Три характерные ситуации
Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.
Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.
Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.
Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками.
Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.
Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.
Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.
Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.
Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.
Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.
«Обучение чтению через компьютерные игры»
Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.
Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.
Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.
Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.
Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.
Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.
«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».
Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.
Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.
Такое чтение называется механическим.
Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.
Поведение детей и ваше настроение
Во время своих терапевтических семинаров я провожу эксперимент: обращаюсь к участникам с просьбой встать напротив меня с вытянутыми в мою сторону ладонями. Без каких-либо дополнительных инструкций я подаюсь вперед и начинаю надавливать на их ладони. В ста процентах случаев они начинают давить обратно с силой, равной, а то и превосходящей мою. После этого я спрашиваю: «Разве я просила вас давить обратно на мои руки?». И получаю один и тот же ответ: «Нет, на самом деле не просили».
Благодаря этому упражнению мы понимаем, что когда один человек во взаимоотношениях начинает давить на другого, то этот другой инстинктивно начинает оказывать обратное давление. Но два человека не могут противостоять друг другу, если один из них не оказывает давления! Противостояние всегда подразумевает под собой как минимум двух участников.
Хотя реальные слова и действия, которые вы будете предпринимать в адрес своего ребенка, не желающего вставать по утрам, зависят от множества переменных — его желания ходить в школу, возраста, выговоров от учителя за опоздания, — реально важную роль играет именно активная позиция, занимаемая вами в процессе воспитания детей. Когда вы, как капитан корабля, крепко стоите на ногах, подобные ожесточенные столкновения с детьми просто невозможны.
Каково основное правило поддержания собственного авторитета? Сохранять спокойствие любой ценой. И сделать это гораздо проще, когда вы перестаете давать детям возможность подорвать или вовсе сломить безмятежность вашего духа плохим поведением.
Я спросила Стэллу: «Почему вам так важно, чтобы дети приходили в школу вовремя? Вы беспокоитесь из-за того, что вам может позвонить завуч и сказать, что вашего сына оставят после занятий в классе по причине его многочисленных опозданий? Или вам кажется, что вы будете лучшей мамой, если привьете ребенку чувство ответственности? Может, вы воспринимаете его халатное отношение как провал ваших устремлений объяснить ему, насколько важно быть пунктуальным? Какое значение лично для себя вы вкладываете в поведение сына?». Когда мы полагаем, что именно наши дети и их поведение позволяет нам чувствовать себя хорошими или плохими родителями (или людьми), мы автоматически передаем бразды управления кораблем в их руки
И при этом продолжаем надеяться, угрожать и молить их о том, чтобы они направляли его по тому курсу, который нам кажется наиболее правильным, для достижения цели, которая нам кажется наиболее необходимой
Когда мы полагаем, что именно наши дети и их поведение позволяет нам чувствовать себя хорошими или плохими родителями (или людьми), мы автоматически передаем бразды управления кораблем в их руки. И при этом продолжаем надеяться, угрожать и молить их о том, чтобы они направляли его по тому курсу, который нам кажется наиболее правильным, для достижения цели, которая нам кажется наиболее необходимой.
Как быть, если ребенок приходит в родительскую постель среди ночи?
В первую очередь нельзя за это ругать, и уж тем более наказывать. Спокойно объясните малышу, где он должен спать, отведите за ручку и полежите с ним немного, затем уходите. Так он привыкнет спать без взрослых.
Процесс отучения не быстрый. Самое главное не давать слабину — ни при каких условиях, ни в качестве исключения нельзя разрешать спать с мамой и папой.
Причина нежелания спать в одиночку может быть вызвана и чрезмерной тревожностью, тогда родителям нужно создать благоприятную обстановку, где нет страхов и опасностей для ребенка.
Часто дети приходят в постель к родителям после рождения второго ребенка — так они компенсируют дефицит внимания в течение дня.
