Питание
Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.
Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом
Калорийность | |
Завтрак | 20 % |
Обед | 35 % |
Полдник | 15 % |
Ужин | 20 % |
Перекус | 10 % |
Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.
На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.
ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару
Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.
Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи
Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | Перекус (по желанию ребенка) |
Понедельник | Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. | Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. | Творог.Морковное пюре.Молоко. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Вторник | Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. | Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный | Йогурт.Сухарик. |
Среда | Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр | Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. | Свекольное пюре.Печенье. | Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. | Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный. |
Четверг | Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. | Пудинг молочный.Морс.Печенье. | Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Пятница | Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко.Сухарики. | Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. | Молоко.Хлеб пшеничный. |
Суббота | Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. | Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог с молоком.Хлеб пшеничный. | Йогурт.Хлеб пшеничный |
Воскресенье | Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. | Простокваша.Сухарики.Груша. | Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. | Кефир.Печенье. |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.
Речевые навыки
В один год малыш уже умеет говорить до десяти слов. Он уже понимает практически всё, что слышит. Крайне необходимым является ваше общения с ним, благодаря этому и будет повышаться словарный запас карапуза.
Малыш всё чаще называет предметы короткими обозначениями и если его спросить, как говорит корова — быстро ответит.
Некоторые детки застенчивы, молчаливы. Поэтому не стоит паниковать, если карапуз молчит большую часть времени. А вот если вы замечаете, что он вас не слышит, ребёнок не выполняет ваши просьбы, не понимает запреты – это повод обратиться к доктору. Иначе вы не сможете разобраться, в чём причина такого поведения: патология слухового аппарата, психологические отклонения или что-то другое.
Кроме этого годовалый ребёнок уже знает своё имя и откликается, когда его зовут.
Стадия первая: первые слова
От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.
Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.
Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.
Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).
Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.
Здоровье и развитие малыша
При правильном режиме дня, сбалансированном питании, частом пребывании на свежем воздухе и положительной эмоциональной обстановке в семье ребенок будет расти здоровым и крепким. Чаще всего в этом возрасте дети подвергаются несущественным проблемам с желудком (запоры, расстройства), с зубами (прорезывание может сопровождаться повышенной температурой) и различным простудным заболеваниям.
Также, малыши могут иметь и более серьезные проблемы со здоровьем:
- Дерматит.
- Глисты.
- Ветрянка.
- Корь.
- Дисбактериоз.
- Кишечные инфекции.
- Отит.
- Неврологические проблемы.
Посмотрите видео с описанием умений и навыков ребенка, которому чуть больше 1 года:
Соблюдение правил безопасности
Необходимо максимально обезопасить свое жильё, поскольку обычная обстановка таит в себе много опасностей для маленького ребенка.
Даже постоянный контроль и внимание не являются залогом гарантированной безопасности
Важно устанавливать заглушки на розетки, блокираторы на двери и окна, накладки на все острые углы
Важно устанавливать заглушки на розетки, блокираторы на двери и окна, накладки на все острые углы. Необходимо контролировать ребенка, находящегося на кухне, где работает плита, и не подпускать малыша близко к включенному в сеть утюгу
Дверь на балкон должна быть зафиксирована таким образом, чтобы ребенок не мог самостоятельно пробраться туда. На стиральной машинке желательно установить защиту от детей
Необходимо контролировать ребенка, находящегося на кухне, где работает плита, и не подпускать малыша близко к включенному в сеть утюгу. Дверь на балкон должна быть зафиксирована таким образом, чтобы ребенок не мог самостоятельно пробраться туда. На стиральной машинке желательно установить защиту от детей.
Нужно особенно тщательно проводить уборку. Ребенок может подобрать с пола или с иной поверхности любой мелкий предмет и тут же его проглотить.
Все чистящие и моющие средства должны храниться в недоступных местах. То же самое касается лекарственных препаратов и иных опасных для ребенка веществ.
