, можно прийти к выводу, что приросты веса и роста пропорциональны. За год мальчики вырастают примерно на 25,4 см и прибавляют в весе на 6,4 кг.
Рост и вес ребенка по месяцам – нормы в табличной форме
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг |
1 | 52,8-56,7 | 3,9-5,1 |
2 | 56,4-60,4 | 4,9-6,3 |
3 | 59,4-63,5 | 5,7-7,2 |
4 | 61,8-66,0 | 6,3-7,8 |
5 | 63,8-68,0 | 6,7-8,4 |
6 | 65,5-69,8 | 7,1-8,9 |
7 | 67,0-71,3 | 7,4-9,3 |
8 | 68,4-72,8 | 7,7-9,6 |
9 | 69,7-74,2 | 8,0-9,9 |
10 | 71,0-75,6 | 8,2-10,2 |
11 | 72,2-76,9 | 8,4-10,5 |
12 | 73,4-78,1 | 8,7-10,8 |
Рост и вес девочек
Пользуясь таблицей, можно отслеживать рост и вес по месяцам и сравнивать его с показателями нормы, определяя, нет ли отклонений в ту или иную сторону. Кроме того, стоит рассматривать эти значения в соотношении и взаимосвязи, для оценки гармоничности развития грудничка. За первые двенадцать месяцев жизни девочки набирают примерно 5,8 кг и подрастают на 24,8 см. Рассмотрим нормы в табличном виде.
Таблица роста и веса детей (девочек)
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг |
1 | 51,7-55,6 | 3,6-4,8 |
2 | 55,0-59,1 | 4,5-5,8 |
3 | 57,7-61,9 | 5,2-6,6 |
4 | 59,9-64,3 | 5,7-7,3 |
5 | 61,8-66,3 | 6,1-7,8 |
6 | 63,5-68,0 | 6,5-8,3 |
7 | 65,0-69,6 | 6,8-8,6 |
8 | 66,4-71,1 | 7,0-9,0 |
9 | 67,7-72,6 | 7,3-9,3 |
10 | 69,0-74,0 | 7,5-9,6 |
11 | 70,3-75,3 | 7,7-9,9 |
12 | 71,4-76,6 | 7,9-10,1 |
Отклонения в развитии
Развитие каждого ребенка происходит соответственно собственному графику, заложенному природой. Ни одна книга не скажет, когда точно кроха приобретет те или иные навыки и умения. Но если он сильно отстает от сверстников, то стоит обратиться к специалисту. Не спешите делать неутешительные выводы. Отлично, если под рукой у вас будет таблица развития двигательных умений и нервно-психического развития детей первого года жизни. Воспользуйтесь справочником, который издал педиатр Комаровский, или другими проверенными источниками.
Если трехмесячный ребенок не держит головку, пассивен, вялый, то, возможно, у него есть отклонения в развитии
Что должно насторожить родителей:
- Ребенок не держит голову.
- Не реагирует на источник шума. Не поворачивает голову к источнику звуков.
- Не тянется за игрушками.
- Малыша не интересуют перемещающиеся перед ним предметы.
- Нет «комплекса оживления». Не реагирует на детей и младенцев рядом с ним.
- Плачет надрывно, без пауз.
- Не играет собственными ладошками и пальчиками.
Физическая активность карапуза
Что должны делать дети в три месяца:
- С минимальной помощью взрослого переворачиваться со спины на бок, а потом на живот. В таком положении приподнимать плечи, верхнюю часть туловища, хорошо держать голову.
- Делать попытки ползти. Отталкиваться ножками от любой подходящей поверхности. Если у его ножек окажется мячик, то он его оттолкнет. С этого момента будьте бдительны: не оставляйте кроху самого на кровати или диване. Чтобы отлучиться и не переживать, мамы укладывают ребятишек в манеж.
- Упираться в твердую горизонтальную поверхность ножками при поддержке подмышки. При этом выравнивать их в коленном суставе и ставить на поверхность всю ступню. Ставить малыша полностью в таком возрасте запрещено!
Развитие ребенка в 3 месяца
Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.
Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.
Двигательные навыки
- Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
- Прослеживается начальная координация движений.
- Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
- Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
- Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
- Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
- Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
- Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.
Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.
Познание окружающего мира (перцепция)
- Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
- Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.
Речевые навыки
Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.
Взаимодействие с окружающими людьми
- Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
- Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.
Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах
Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать
Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев
Упражнения, массаж и игры с ребенком в 3 месяца
Все, что должен уметь ребенок в 3 месяца, формируется постепенно. Активному росту и развитию карапуза следует помочь регулярными, ежедневными занятиями. Физические упражнения способствуют формированию навыков координации движения, укрепляют важнейшие системы детского организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую).
Лучшее время для разминки — период бодрствования грудничка, когда у него отличное самочувствие и прекрасное настроение. Не забудьте разогреть свои ладони, чтобы не было дискомфорта от холодных прикосновений к нежной кожице.
1. Выкладывайте ребенка на живот, пусть учится уверенней держать голову и тренирует мышцы плечевого пояса. Перевернув его на спинку, возьмите ручки малыша в свои и скрестите их несколько (5-7) раз перед грудью, затем согните — разогните ножки примерно столько же раз.
2. Младенцы обожают «плавать», если родители правильно приучали их к купанию. Поэтому позвольте крошке 10-15 минут побултыхать ручками и ножками в теплой воде, поддерживая под животик или спинку.
3. Можно купить фитбол и применять его для упражнений. Надув мяч, проверьте, не холодный ли он. Положите малыша на поверхность, разведя его коленки в стороны. Покачайте ребенка из стороны в сторону, придерживая его за спинку. Спокойно и с улыбкой разговаривайте с ним, чтобы карапуз не пугался странного движения.
Массаж не следует делать дольше 10 минут, так как дитя устанет. Движения рук мамы должны быть энергичными, но не грубыми. Существуют различные приемы массажа (разминание, вибрация, потряхивание, поколачивание, растирание), но самый простой — поглаживание:
— несколько раз снизу вверх ведите по спинке тыльной стороной, а открытыми ладонями — сверху вниз;
— открытые ладони положите под спинку крохи на уровне поясницы, затем одновременно двигайте их к пупку, пока руки не соединятся — так массируются поперечные и косые мышцы;
— придерживая одной рукой ножки грудничка у пяточек, второй выполняйте круговые движения в направлении часовой стрелки вокруг пупка.
— положив ребенка на спинку, приподнимите левую ручку правой рукой и поглаживайте ее левой, двигаясь от кисти к плечу, затем поменяйте руки и выполните массаж для правой ручки;
— аналогично выполняется упражнение для ножек, направление движения рук — от стопы к бедру.
Игры способствуют полноценному физическому, психическому и умственному развитию. Они простенькие, не вызывают утомления и очень нравятся деткам.
1. Помогите малышу перевернуться на животик. Он приподнимет верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Поднимайте перед лицом яркую игрушку, затем опускайте ее. Младенец станет следить за интересной вещицей, попутно тренируя мышцы.
2. Позвоните в колокольчик (можно использовать игрушку-пищалку, погремушку) перед грудничком, чтобы он увидел предмет. А потом уберите из поля зрения и вновь издайте звук. В идеале карапуз должен искать глазками источник услышанного звука.
3. Поиграйте с крохой в прятки. Закрывая лицо руками, спросите: «Ку-ку, где мама?» А отведя руки, радостно воскликните: «Вот мама!» Вы не заметите, как быстро малыш научится шалить так же.
4. Не забывайте о любимых нами в детстве «Сороке-белобоке», «Ладушках», «Мальчике-пальчике» и других играх-потешках, которые одновременно развивают мышление и развлекают при массаже ладошек и стоп.
Количество подобных игр ограничивается только Вашей фантазией.
Основы будущей успешности ребенка — в социуме, при обучении в школе, во взрослой жизни — закладываются уже сейчас, во время тесного общения с мамой и папой. Ощущение постоянного контакта (физического, эмоционального) является очень значимым условием для его полноценного формирования. Будьте всегда рядом, чтобы он постоянно чувствовал Вашу любовь и заботу, разговаривайте с ним при любой возможности: купая, играя, перед сном. Ведь впереди — новые достижения!
Полезные ссылки:
Частые проблемы
- Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
- Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
- Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.
На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Физическое развитие ребенка в 3 месяца
К концу третьего месяца ребенок в среднем прибавляет 800 г и вырастает на 2,5-3 см
Важно понимать, что у каждого ребенка показатели роста и веса индивидуальны, и конкретных норм нет. Главное, чтобы малыш развивался соответственно возрасту и хорошо себя чувствовал
Ниже представлены нормы физического развития для трехмесячного малыша в зависимости от пола. Насторожить должны сильные отклонения от данных показателей.