Родителям стоит незамедлительно реагировать на изменение поведения детей, будь то ночные истерики, вялость или потеря аппетита. Зачастую дети не могут объяснить, что именно их беспокоит, но с помощью своего настроения они показывают мамам и папам, хорошо им в этот момент или плохо.
pixabay.com  / 
Большую роль в процессе засыпания и спокойного сна играет также правильное питание.
Если ребенка накормить на ночь тяжелой пищей, то могут присниться кошмары, и он проснется от страха. Спасаться он побежит к маме и папе. Если такое будет происходить несколько раз, то у ребенка сформируется устойчивый страх ночи и сна. А надо просто не перекармливать на ночь.
Также вечером не стоит давать ребенку сладости, ведь это стимулирует нервную систему и возбуждает. Чтобы израсходовать энергию, полученную из конфет или кусочка торта, ребенку нужно будет вести себя активно, уснуть ему будет крайне трудно. Если вы его пытаетесь уложить, а он капризничает, то очередная сладость, предложенная в награду, не успокоит, а еще больше заведет нервную систему и физиологию.
Незадолго до сна можно дать ребенку чай из трав или какао. Последний напиток успокаивает благодаря наличию в составе магния, снижает возбуждение и расслабляет мышцы. Дождитесь, когда малыш сходит в туалет, специально оставив на это время, и он сам быстро заснет.
Еще один важный момент, который нужно учитывать: старайтесь чаще контактировать с ребенком. Бывает так, что ребенку не хватает именно этого днем, тогда ночью он пытается дополучить недостаток телесного контакта. Гладьте малыша по голове, по спине — это поможет ему быть в гармонии и с вами, и со своим телом.
Почему дети перестают читать
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»
Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.
Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:
Как сделать, чтобы ребёнок слушался с первого раза?
Удостоверьтесь, что ребёнок слышит вас.
Возьмите его за руку или прикоснитесь к плечу. Присядьте, чтобы ваше лицо было на уровне лица ребёнка. Установите зрительный контакт.
Скажите, что нужно сделать и установите временные рамки.
«Тебе хватит десяти минут, чтобы закончить?». Или: «Поиграй ещё пять минут и пойдём домой». Если резко, без предупреждения выдёргивать ребёнка из песочницы, обрывать игру на самом интересном месте, то это может вызвать протест. И это понятно. Вам ведь тоже не нравится, когда вас отвлекают.
Замените минус на плюс.
Не говорите ребёнку, чего делать НЕ надо. Вместо этого скажите, что ему необходимо сделать. Например, вместо «хватит кричать», эффективнее сказать: «говори тише».
Проанализируйте, из чего состоит ваше общение.
Разговариваете ли вы с ребёнком просто так? Без воспитательных целей, без требований и нотаций? Вашему сыну или дочери необходимо безоценочное общение с вами. Рассказывайте друг другу истории, как прошёл день, мечтайте вместе
При доверительных отношениях детям не приходится сопротивляться, отстаивать свою независимость, мстить или привлекать внимание, пусть даже и негативное. Учитывайте возраст ребёнка
Бесполезно требовать от годовалого малыша, чтобы он всё складывал на место.
Требований не должно быть слишком много.
Если мама постоянно что-то говорит, требует, просит, указывает, срабатывает защитный механизм. Её речь начинает восприниматься, как фон. Значение слов уже не доходит до сознания. Когда требований много, это утомительно ещё и для самих родителей. Сложно проконтролировать выполнение. Возникает ощущение, что тянешь за собой вагон, который двигается с трудом и со скрипом.
Совместный сон с ребенком
За и против совместного сна с грудничком многочисленны. Недавно доминирующей была точка зрения, осуждающая подход. Обычно к методу прибегают, если никакими иными способами уложить младенца не получается. Способ особенно полезен, если ребенка кормят по первому требованию. Врачи считают, что отдых в родительской кровати дает новорожденному ощущение безопасности, комфорта, открывает возможности развития, роста. Присутствие родного человека, как считают некоторые, стимулирует дыхательную активность. Матери не нужно вставать для кормления, она и младенец спокойны. Повод против – формирование вредной привычки. Ее предупреждают, в дневное время размещая ребенка в детской кровати.
