Почему не надо бояться детских слез
Важно помнить, что в любом возрасте слезы – это способ привлечь внимание, и в этом нет ничего плохого. При болезни – чтобы сохранить жизнь, говоря в глобальном смысле, во всех остальных случаях, чтобы донести до родителей – «мне очень нужно, чтобы ты был рядом». Кроме того, слезы часто являются формой протеста ребенка, реакцией на запрет
Например, вы не разрешаете малышу играть с розеткой, просите заняться чем-то другим, и в знак своего несогласия – малыш начинает горько плакать. Или, заметив, что ноги ребенка промокли на прогулке, говорите, что пора домой. Раздосадованный малыш тоже может устроить истерику, которая будет сопровождаться «крокодильевыми слезами».
Кроме того, слезы часто являются формой протеста ребенка, реакцией на запрет. Например, вы не разрешаете малышу играть с розеткой, просите заняться чем-то другим, и в знак своего несогласия – малыш начинает горько плакать. Или, заметив, что ноги ребенка промокли на прогулке, говорите, что пора домой. Раздосадованный малыш тоже может устроить истерику, которая будет сопровождаться «крокодильевыми слезами».
Не стоит корить себя, что доводите ребенка до слез, тем самым – разрушая привязанность между вами (о чем нередко говорят адепты утрированной теории привязанности), что вы плохой родитель, и лучше было пойти на поводу у ребенка. Нет, вы сильный заботливый взрослый, который желает блага своему чаду, и действуете в его интересах.
Это важно!
Старайтесь доносить до ребенка информацию уверенным, спокойным тоном, не переходя на крик и не поддаваясь эмоциям. Подойдите к ребенку, обнимите его, проговорите вслух, что он сейчас может чувствовать, и успокойте, но обязательно оставайтесь при своем мнении. Будьте уверены в своих действиях.
Иногда ребенок реагирует слезами на неудачи: не получается собрать конструктор, проиграл в конкурсе или получил первую двойку в школе. Чтобы избежать излишних эмоций у детей, формируйте с самого раннего возраста здоровую самооценку. Не зацикливайтесь на победах, хвалите за любое начинание и за любой результат. Если видите недочеты, мягко и аккуратно скажите об этом сыну или дочке, ребенок должен понимать, что не всегда все получается, и это нормально. Чем раньше это будет усвоено, тем больше вероятность, что плакать по пустякам ребенок будет гораздо реже.
Нехватка внимания со стороны взрослых – отдельный вопрос. В век тотальной занятости на работе, поглощения социальными сетями, конфликтов между родителями и извечной усталости на общение с ребенком времени может не оставаться. Главное, чтобы был сыт, одет по погоде и не болел. Но для ребенка это далеко не главное. Реальное общение с родителями, контакт с ними, ощущение того, что ты не один – тоже базовая потребность ребенка (эволюционно сложилось, что люди живут племенами)
Поэтому, когда малыш осознает, что он не в фокусе внимания взрослых, из глубин подкорки головного мозга всплывает: «можно же заплакать, и на тебя обратят внимание».
Так и начинаются – истерики на пустом месте, слезы по любому поводу, необоснованные капризы. Очевидно, что 24 часа в сутки «растворяться» в ребенке нет ни возможности, ни необходимости (самостоятельность должна формироваться параллельно).
Это важно!
Важно не количество уделенного малышу времени, а его качество
Какой толк от постоянного нахождения с ребенком, если все ваше внимание устремлено в экран гаджета или телевизора? Лучше уделить один час, но эти 60 минут будут принадлежать только ребенку: играм с ним, чтению книг, разговорам, объятиям без «зависания» в телефон и прочее.
Мальчики не плачут
Отдельное место в сознание общества занимают слезы у мальчиков. «Мужчины не плачут!», «Прекрати реветь, ты же мужик!» и подобные высказывания формируют стереотип у малыша. Однако, если подумать: а чем отличает двухлетний мальчик от девочки? Законы развития психики и нервной системы одинаковы. Слезы – это выражение эмоций ребенка, сколько бы лет ему ни было. Поэтому стоит отказаться от этого гендерного неравенства в пользу адекватного подхода к слезам вне зависимости от пола. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка вне зависимости, воспитываете вы сына или дочь.
И, напоследок, слезы являются средством для манипуляции родителями только в том случае, если вы разрешаете собой манипулировать. Определение личных границ взрослого и ребенка, спокойные уверенные интонации и наличие внутренних ресурсов для воспитания детей помогут оставить слезы только выражения эмоций.
