Вирджиния Апгар и ее шкала
В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.
Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.
В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.
После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.
Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.
Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.
Как расшифровываются конкретные показатели?
Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.
По завершении осмотра малыша врач сообщает результат матери. Получившееся после суммирования показателей по каждому оцениваемому критерию значение указывается через дробь, например 7/8. Это означает, что состояние малыша на первой минуте жизни было оценено в 7 баллов, а на пятой – в 8 баллов.
Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.
Если малыш набрал больше 8 баллов
8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.
От 6 до 8 баллов
Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.
От 4 до 6 баллов
Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.
От 2 до 3 баллов
Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.
Менее 2 баллов
Такой низкий результат возможен при:
- рождении ребенка раньше акушерского срока;
- гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
- незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.
Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:
- искусственная вентиляция легких;
- помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
- переливание крови.
Подробнее о каждом параметре
Оценивание состояния новорожденного происходит по внешним признакам жизнедеятельности организма. Чтобы понимать, как это происходит, остановимся на каждом пункте подробнее.
Акушеры, педиатры пользуются таблицей для быстрого получения результата по шкале Апгар
Она выглядит так (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево):
Параметр | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
---|---|---|---|
Цвет кожи | Бледный, с синевой (цианоз). | Ножки, ручки синюшные, остальные части тела бледно-розовые. | Тон кожи ровный, розовый по всей поверхности тела. |
Частота сердечных сокращений | Единичные проявления, пульс отсутствует. | Менее 100 ударов в минуту. | 130–140 ударов в минуту. |
Рефлексы | Полное отсутствие. | Недостаточная выраженность. | Ярко выраженные глотательный, сосательный, хватательный. |
Мышечный тонус | Отсутствие движений. | Телодвижения слабые, редкие. | Хаотично, регулярно размахивает конечностями. |
Дыхание | Отсутствует. | Стонет, дышит нерегулярно (гиповентиляция). | Кричит, дышит глубоко, часто. |
Результатом оценивания становится суммирование баллов по каждому показателю.
Происходит это следующим образом:
Цвет кожи
Если новорожденный имеет светло-розовый, ярко-розовый оттенок кожи, то получает 2 балла. Синюшный оттенок конечностей при нормальном цвете эпидермиса остальных частей тела снижает оценку до 1 балла, сигнализирует доктору о слабой гипоксии плода.
Повсеместно синий цвет кожного покрова, излишняя бледность — повод провести реанимационные процедуры и поставить 0 балов по первому показателю.
ЧСС замеряют 6 секунд после рождения выслушиванием, пальпацией грудной клетки или прощупыванием артерий. Затем умножают полученную цифру на 10, так получается минутный результат.
Сердце новорожденных работает активно. Нормой считается пульс в диапазоне от 130 до 140 ударов в минуту. В этом случае ребенок зарабатывает 2 балла.
Если сердце бьется нестабильно, замедленно, малыш получает 1 балл, при полном отсутствии пульса – 0 баллов.
Если показатели не в норме, то малышу проводят реанимационные процедуры до тех пор, пока ЧСС не нормализуется.
Рефлексы
Умение сосать, хватать, глотать, дышать – это первые рефлексы новорожденных, необходимые для жизнедеятельности. Если ребеночек явно показывает наличие этих врожденных навыков в первые минуты жизни, то получает высокую оценку 2 балла. Кроха должен искать грудь, причмокивать губами, кричать после рождения, дышать.
Если рефлексы выражены слабо или частично, то он зарабатывает 1 балл, при полном их отсутствии – 0 баллов.
Для получения объективной оценки акушеры стимулируют проявления рефлекторных движений:
- прикладывают палец к губам младенца;
- ставят новорожденного на ровную поверхность, побуждая шагнуть;
- укладывают на животик и подталкивают под пяточки, пробуждая рефлекс ползания;
для прочистки носа от слизи малышу ставится катетер; отлично, если грудничок чихнет, скривится, уберет головку.
- Мышечный тонус
Хаотичные движения ручками, ножками — основной показатель хорошего самочувствия младенца сразу после рождения. Он стремится разогнуть конечности, привести тело в нормальное положение. Такое поведение прибавляет к сумме 2 очка.
Грудничок получает 1 балл, если:
- слабо двигается, но делает это неохотно;
- ручки, ножки остаются в полусогнутом положении.