Физические навыки
Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:
- устойчиво стоять на ногах, не падая;
- быстро ходить и бегать;
- идти задом наперёд или пытаться делать это;
- доставать с разных высот интересующие предметы;
- обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
- прыгать на двух ногах;
- открывать двери;
- выдвигать ящики мебели;
- двигать и толкать предметы;
- играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
- выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
- легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
- подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).
Психическая сфера развития
Развитие годовалого ребенка предполагает появление большой активности. Малыш стремится познать новое, он открыт к исследованиям, новым открытиям. Также это время первых психологических кризисов.
Кроха понемногу осознает себя самостоятельным человеком, отделенным от мамы. Открывая свое я, он пока не способен физически осуществить все то, что осознал психологически.
Если ребенок в 1 год познает что-то новое, это не всегда приводит к радости – познания порой оборачиваются сбоем в поведении, капризам, раздражительности, истерике.
По мнению психологов, на этом этапе истерики допустимы. Как помочь ребенку взять себя в руки? С помощью ласки, добрых слов.
Характерная черта для кризиса одного года: освоение речевого действия. Ранее организм крохи регулировался биологической системой, которая теперь находится в противоречии с вербальной ситуацией, основанной на приказах со стороны взрослых или внутренних мотивов. В итоге ребенок в 1 год лишается системы, дающей возможность ориентироваться в окружающем мире.
Другая характеристика кризиса: общий регресс деятельности малыша. Попросту говоря – обратным развитием, примитивными эмоциями.
Какие еще нарушения случаются при кризисе:
- нарушение в процессах сна и бодрствования;
- нарушение в удовлетворении витальных потребностей, вроде голода;
- угрюмость, плаксивость.
Кризис не считается острым.
Режим сна, бодрствования и питания годовалого малыша
Родители большинства годовалых малышей сталкиваются с тем, что у ребенка меняется режим. С двенадцати месяцев, карапуза становится очень сложно уложить спать днем, по этой причине дневной отдых приходится либо смещать, либо убирать совсем.
Днем обычно отказываются спать дети «совы». Они просыпаются утром в районе 9-10 часов, а ложатся спать в обед в районе 14-15 часов. В итоге выходит, что такие малыши спят днем один раз по три часа с 14 до 17, а спать они ложатся вечером не раньше 22-23 часов. Некоторые могут засыпать и за полночь.
В связи с подобными изменениями, кроху приходится переводить и на другой режим питания. Если его дневной сон стал длинным, то пятиразовый прием пищи придется сократить до четырех раз. В этом случае завтрак у ребенка будет в 9 утра, обед в час дня, полдник в 5 часов вечера, а ужин в 9 часов вчера.
Если режим не претерпел никаких изменений (такое бывает если ребенку присущ биоритм «жаворонка»), то все остается так же, как и несколько месяцев назад.
Физические параметры
Начать стоит с физических параметров. Их обычно измеряет педиатр в детской поликлинике, но мама или папа может провести замеры самостоятельно в домашних условиях с помощью ростомера, детских весов и сантиметровой ленты.
Установлены усредненные значения для основных параметров. Средний вес ребенка варьируется от 10,2 до 11 кг, рост – от 80 до 82,5 см, обхват грудной клетки – от 50 до 50,5 см, а окружность головы – от 46 до 47,5 см.Это среднестатистические показатели, но нормы для мальчиков и девочек несколько различаются. В таблице ниже приведены значения для девочек и мальчиков:
Оцениваемый параметр | Значения для мальчиков (границы норм) | Значение для девочек (границы норм) |
Рост | От 76,8 см до 87,8 см | От 74,8 см до 86,6 см |
Масса тела | От 8 кг 800 г до 13 кг 700 г | От 8 кг 100 г до 13 кг 300 г |
Обхват грудной клетки | От 47,3 см до 54 см | От 47,7 до 53 см |
Окружность головы | От 44,6 см до 50 см | От 43,4 см до 49 см |
Важно! Учитывайте возможные погрешности при измерениях, обусловленные человеческим фактором, особенностями физического состояния ребенка на момент замеров и характеристиками используемых измерительных приспособлений. Обычно отклонения составляют до 3-5 мм и до 100-300 г.