(
оценок; рейтинг статьи )
Почему дети плачут?
И первое, что приходит на ум, у ребенка пока еще недостаточно слов для выражения тех переживаний, которые его переполняют. От невозможности высказать, от несформированности словарного запаса, от переполняющих его чувств, эмоций он и заливается ревом. И мы понимаем, что чем меньше ребенок, чем чаще он будет пользоваться плачем как средством коммуникации. С взрослением, развитием эмоций, интеллекта и речи он научится пользоваться иными средствами для достижения своих целей.
Плач детей первого года жизни нередко заменяет речь и сообщает о
физиологической потребности (голод, жажда, мокрые штанишки и т.п.);
социальной потребности (потребность в общении, желание получать внимание и т.д.);
боли (следствие болезни, физического дискомфорта или травмы);
истощении эмоционального состояния (устал, хочет спать),
обиде (не дали запретный плод, мама не взяла на руки).
Становясь старше, ребенок начинает использовать плач как инструмент для достижения своей цели. Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем-манипуляцией.
Проанализировав все эти причины детского плача, будем помнить, что разразиться ревом он может по одной причине, но и в совокупности несколько причин могут дать подобную эмоциональную реакцию.
Итак, у детского плача есть несколько функций:
- плач как средство достижения цели;
- плач как способ снятия психоэмоционального напряжения;
- плач как призыв о помощи.
Соответственно, родители, педагоги и близкие должны различать мотив каждого конкретного детского вопля. И в соответствии с этими мотивами и должна быть выбрана стратегия родительского поведения.
Потребность в плаче тоже бывает
Но бывают случаи, когда ребенок плачет несмотря на все наши усилия — часто это происходит потому, что ему нужно поплакать. Это не означает, что мы не можем ему помочь или мы ему не нужны. Мы необходимы ему рядом, ему нужно наше полное понимание во время плача — нужно, чтобы мы сопереживали, а не прерывали плач. Когда ребенок сильно расплакался, ему требуется, чтобы мы были рядом и принимали и поддерживали его, пока он плачет. Ему нужно, чтобы родители добавили в свой «список возможных потребностей ребенка» потребность поплакать.
Когда ребенок пугается, он тут же вздрагивает и замирает, возникает сильное напряжение, а затем так же неожиданно он начинает сильно плакать. Эти слезы высвобождают напряжение вследствие шока
Если слезы позволяются и находят поддержку, с вашим любящим и принимающим вниманием он успокоится и снова почувствует себя расслабленным и умиротворенным
Когда ребенок испытывает очень сильный шок или получает травму, ему может понадобиться поплакать несколько раз, возможно, каждый раз, когда он видит, слышит, чувствует запах, трогает или по-другому соприкасается с напоминающей ему о пережитом шоке вещью. При условии разрешения и эмоциональной поддержки он будет плакать столько раз, сколько нужно, пока не изольет весь шок.
Если потребность ребенка в плаче не поддерживают, а наоборот утихомиривают, осуждают за слезы, пытаются накормить, щекочут, чтобы заставить смеяться, или по-другому отвлекают от плача, сброс напряжения будет отложен, и стресс станет накапливаться. Если это повторяется регулярно, стресс, не получая выхода, создает напряжение в организме ребенка и может повлиять на сон, уровень сил и общее самочувствие.
Проблемы с сном у грудных малышей
Грудной малыш способен нарушить сон у всей семьи, вызвав дистресс у родителей, которые готовы пойти на все что угодно, чтобы заставить ребенка уснуть. Кто-то качает ребенка в коляске или колыбельке, кто-то катает ребенка в машине вокруг квартала – только бы он, наконец, замолчал и уснул.
Что же, состояние родителей можно понять, но не стоит поддерживать такое поведение, которое позволяет решить сиюминутные проблемы, но вызовет гораздо более крупные неприятности в будущем. Такое поведение создает у ребенка нарушенные паттерны засыпания, которые будут работать только в определенных условиях, потому что ребенок учится связывать засыпание с определенным человеком или с определенным действием. Такие же проблемы могут быть и во взрослом возрасте (возможно, что они как раз зародились в детстве). Например, для засыпания может быть необходима определенная поза или специальная «сонная» подушка. Если же такой подушки нет (например, в гостях или в отеле), то человек может ворочаться и долго не засыпать, потому что механизм засыпания у него связан с определенными условиями.