С 3-го месяца грудничок более подвижен. Оставлять его на ночь с родителями можно, поскольку частота кормления все еще велика. Учитывают, что он может проснуться раньше старших, упасть с кровати. С полугода он еще подвижнее, часто просыпается, просит грудь из-за привычки, не испытывая голода. С этого момента совместный сон приносит дискомфорт.
Плюсы практики:
- простота сохранения лактации;
- минимальный риск внезапной смерти ребенка;
- сочетание биологических ритмов;
- качественный отдых;
- минимальная тревожность новорожденного.
Минусы:
- опасность перекорма;
- невозможность полностью расслабиться;
- вероятность инфантильности, замедления психического развития младенца;
- опасность заражения простудой;
- фобия навредить малышу;
- отсутствие интимной жизни.
Врачи предлагают позу для совместного сна с грудничком, позволяющую отдыхать с комфортом и в безопасности. Адаптация к ней занимает 1,5-2 недели. Особенности:
- мать лежит полубоком;
- голова покоится на руке, подушке;
- плечо лежит на матрасе;
- голова младенца отклонена от туловища взрослого.
Это любопытно! Опасения придавить малыша во сне беспочвенны. Врачи считают, что риски есть лишь в случае, если взрослый весит более 150 кг.
Совместный сон с ребенком. Фото: dearmummy.ru
Полезные советы
Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.
Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.
Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в подростковом возрасте положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений
Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест
Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.
Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Еще по теме «Как усыпить ребенка»:
В чем спать
Перерыла девочки кучу литературы. Все пишут что если в доме 24-25 градусов это уже «страшная» жара и ребенок спит чуть ли не в одном памперсе. У нас пижама не хб а как бы внутри с начесиком тоненькм и носочки. (без носков не уснетпроверено многократно).Не накрываю. Сама сплю с маечке +шортики и под теплой одеялкой. Т.е. по сути что я что он одинаково. Просыпается не мокрый, ручки не горячие, сам тепленький весь. Если положить в хб слипе, утром весь прохладный.
проверка слуха
как усыпить ребенка. Развитие детей от 1 до 3 лет по системе П.В.Тюленева дает замечательные результаты: ребенка в 2 года научили печатать буквы и слова на компьютере!
Голова, когда спит малыш
Голова, когда спит малыш. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.
Сам себя укачивает.
У нас недели две ка уже Степа ложась спать особенно днем, сам себе как бы поет колыбельную. Голосом себя убаюкивает. При этом это так кой жалобный голос. Я такое видела один раз когда была в доме малютки. Там детишки себя так укачивали. Но там все понятно дефицит внимания, отсутствие рук. А здесь пока он не заснет я около него. На руках проводит много времени.
сон на большой мягкой подушке?
Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года ( А на подушке — спит часами. Что делать? Ведь спать на мягком вредно? Он уже два раз спал по 2…
Сны младенцев
Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни Сейчас подошла посмотреть, как там спит мой младенец, а он дрыхнет и во сне шевелит губами и…
как усыпить?
как усыпить ?. Капризы. Ребенок от рождения до года. как усыпить ? он не спит по 1,5 часа, потом плачет и плачет, а уснуть не получается (ему 4 недельки) что делать???
Истерика в самолете
Улетели с ребенком 2.4 года в Турцию. В прошлом году летали, все нормально. А в этом такую истерику при посадке в самолет устроил, что и папа и бабушка были готовы выйти из самолета и остаться дома. Орал долго и истошно. Никакая валерьянка не помогала. При посадке все тоже самое, но хоть как-то удалось успокоить. Больше такого не хотим и нервы ребенку трепать тоже. Вопрос: а чем можно усыпить, чтоб в самолет уже сонного занести и возможно еще вторую дозу дать на посадку.
как «усыпить «ребенка
как » усыпить » ребенка. Сон. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.