Безопасность
Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.
Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной. На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола. Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.
Особенности питания
Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:
- мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
- птица (индейка, курица);
- рыба: судак, сёмга, треска, хек;
- субпродукты (печень, языки, сердце);
- тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
- различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
- молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
- белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
- фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
- местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
- масло (как сливочное, так и растительное).
Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное
Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции
Примерное меню на день смотрите в таблице:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | Каша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока) |
Обед | Овощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов |
Полдник | Творог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами) |
Ужин | Овощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок |
Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр
Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору
Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
Помогаем формировать первичные навыки
Конечно же, первичных навыков будет гораздо больше и малыш освоит их намного проще, если родители будут с ним регулярно заниматься.
- Учим кроху уверенно ходить. Способов здесь много: водим его за ручку, подзываем к себе, показываем издалека игрушку и т. д. Укрепляем его ноги и ступни. Для этого малышу будет полезно регулярно ходить босиком – причем, не только по домашнему ковру, но и по песку или траве.
- Стимулируем крупную моторику. Пускай малыш как можно чаше играет с крупными игрушками и прочими предметами.
- Развиваем мелкую моторику. Для этого нужно увлечь ребенка всяческими мелкими игрушками и предметами. Классический вариант развития мелкой моторики – игры с песком, водой, крупой, фасолью.
- Учим малыша говорить. Для этого постоянно с ним беседуем, показываем, как звучит то или иное слово. Тренируем ребенка в их произношении.
- Как можно чаще играем вместе с крохой. Это развивает многие детские навыки, а, кроме того, малыш таким образом учит общаться. Подробнее об играх с годовалым малышом смотрите на этом видео.
- Включаем малышу разнообразную музыку и другие звуки (пение птиц, шум моря или дождя и пр.). Это поможет ребенку развить слух и разнообразит его кругозор.
- Приобщаем малыша к рисованию. Это – основной вид детского творчества.
- Учим ребенка общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками.
Формирование психических навыков
Психическое развитие ребенка важно не меньше уверенной ходьбы, умения говорить или понимать речь и действия взрослых. У ребенка в годовалом возрасте в общем и целом формируется его отношение к окружающему миру: либо он доверяет миру, либо инстинктивно опасается и пытается от него укрыться
Понятно, что эти первоначальные навыки так или иначе скажутся на всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно помочь малышу закрепить его оптимистичный отношение к действительности.
Родители должны помогать своему малышу продолжать познавать окружающий мир всяческими доступными человеку способами: и на слух, и на ощупь, и на вкус, и в плане разнообразных ощущений. Лучше всего это делать через игру – о чем, собственно, уже упоминалось.
Возможные проблемы в годовалом возрасте
Такие проблемы довольно типичны для большинства ребятишек, достигших годовалого возраста.
- В этом возрасте малыш часто с трудом засыпает. Это и понятно: он ведет активный образ жизни, много передвигается и общается, в общем – познает мир, а потому переполнен впечатлениями. Родителям это надо понять и с этим примириться. Помочь в таком возрасте уложить малыша может определенный и повторяющийся набор действий. Скоро ребенок к ним привыкнет, и будет засыпать легче.
- Годовалые малыши часто падают и получают ушибы, ссадины и царапины. Это понятно – они не умеют еще уверенно ходить. Если малыш не сильно ушибся, то правильным будет дать ему подняться самому. Так он укрепит навыки ходьбы, а заодно научится самостоятельности.
- В годовалом возрасте многие малыши начинают много капризничать, своевольничать, обижаться. Таким способом у них формируется самостоятельность. Детские психологи называют такое поведение кризисом первого года. Родителям следует относиться к этому с пониманием и терпением и помогать малышу делать первые самостоятельные шаги и действия.
Питание
Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.
Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В возрасте после 1,5 лет у маленьких гурманов начинают формироваться вкусовые предпочтения.