При полном отсутствии телодвижений, сохранении позы эмбриона или близкой к ней – 0 баллов.
Дыхание
2 очка младенец зарабатывает, если пронзительно закричит после рождения и в первую минуту жизни сохранит нормальный ритм дыхания – 40–45 вдохов–выдохов. Если вместо крика новорожденный издает стон, хрип, дышит неравномерно, ему поставят 1 балл, при отсутствии проявлений по данному критерию – 0 очков.
Что обозначает балльная оценка
Оценка новорожденного по шкале выставляется в виде дроби x/у. Но что обозначают эти цифры? Если врач ставит состоянию малютки по Апгар 8 или 9 баллов, то что это значит? Сейчас вам все станет понятно.
Первая цифра до черты дроби – общая сумма оценок, поставленных состоянию ребеночка сразу же после его появления на свет. А так как максимум, что можно выставить, это 2 балла за каждый из показателей, то сумма получится не больше 10.
По прошествии пяти минут жизни в нашем мире малыш уже немного осваивается. Он более уверенно заявляет о своем недовольстве, кричит, совершает резкие движения ножками и ручками.
Соответственно, врач ставит более высокий балл по жизненным показателям малыша. Итоговая цифра поднимается на 1-2 балла, составляя обычно 8-10.
Для того, чтобы полностью понять значения дробей, приведена их расшифровка в таблице ниже.
Оценка | Характеристика состояния малыша |
0-2/2 | Жизнь новорожденного находится под угрозой. Нужно принимать срочные меры для ее спасения. |
2-3/3 | Состояние здоровья требует реанимационных действий, включающих реанимацию и другие. |
3-4/4 | Здоровье новорожденного уже не критическое, но все еще тяжелое. Необходимо постоянно следить за его изменением. |
4-6/5-6 | Состояние неудовлетворительное, но явной опасности для жизни нет. За ребеночком постоянно наблюдают, оказывая помощь, если она потребуется. |
5-7/7-8 | Показатель чуть ниже нормы. Малыш требует повышенного внимания, но заметных нарушений здоровья не отмечается. |
7-8/8 | Это норма. Малыша передадут маме, чтобы она заботилась о малютке. |
8-9/9-10 | Отличный результат. Малыш полностью здоров. |
10/10 | Идеал. Богатырское здоровье. Но в практике таких оценок не ставят. |
Если сумма составила 8 баллов
Малыш, которому по сумме оценок выставлена итоговая 8-ка, считается полностью здоровым, не требующим каких-то дополнительных вспомогательных мероприятий. Его отдают под мамину опеку.
Но следует помнить, что 8, выставленная на пятой минуте после рождения – это самый низкий предел нормы.
За ребеночком смотрят, наблюдая изменения его состояния. Как правило, в скором времени ребенок достигает по развитию средних нормальных значений.
Если сумма баллов колеблется от 6 до 8 по шкале Апгар
Волноваться мамочке не следует: явных патологий у малютки не обнаружили. Просто он слабоват и требует к себе повышенного внимания.
Какое-то время за ребеночком будет осуществляться усиленное наблюдение, чтобы предупредить возможное ухудшение состояния. Но как только новорожденный стабильно пойдет на поправку, его передадут под мамино крылышко.
Если ставят 4-6 баллов
Этот результат говорит о том, что малышу нужно повышенное внимание. Его здоровье находится около опасной грани, поэтому требует постоянного наблюдения. Малыша выписывают из роддома только тогда, когда врачи будут полностью уверены, что кроха не нуждается в их постоянной опеке, а его органы и системы функционируют как положено
Малыша выписывают из роддома только тогда, когда врачи будут полностью уверены, что кроха не нуждается в их постоянной опеке, а его органы и системы функционируют как положено.
Если суммарный результат получился 2-3 балла
Такой показатель свидетельствует о том, что малютка испытывает проблемы с дыханием, а это может угрожать его жизни. При этой оценке младенца помещают в кювез, подключая аппарат ИВЛ (искусственной вентиляции легких), чтобы дать возможность получать кислород.
Меры должны быть предприняты незамедлительно, потому что от снабжения кислородом зависит развитие мозга (в первую очередь) новорожденной крохи.
Когда самочувствие малыша улучшается, и он может самостоятельно дышать, аппарат ИВЛ отключают. При стойком улучшении его состояния ребеночка переводят в общее отделение, а затем выписывают.