как усыпить ребенка
как усыпить ребенка. Сон. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание как усыпить ребенка. У нас сейчас проблема номер один — улечься спать…После…
колыбельные
Спи, моя радость, усни ! В доме погасли огни, Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал малыш ! Пусть бы так было все дни!
Кто-нибудь делал МРТ без наркоза? и где?
Конференция «Другие дети » «Другие дети «. Раздел: ДЦП (ктонибудь делал мрт ребенку 4 лет Я бы не сказала, что с нами в три года так уж сильно настаивали на усыплении, но я знала…
Почему ребенок вертится в кровати??
Насте 3,5 года, и проблемка наша уже не новая-всегда было трудно уложить ребенка спать, могли укладываться по 2-3 часа (вечером, на ночь). Сейчас ситуация такова: когда ее укладываем спать, будь то на ночь или на дневной сон, она все время вертится: поднимает ноги вверх, крутится с бока на бок, вертит руками, перекладывает подушку («люблю, когда подушка холодная»), скидывает/накидывает одеяло и т.п.
за сколько минут засыпает малыш перед сном ночным
Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание Раздел: Кризис 2-летнего возраста (во сколько засыпает месячный малыш перед сном отзывы).
Подскажите, плиз
Подскажите, пожалуйста, как усыпить ребенка. Нам 3 недельки. С начало мы ели по долгу (минут по 50), врачи сказали — долго- и теперь пробуем есть по 30 минут, после этого спим пять…
Как «усыпить» ребенка?
Как » усыпить » ребенка ?. Привычки, фобии. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от Какой-то кошмар, очень стало сложно уложить ребенка спать. Обычно делается это так: ложимся на…
спать хочет, но сопротивляется
Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. 6 способов преодолеть сопротивление ребенка перед сном. как усыпить ребенка.
Очень мешают ручки
Очень мешают ручки.. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года Малыш тоже работает мельницей. но были рубашечки с зашитыми рукавами и комбезы. а…
Ребёнок качается, чтобы заснуть
Ребёнок качается, чтобы заснуть. . Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение Ребёнок качается, чтобы заснуть. Моя дочка (1 год 2 месяца) всегда при засыпании ложиться…
4 вопроса о том, что нас огорчает
Я рассказала Стэлле о методе под названием «Работа». Он основывается на осознании того, что нас расстраивают не происходящие вокруг события, а наши мысли о них. В контексте воспитания детей равновесия и спокойствия нас лишает именно наше восприятие и самовнушение относительно того, как дети должны себя вести.
Некоторые буквально увязают в произошедшем, постоянно переживая и навязчиво прокручивая события шаг за шагом. Другие поддаются искушению рассказать о плохом поведении друзьям, чтобы найти поддержку и хоть какое-то оправдание своей вспышке гнева. И большинство родителей прибегают к совершенно бесполезным и нерациональным угрозам в адрес детей с целью добиться от них послушания и повиновения. Метод «Работа» позволяет по-новому посмотреть на свои мысли и реакцию и освободиться от их негативного влияния на процесс воспитания.
«Работа» состоит из четырех вопросов, которые мы должны задать себе относительно наших мыслей и представлений, вызывающих огорчение.
- Это правда?
- Можете ли абсолютно точно знать, что это правда?
- Что вы чувствуете (как реагируете), когда верите в эту мысль?
- Кем бы вы были без этой мысли?
Один из способов определить, что некая конкретная мысль является основной причиной вашего расстройства, состоит в том, чтобы отыскать в ней слова «должен» или «не должен», а затем посмотреть, вызывает ли данная мысль сильный прилив негативных эмоций.
Попытайтесь отыскать утверждение, от которого ваша кровь закипает и разносит адреналин по венам, сочетание слов, в котором есть нечто особое, что заставляет вас мгновенно сорваться с места в карьер. Как правило, это бывают мысли, на которых вы можете сразу, как адвокат, сначала выстроить все дело, а затем отыскать доказательства, безоговорочно оправдывающие вашу бурную реакцию.