Физические показатели развития ребенка в 3 месяца
Показатель | Среднее значение в 3 месяца | Мальчики в 3 месяца | Девочки в 3 месяца |
Вес | 5800-6400 г | 5000-8000 г | 4500-7500 г |
Рост | 59,8-61,4 см | 57,3-65,5 см | 55,6-64 см |
Окружность головы | 39,5-40,5 см | 38,1-42,9 см | 37,1-42 см |
Окружность грудной клетки | 38,9-39,5 см | 36,5-41,6 см | 37,3-41,4 см |
Вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и рассчитывает значения нормы физического развития для пятимесячного ребенка.
Игры с малышом
Развитый ребенок активно познает мир – это основное отличие возраста и соответствия норме. В играх развитие происходит быстрее и результативнее, причем малыши сами «изобретают» многие игровые подходы, вовлекая в них взрослых. Дети могут кидать игрушки, ложки на пол, чтобы привлечь взрослых к взаимной активности или таким образом подозвать к себе. Они кидают, подкатывают игрушки одна к другой. Любимое занятие – стучать одним предметом о другой, а также открывать дверцы и вытаскивать все содержимое шкафов и полок на пол. Не стоит мешать малышу: оставьте без блокировки 2-3 дверцы или полки с одеждой или крупной небьющейся посудой для экспериментов.
Все, что окажется в руках, неизбежно будет во рту – оральный способ обследования предметов по-прежнему крайне актуален. Поэтому все, что окружает ребенка, должно быть чистым, не токсичным и сложно разгрызаемым.
Игры в 9 месяцев могут уже происходить без присутствия взрослого: дети могут увлекаться пирамидками, сортерами, кубиками, неваляшками и игрушками с разными звуками. Активно и более детально изучается развивающий коврик.
Помощь в развитии: действия родителей
Занимайтесь постоянно с малышом, при этом не делайте за него. Предоставьте ребенку материалы, объясните и помогите, когда малыш попросит сам.
Упражнения
Утренняя гимнастика, танцы под музыку отлично помогут малышу. Разрешайте бегать и играть с детьми, отличным вариантом будет водить ребенка в спортивную секцию.
Игрушки
В наличии у вас должны быть:
- пирамидки;
- кубики;
- сортеры;
- шнуровки;
- пазлы;
- мозаики;
- конструктор;
- книги;
- набор для творчества;
- пупсы;
- машинки.
Дальше ориентируйтесь на интересы и способности ребенка. Подарите малышу первую настольную игру, изучайте и запоминайте правила вместе.
Собирайте с ребенком конструктор, играйте в интересные игры.
Подвижные игры
Вспоминайте детство и игры из него. Научите малыша играть в салки, догонялки, в игры с мячом. Попробуйте заняться бадминтоном. Сходите на семейный сеанс в бассейн.
Развивающие игры
Игры – неотъемлемый элемент в развитии ребенка. В три месяца грудничок уже свободно шевелит пальчиками, поэтому в это время начинают развивать мелкую моторику.
Давайте малыш специальные мешочки с наполнителем. Такие мешочки легко сделать самостоятельно. В качестве основной ткани берите натуральные материалы, которые не вызовут аллергии! Внутрь мешочка можно положить порезанную бумагу, вату, мелкие камушки, гречку или горох. Пусть малыш берет мешочки и ощупывает содержимое. Это не только развивает мелкую моторику, но и является хорошим массажем для рук.
Игры в этом возрасте простые и короткие. Они сопровождаются веселыми стишками и потешками. Постоянно разговаривайте с малышом, активно используйте различную мимику и выражения лица, различные интонации в голосе. Малыш уже может копировать мимические движения и некоторые звуки. Чаще включайте ребенку музыку. Чем она разнообразнее, тем лучше.
Не забывайте про игры с погремушкой
Она отлично развивает слух и внимание у ребенка. Выбирайте яркие погремушки, в три месяца малыш хорошо воспринимает красный, желтый и оранжевый цвета
При этом, игрушка не должна быть слишком громкой, иначе она напугает ребенка. А для развития зрения каждый день показывайте малышу игрушку средних размеров и умеренной яркости на расстоянии 40-50 см, затем медленно водите предмет из стороны в сторону. С каждой неделей постепенно увеличивайте расстояние.