Если сумма не превышает 2
К сожалению, в медицинской практике случается, что младенцу ставят 2 балла по шкале жизненных показателей Апгар.
Так бывает, если:
- ребенок недоношенный;
- во время прохода по родовым путям произошло обвитие пуповиной, приведшее к асфиксии или гипоксии;
- если проявился только один из 5 показателей оценки.
При рождении малыша, которому ставят суммарную оценку 2 балла, неотложно проводят реанимацию для спасения его жизни. Кроме подключения к аппарату ИВЛ, помещения ребеночка в кювез иногда бывает необходимо срочное переливание крови.
Современная медицина позволяет возвращать к жизни даже малышей, находящихся в очень тяжелом состоянии. Как только ребеночек начнет стабильно набирать вес, наблюдение снижается.
Расшифровка результатов
В сумме ребенок может набрать максимум 10 баллов. Шкала показывает, насколько хорошо адаптируется организм к окружающим условиям вне матки. Если результаты меньше 7 баллов, необходим интенсивный мониторинг состояния новорожденного.
В течение первого подсчета после рождения вычитается 1 балл за синеватый цвет кожи. Многие родители пугаются, когда кожа имеет синюшный оттенок, но это нормальный защитный рефлекс. С первым вдохом раскрываются альвеолы, организм берет на себя оксигенацию тела, которая осуществлялась в утробе матери через пуповину.
Через 5 минут кожа младенца приобретет розовый цвет, медик приступит к последующему изучению. Второе исследование укажет на степень адаптации. После тяжелых родов или введения болеутоляющих средств значение тестирования искусственно снижается. Подсчет не будет отражать действительное здоровье новорожденного. Недоношенные дети после кесарева сечения часто имеют плохие оценки.
Что означает 1-3 балла
Низкий балл дает предупреждающий сигнал о том, что в организме могут быть скрытые патологии (затруднение дыхания или внутреннее кровотечение). С оценкой 0-3 новорожденный:
- не реагирует на внешние раздражители;
- бледен;
- имеет синюшность кожи и слизистой;
- не имеет сердцебиения.
Показатель используется в результатах первичного осмотра для определения асфиксии. Состояние означает выраженное нарушение газообмена, вызывающее прогрессирующую гипоксемию, гиперкапнию, метаболический ацидоз.
Младенец нуждается в немедленной реанимации. Исследования продолжаются во время неотложной медицинской помощи, документируются через 5 минут. В случае реанимации выполняется обследование спустя 10, 15 и 20 минут. Неизменно низкий балл может указывать на неврологические проблемы.
Что значит 4-7 баллов
Оценка до 6 баллов указывает на удовлетворительное состояние и необходимость некоторых реанимационных процедур. Детям с оценкой менее 4 баллов требуется незамедлительное оказание помощи. Если количество баллов во время второго измерения меньше 7, дополнительные тестирования должны проводиться каждые 5 минут.
Что означает 8-10 баллов
Данное значение – норма, свидетельствующая о хорошем самочувствии и адаптации после родов. Поскольку конечности остаются синими до тех пор, пока не станут теплыми, немногие получают десятку.
Шкала Апгара новорожденных в таблице
В общем виде показатели для оценки по данной шкале можно представить в упрощенном виде. Приведенная ниже шкала Апгара новорожденных в таблице дает врачам возможность оценить состояние ребенка максимально объективно и быстро.
Критерий | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Пульс, ЧСС в минуту | Отсутствует | 100 и менее | Более 100 |
Цвет кожи | Синюшный | Розовый, руки и ноги синюшные | Розовый |
Мышечный тонус и активность | Снижен, двигательная активность отсутствует | Снижен, двигательная активность низкая | Высокий, активность повышена |
Рефлекторная активность (реакция на раздражитель) | Отсутствует | Гримаса | Гримасничает, активно отталкивает |
Дыхательная активность | Отсутствует | Снижена, крик слабый | Дыхание активное, громкий крик |
Как интерпретировать сумму баллов
Рассмотрим вначале наилучший вариант, когда ставят максимальную оценку в 2 по всем признакам шкалы Апгар
Для получения такой оценки новорожденный должен самостоятельно дышать, при этом не важно, как он это делает, хорошо или плохо. Важно, чтобы он дышал
Сердце при такой оценке должно иметь частоту биений более 100 ударов в минуту, а ручки и ножки согнуты. При этом малыш активно кричит, чихает, откликается движениями на различные манипуляции, а кожа его здорового розового цвета.