Точно также и ведет себя и малыш, который не может заснуть без своей «сонной подушки», в роли которой может выступать сама мама, необходимость укачивать ребенка, кормить грудью, или держать его на руках. Если же эти условия отсутствует – ребенок не засыпает, потому что он научился связывать индукцию сна с определенными людьми, действиями или предметами. Эта проблема называется патологической ассоциацией засыпания.
Что такое плач?
Плач – это нормальная реакция человеческого организма на сильное разовое психическое потрясение или длительное нервное напряжение. Во время плача резко подскакивает артериальное давление, учащается дыхание, лицевые мышцы непроизвольно сокращаются, напрягаются мышцы шеи и плеч. Для защиты кровеносных сосудов глаз от скачка давления есть свой особый механизм – мы рефлекторно сжимаем веки. Глубокие вдохи во время рыданий усиливают приток кислорода, уменьшает болевые ощущения, успокаивают.
В соцсетях мелькают изображения плачущих кошек и собак, которые, по мнению авторов фотографий, испытывали в момент запечатления их сильные душевные страдания. В реальности человек – единственное животное, способное плакать на эмоциях. У всех остальных представителей животного мира слезы говорят о «соринке, попавшей в глаз» или о чем-то подобном.
Плач кардинально отличается от слезотечения, вызванного физическими причинами. В процессе плача всегда задействованы оба глаза, а слезотечение может происходить на фоне нейтрального эмоционального состояния и никак не связано с психическим здоровьем человека.
Мальчики тоже плачут, а богатые — нет!
В 1980-х годах ученые опубликовали результаты исследования, согласно которому женщины плачут в среднем 5,3 раза в месяц. Мужчины это делают в 4 раза реже – 1,4 раза в месяц. Под плачем ученые подразумевали и горькие рыдания, и скупую слезу, увлажнившую уголок глаза при просмотре жалостливого сериала.
Почему новорожденные плачут?
Причины плача новорожденного ребенка:
- ему необходима защита мамы, т.к. он напуган;
- он голоден и чувствует необходимость приложиться к груди;
- он устал и хочет спать;
- он испытывает дискомфорт;
- он хочет опорожниться;
- он замерз;
- он болен или чувствует недомогание;
- он переживает адаптацию;
- он сильно возбужден;
- его кожа находится в неблагоприятном состоянии (зудит, болит, на ней появились опрелости, раздражения);
- он переживает стресс из-за воспоминаний о прохождении через родовые пути или о внутриутробном периоде;
- он реагирует на погодные явления, связанные с фазой (затмением) Луны, геомагнитной обстановкой.
Хотите успокоить ребенка – сохраняйте спокойствие
При появлении детских слез выдохните и попробуйте поставить себя на место малыша. Его неокрепшая психика остро реагирует на любые фразы, а сломанная игрушка становится маленькой трагедией. Он не умеет правильно оценивать ситуацию и с легкостью реагировать на неудачи, не имеет опыта решения проблем.
Советы при детском плаче
Детский плач – это защитная реакция на стрессовую ситуацию. Слезы означают, что малыш находится в зоне дискомфорта, душевного напряжения и переживаний. Поэтому старайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте криком, критикой: от вас ребенок ожидает поддержки и помощи.
Для начала постарайтесь успокоить кроху с помощью простых и теплых фраз:
- Я тебя слышу, мой дорогой.
- Не бойся, я рядом, я с тобой.
- Я тебя понимаю, почему ты так расстроился.
Дайте понять ребенку, что вы его услышали, обратили внимание на его проблему. Необходимо понять и выявить причину слез, озвучить ее малышу: «Я знаю, что ты хотел в парк, но мы не поехали сегодня»
Это разряжает ситуацию, показывает, чтобы слышите детей и серьезно воспринимаете его маленькое горе.
Удерживайте ситуацию в рамках
Когда поймете, что ребенок слышит ваши слова, объясните спокойно и четко, чего вы добиваетесь от него. Мягким тоном скажите, что не можете отпустить на праздник, что ему следует обязательно доделать уроки. В ответ обязательно услышите возражения, на которые отвечайте без раздражения, но настойчиво повторяя просьбу.
Улучшение ситуации в будущем
Чтобы успокоить ребенка и прекратить истерику, дайте понять, что его проблема в скором времени может быть решена: «Я дам тебе сладости, но после съеденного супа». Всегда предлагайте альтернативные варианты. Постепенно малыши привыкают к возможности выбора, вместе слез сами предлагают решение ситуации: «Я съем первое, а потом можно мне пирожное?» Но не давайте обещаний, которые не сможете выполнить, чтобы не подорвать доверие в отношениях.