Несколько примеров:
«Мои дети должны сразу приходить за стол, как только я зову их обедать».
«Мой муж не должен давать нашему сыну нездоровую пищу, когда меня нет дома».
«Мой сын должен пойти принять душ».
«Моя дочка не должна хныкать».
Подобные мысли выбивают нас из игры и заставляют расстаться со спокойным ощущением контроля над ситуацией. Именно из-за них мы начинаем набрасываться на детей, вызывая в них ответную реакцию в виде самозащиты и сопротивления, вместо того чтобы поддерживать их, пробуждая открытость и восприимчивость.
Как научить ребёнка рано вставать
Если ребёнок соблюдает режим дня и хорошо высыпается, проблем с ранним подъёмом возникать не должно. Перечислим ещё несколько вещей, которые помогут ребёнку вставать в школу.
Мотивация
Постарайтесь сделать так, чтобы после пробуждения ребёнка ждало что-то приятное. Вкусный завтрак или просмотр любимого шоу на YouTube с утра послужат хорошим стимулом для пробуждения и поднимут настроение.
Стакан воды
Начинать утро со стакана воды комнатной температуры — здоровая и полезная привычка. Вода сразу после пробуждения позволяет запустить многие необходимые процессы организма.
Зарядка
Всего 5-7 минут энергичных движений после пробуждения помогут вернуть в тело бодрость. Если ребёнку скучно выполнять однообразные упражнения, предложите ему просто подвигаться под любимую музыку.
Трекеры сна
Смарт-часы и фитнес-браслеты поддерживают специальные приложения, анализирующие фазы сна человека и позволяющие активировать будильник во время быстрой фазы, когда просыпаться комфортнее всего.
Предлагаемые обстоятельства
Это замечательный игровой подход, который помогает заинтересовать ребенка и побудить его делать то, что необходимо. Он прекрасно подходит для детей от 1,5 до 6-7 лет.
Подход заключается в том, что вы предлагаете ребенку представить, будто вы с ним — воображаемые персонажи, которые находятся в каком-то воображаемом месте и вам необходимо сделать кое-что важное. Обычно дети моментально “включаются” в такую игру и с удовольствием выполняют то, что нужно
Игру можно начать такими словами: “А давай, как будто… А давай, как будто бы мы были…”. Вот примеры.
Ребенок медленно идет, а вам нужно, чтобы он шел быстрее.
— Давай, как будто бы мы — два самолета и быстро-быстро летим домой!
Вы расправляете руки, имитируете полет самолета и ускоряете движение, спрашивая ребенка: “А где же твои крылышки, покажи!”
— А давай, как будто мы — мышки, пошел дождь, и мы спешим домой!
Вы делаете вид, что открываете воображаемый зонтик, приглашаете ребенка спрятаться под ним и ускоряете шаг.
Ребенок не хочет убирать игрушки.
— А давай, как будто мы — два пылесоса и загребаем игрушки руками, ты — вот те, а я – вот эти.
Вы начинаете загребать игрушки с пола и перекладываете их поочередно в контейнер, при этом издавая звук “ж-ж-ж-ж” и предлагая ребенку показать, как его пылесос умеет убирать игрушки.
— А давай, как будто бы мы — две белочки, а игрушки — наши запасы. Я складываю свои запасы в эту коробку, а ты — в ту.
Вы начинаете имитировать быстрые движения белочки, которая берет каждую игрушку, нюхает и кладет в контейнер. При этом можно сказать: “Я уже один запас сделала, а ты?”
Ребенок не хочет вставать с постели.
— А давай, как будто мы — пираты и нам нужно выполнить суперзадание — найти в ванной клад. Пойдем его там искать! Может быть, его спрятали в корзину для грязного белья? Или под раковину? Давай проверим!
Ребенок не хочет чистить зубы.
— А давай, как будто я маленький, а ты мой старший брат, и учишь меня чистить зубы, потому что я не умею.