При самостоятельном, но нерегулярном дыхании, дается средняя оценка по шкале Апгар. При этом сердцебиение прослушивается, но оно бьется с частотой менее 100 ударов в минуту, а кисти и стопы синюшного оттенка, но лицо и тело имеют розовый цвет.
В этом случае реакции при различных манипуляциях выражается неактивными гримасами, а конечности — немного согнуты.
В худшем варианте баллы не прибавляются, что говорит о том, что кроха не дышит, а биение сердечка не выслушивается, и поза не характерна для нормального состояния здоровья (поза лягушки). Кроме этого, наблюдается полное отсутствие реакций на действия, и кожа приобрела синюшность (тотальный цианоз).
При сложении числа всех поставленных баллов по каждому критерию получается оценка по шкале Апгар.
Для наглядности рассмотрим пример. Предположим, что новорожденный появился в трудных родах. При завершении первой минуты жизни дыхание оказалось слабым и нерегулярным. При прослушивании сердцебиения выяснили, что его звук приглушен, а частота составляет 120 ударов в минуту.
Крошка находится в позе полуфлексии, а когда при чистке носика и рта он начал гримасничать, получил по этому показателю 1 балл. При этом имеет место синюшный цвет тела ребенка. При сложении цифр поставленных балов получаем сумму равную 5 баллам по шкале Апгар.
Врачами были предприняты действия по реанимации, и при завершении пятой минуты жизни ребенок стал регулярно дышать, начал кричать, а сердце стало биться с частотой в 150 ударов в минуту.
Реакции на действия стали активными, ребенок чихает, но прежняя поза не изменилась. Цвет тельца и личика новорожденного стал розовым, однако синюшность кистей и стоп прошла не полностью. При последовательном оценивании всех признаков получается 8 баллов по шкале Апгар.
Если быть точными, то непосредственной связи проводимых действий по реанимации и шкалой Апгар нет. Перед неонатологом стоят две основные задачи: восстановить адекватное дыхание и стабилизировать сердцебиение.
При этом, используя шкалу Апгар, можно прогнозировать вероятные патологии. Например, исследования показали, что имеется связь между невысокими оценками, согласно этой методике, и частотой возникающих нарушений невротического характера в дальнейшей жизни ребенка.
Принято считать, что по шкале Апгар для новорожденных норма составляет 7 баллов и больше. Как это ни странно звучит для дилетантов в области педиатрии, но высший балл, равный 10, получить на первой минуте жизни невозможно.
Если даже ребенок здоров, то на первых минутах жизни кисти и стопы новорожденного имеют синюшный цвет. Таким образом, этот ребенок может получить не более 9 баллов по шкале Апгар. Однако утверждать, что он не здоров, будет неверно.
Подобную ситуацию можно наблюдать при сумме в 7 баллов по шкале Апгар при оценке трех признаков на средний балл. Например, пусть это будет касаться цвета кожи, тонуса мышц и рефлекторных реакций. В этом случае врач-неонатолог судит по такой оценке о состоянии ребенка, как о совершенно нормальном.
Показатели для оценки состояния новорожденного
Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на 1-й и 5-й, а при плохих показателях — и на 10-й минуте жизни.
Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до 130–140 ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
Частота дыхания. Малыш может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны. Он может дрыгать ножками и размахивать ручками совершенно не в лад — тем не менее, как раз такое поведение заслуживает высшего балла. Если конечности ребенка лишь слегка согнуты, а движения — вялые и редкие, за это ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров; а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду “шире шаг!”. Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.
Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Пульс | Отсутствует | Менее 100 уд./мин | Более 100 уд./мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Хорошее, крик |
Мышечный тонус | Слабый | Сгибает ручки и ножки | Активно двигается |
Рефлексы | Отсутствует | Слабо выражены | Вызываются |
Цвет кожи | Синюшный, бледный | Нормальный, но синюшные ручки и ножки | Нормальный по всему телу |
Что значат эти баллы?
Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).
Таблица оценки новорожденных
Результат
Значение
0/2, 1/2, 2/2
состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3
критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4
состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6
показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8
состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8
состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10
очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10
здоровье идеальное (на практике не встречается)
Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.
Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.
При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.
При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.
У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.
Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.
Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.
Плановый осмотр ребенка в 4-6 месяцев