Обязательно повесьте цветные игрушки над манежем или кроваткой ребенка. Выбирайте такие изделия, стукнув по которым, можно услышать звук. В это время малыша начинают знакомить с картинками. Выбирайте книжки с крупными яркими и простыми иллюстрациями. При просмотре обязательно проговаривайте и называйте каждый предмет и деталь.
Развивающие занятия и игры не должны длиться более 20 минут. При этом процедуры и упражнения должны постоянно меняться
Потому что один и тот же вид деятельности утомит ребенка, и он переключит внимание на другое. Кроме того, трехмесячный младенец далеко не все может воспринимать длительное время
Так, музыку и стишки он воспринимает 3-5 минут. Прекращайте игры, если малыш заплакал, устал или потерял интерес.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Физиологическое развитие младенца в 3 месяца
Росто-весовые показатели должны увеличиться порядка на 2-3см и 600-800 г, соответственно. Объем груди и головы в норме у девочек около 40 см, у мальчиков – близко к 41 см. Размер голова становится более пропорциональным к размеру туловища. Объем желудка увеличивается приблизительно в 2 раза. Мышечный гипертонус должен уже пройти. Малыш должен уверенно держать головку. Зрение у ребенка в 3 месяца усовершенствуется – новорожденный уже может определить размер предметов, фокусировать взгляд, следить глазами за движущимися объектами. Слух в норме развит хорошо, грудничок поворачивается на звуки, реагирует на голоса и мелодии. Этот возраст у новорожденных также характеризуется обильным слюноотделением, слюнки текут по причине просто неумения малыша их глотать.
Познавательное развитие трехмесячного малыша. Начинается важный этап в жизни – младенец начинает активно познавать мир. Рассматривает все вокруг, игрушки, свои ручки и ножки. В таком возрасте некоторые младенцы уже даже пытаются трогать или брать погремушки. На лица родителей уже реагирует, чаще всего улыбкой. Несложно заметить любопытство малыша даже во время кормления. Этот период часто сопровождается отвлеканием ребенка от процесса трапезы и рассматриванием всего вокруг.
Психологическое развитие грудничка в 3 месяца. Данный возраст становится очень интересным в эмоциональной сфере деток. Грудничок способен уже осознанно проявлять ту или иную эмоцию. Основное проявление эмоций – улыбка, плач, гуление или агуканье, смех, нахмуривание, активные движения ручками и ножками. В этом возрасте малыши могут уже и немного капризничать от скуки, требовать внимания к себе. В хорошем расположении духа малыши в основном очень разговорчивы. На людей, которые очень много проводят времени с ними, обычно реагируют оживленно.
Двигательное развитие новорожденного в 3 месяца. Координационные способности грудничка постепенно усовершенствуются: малыш уже может осознанно брать предметы. В этом возрасте ребенок должен легко переворачиваться с помощью мамы и пытаться переворачиваться сам. При положении лежа на животе младенец старается опереться на руки и поднять голову повыше. Если держать малыша под мышками, то при опоре ступнями о поверхность – упирается ногами и даже может совершать попытки шагать. При положении лежа на спине можно взять ребенка за ладошки, и он крепко ухватится и потянется вверх, будто хочет сесть.
Таким образом, у трехмесячного ребенка все умения и навыки можно описать следующим образом:
- узнает людей, которых часто видит, активно реагировать на них;
- улыбается, в том числе и отвечая на улыбку;
- «разговаривает» или «воркует»;
- уверенно держит голову;
- поворачивает голову на источники шума и света;
- следит взглядом за движущимся предметом;
- исследует предметы, тянет их в рот;
- удерживает игрушку;
- лежа на животе совершает попытки подниматься на руках;
- упирается стопами о поверхность;
- с удовольствием купается;
- очень радуется, очутившись на руках;
- подтягивается, когда их берут на руки;
- пытается переворачиваться.
Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.
Каждый день мама может:
Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка
Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.
Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка
Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.
Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео
Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи
Установочная кривошея приводит к деформации позвоночника, поэтому важно вовремя её диагностировать
Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.
Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео
Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.
Психоэмоциональное развитие
Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.
Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.
Звуки и речевое развитие
Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».
Рефлексы
Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.
Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.
Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.