Подписывайтесь на Эконет в
Как не следует поступать при детской истерике
Большинство родителей стесняется слез детей на публике, поэтому при первых признаках истерики соглашаются на условия маленького шантажиста. Они покупают ему желаемую игрушку или шоколадку, не понимая, что в дальнейшем ситуация будет повторяться. Поэтому психологи советуют работать над проблемой, исключая следующие фразы и действия:
Не пытайтесь отвлекать ребенка и переключать внимание. Этот метод быстро перестает работать, рождая недоверие к родителям.
Не развешивайте ярлыки на детские эмоции, старайтесь понять причину и поговорить с малышом.
Не стыдите его за слезы: это всего лишь способ получить желаемую игрушку или внимание родителей.
Не угрожайте крохе, не ставьте жесткие условия
Это не прекратит истерики, но появится страх и скрытность.
Детские слезы – естественный этап взросления, через которых проходят все семьи. Через плач ребенок учится взаимодействовать с родителями, пытается выстраивать отношения. При правильном подходе можно легко справляться с истерикой без раздражения и вспышек гнева, сохраняя доверие и любовь.опубликовано econet.ru
Подписывайтесь на наш youtube канал!
https://youtube.com/watch?v=IbxXSzDMfao
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Немного об истории вопроса
Первым официально позволил детям плакать (и даже настаивал на этом) американский педиатр Бенджамин Спок. Он исходил из современных ему традиций, когда у ребенка была своя детская комната чуть ли не с рождения, а спать с родителями в одной кровати, напротив, было не принято. Словом, не надо представлять бедного доктора Спока садистом, для своего времени он был невероятно разумен и прогрессивен, не хуже, чем сейчас доктор Комаровский.
Однако поколение детей, которых приучали засыпать в кроватке, выросло и с отвращением отвергло эту традицию. В поисках идеала они обратились к истокам, то есть к племенам Африки и Южной Америки, до сих пор живущих в условиях, приближенных к первобытным. Эти племена (как и доктор Спок) исходили из имеющихся возможностей: оставленный ребенок мог стать жертвой хищника или ядовитого насекомого. Наиболее простой способ ухода – привязать младенца к себе понадежнее. Возможно, выросшие дети африканок предпочли бы укладывать своих малышей в кроватки и даже нашли бы для этого вполне разумное обоснование (например, что таким образом не подавляется воля ребенка), но отсутствие кроваток снимает этотвопрос.
Разумеется, современные мамы (в отличие от мам времен доктора Спока) вполне способны обеспечить домашний уют, не отходя от ребенка надолго: уберется робот-пылесос, постирает машинка-автомат, а обед сварит мультиварка. С другой стороны, мы стали требовательнее и взыскательнее: мы хотим интимной жизни не в 30 сантиметрах от младенца, хотим почитать вечером книжку (или даже посмотреть сериал) без ребенка на руках, наконец, хотим уделять время своей работе или хобби…
Где находится безопасный уходовый коридор, в котором можно спокойно делать шаг вправо – шаг влево, без риска навредить малышу?
Что сказать плачущему ребенку
Родители должны помнить о двух простых принципах.
Если ваш ребенок плачет – это нормальная реакция на обстоятельства. Без слез невозможно научиться управлять своими чувствами, так что не надо воспринимать это как досадную помеху!
В плаче, как и в смехе, нет ничего такого, что следовало бы скрывать от окружающих. Это просто способ выражения чувств. Не нужно приучать малыша к мысли, что его чувства – это нечто, чего стоит стыдиться.
Но как поддержать плачущего малыша? Вот список примерных фраз, которые привлекут внимание ребенка и помогут вам продемонстрировать сочувствие, которое вы, несомненно, испытываете. А кроме того, они станут началом продуктивного диалога!. Главное, не забывайте о том, что слова – не единственный способ контакта
Присядьте, чтобы ваши глаза были не одном уровне. Обнимите ребенка, прижмите к себе, поцелуйте. Быть может, слова не понадобятся вовсе!
Главное, не забывайте о том, что слова – не единственный способ контакта. Присядьте, чтобы ваши глаза были не одном уровне. Обнимите ребенка, прижмите к себе, поцелуйте. Быть может, слова не понадобятся вовсе!
10.05.2018
Подготовила Анна Первушина
о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители Другие статьи автора
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду
Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.
Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка
Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.