— А давай, как будто мы мышки и тихонько крадемся в ванную, чтобы не спугнуть кота и тихо-тихо почистить зубки?
Предлагайте ребенку для игры любые обстоятельства. Начинайте со слов: “А давай, как будто…”
- пошел дождь;
- стало холодно;
- мы мышата, которые заблудились;
- мы кроты и ищем клад;
- мы зайчата, которые потерялись в лесу;
- нам нужно выполнить суперзадание от Лунтика;
- мы — космонавты и летим на Луну;
- мы — супергерои, и у нас задание;
- мы — сыщики и ищем пропавшую вещь;
- мы — тачки и гоняем наперегонки и т.д.
Если вы читаете сейчас и думаете, что все это сложно и нужно уметь фантазировать, — просто попробуйте. Реакция ребенка вас настолько вдохновит, что вы будете периодически возвращаться к такому чудесному способу быстро договариваться.
Здесь я привожу истории родителей, которые прошли мою онлайн-программу “Покладистый ребенок и спокойная мама” и начали активно использовать “Предлагаемые обстоятельства” со своими детьми. Они вас вдохновят.
Рассказывает Валерия, бабушка шестилетнего внука:
“Мой внук в присутствии гостей закапризничал, забрался под обеденный стол и всем мешал, отказываясь ужинать. Тогда пришлось придумать игру про шахту и шахтеров. Я объяснила гостям, что наша комната — это шахта, и в ней на глубине работает наш внук-шахтер. Выбираться ему долго, и мы иногда посылаем ему обед прямо туда.
Ребенок замолчал и слушал с интересом. Я сказала, что собрала ему термос и сейчас спущу в шахту. Привязала пластиковую посуду на веревку и стала “спускать”. Объяснила, что, когда шахтер все съедает, он дергает за веревку и мы понимаем, что он ждет второе блюдо. В итоге наш внук все съел, потребовал добавки и довольный выбрался из “шахты”. Гости были немного удивлены, но потом со смехом вспоминали эту ситуацию…”.
Инна, сыну 5 лет:
“Как раз сегодня гуляли в парке и начался дождь, а до дома идти минут 20. Сын не хотел уходить с площадки. Я не использовала слова “а давай”, но предложила, что мы будем полицейским и воришкой (его любимая тема в последние пару недель), он меня арестовал, но полицейский участок находится дома и надо туда спешить, а то парк большой и воришка может убежать. Нашли веточку на земле — полицейский жезл, и с этим жезлом он вел меня до дома, а я все время прибавляла шаг, будто пытаясь сбежать. Легко и быстро пришли домой”.
Юлия, дочке 4 года:
“Я утром будила дочку, а она не хотела вставать. Я ей начала говорить, что в ванной есть волшебная палочка. Она ждет нас, чтобы исполнить наше желание. Дочка встала почти с закрытыми глазами, но сразу — и пошла в ванную. Ее зубная щетка превратилась в волшебную палочку и наколдовала нам хорошее настроение на целый день. Дочка после этого намного проще собиралась в детский сад и пошла туда в хорошем расположении духа”.
Что делать, если ничего не помогает
Даже при соблюдении всех вышеописанных мер пробуждение по утрам может вызывать проблемы. Особенно это касается детей с «поздним» хронотипом, период активности которых выпадает на вечер и ночь. Но почему обязательно в школу надо рано вставать?
Если учиться дома и никуда не ходить по утрам, проблем с пробуждением может и не возникнуть. В «Домашней школе Фоксфорда» занятия обычно начинаются в 10 утра, и продолжаются примерно до 15:00. Чтобы приступить к занятиям, не нужно тратить время на дорогу — достаточно всего лишь включить компьютер. Наши ученики имеют возможность выспаться перед уроками и после занятий располагают достаточным количеством времени, чтобы сделать все домашние задания, посетить кружок или секцию, поразвлекаться и пораньше лечь спать.
Даже если ваш ребёнок поздно встаёт утром и может проспать занятия, их можно будет посмотреть в записи в любое время.