ВНИМАНИЕ! Строго запрещены жирные, жареные продукты, маринованные овощи, копчености, морепродукты, газировка, шоколад, кофе. Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
Деньнедели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
1-й | Яйцо отварноеИкра кабачковаяНапитокХлеб, масло | Салат из свеклы отварной с зеленым горошкомСуп картофельный с гренками на мясном бульонеКотлета говяжья с подливойВермишельХлебКисель ягодный | Булочка домашняя с вареньем | Зразы картофельные с мясом и подливойХлебНапиток |
2-й | Каша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСыр | Салат из огурцовБорщ со сметанойГуляш из говядины с рисомХлебКомпот из сухофруктов | Творожно-морковная запеканка с повидломКефир | Котлета рыбнаяКапуста тушенаяХлебНапиток |
3-й | Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр | Салат из морковиСуп с фрикаделькамиКартофель тушеный с куриной грудкойКомпот из яблокХлеб | Омлет с зеленым горошкомНапитокХлеб | Овощное рагу с телятинойХлебНапитокПеченье |
Что умеет делать малыш в 14 месяцев
Каждый ребёнок развивается индивидуально. Его навыки зависят от того, насколько хорошо занимались его развитием родители. Поэтому есть довольно существенная разница между умениями детей в 1 год и 2 месяца. Но есть основные навыки, которыми каждый малыш к этому возрасту должен овладеть.
Перечень того, что должен уметь ребёнок в 14 месяцев:
- понимать значение большого количества слов;
- выполнять простые просьбы;
- знать и говорить некоторые слова или слоги;
- стоять, ходить;
- удерживать предметы;
- играть с разными игрушками без посторонней помощи;
- подражать взрослым.
Отличия мальчиков и девочек
После года дети начинают больше отличаться по половым признакам. Девочки намного быстрее развиваются и с радостью демонстрируют окружающим свои умения. Они раньше начинают одеваться и ходить на горшок самостоятельно. К тому же девочки преуспевают в запоминании и произнесении новых слов.
В то же время мальчики отличаются большей активностью и неусидчивостью. Правда, им надо потратить больше времени, чтобы усвоить новую информацию. Но научившись пользоваться новой игрушкой, они могут проводить с ней очень много времени.
Физическое развитие
К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.
Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:
- Ходить по ступенькам с помощью взрослых.
- Спускаться с дивана, кресла или кровати.
- Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
- Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
- Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.
В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.
Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.
Психическое развитие
В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.
На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.
Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.
Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.
Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.
Игровые предпочтения
Ребенку в 12 месяцев больше всего понравятся следующие игры:
- Толкание. Малышу нравится наблюдать, как с его помощью приходят в движение различные предметы. В настоящее время существует большое количество «каталок» в виде животных, мультипликационных героев, машинок и т.д. Также, дети в этом возрасте любят катать коляски для кукол.
- Ролевые игры. Малышам нравится качать на руках пупсов, катать кукол на качелях и т.д. Обращение с куклами и другими игрушками, олицетворяющими живых существ, способствует развитию социальных навыков.
- Частушки, потешки. Дети любят повторяющиеся забавные потешки. Например, «Сорока-белобока». Или игры, в которых происходит определенный веселый финиш. Например, «Ехали-поехали», когда в определенный момент ребенок проваливается между колен взрослого.
Возрастные нормы
Когда малыш достигает годовалого возраста, вес его увеличивается в несколько раз – в среднем он составляет 10 кг и больше. Каждый месяц ребенок прибавляет 250 г. Рост годовалого малыша равен 72-76 см, исходя из анатомических данных.
К этому возрасту у многих детей во рту насчитывается около 12 молочных зубов. Если их меньше, не стоит беспокоиться: употребление полезных продуктов, богатых на кальций и фосфор, поспособствует росту остальных зубов в течение 2-3 месяцев.
Считается нормой, если у ребенка форма стопы без свода, т.е. плоская. У детей, что еще неуверенно стоят на ногах, на стопах присутствует жировая прослойка, которая в дальнейшем исчезает, и формируется правильный изгиб.
Моторика и психика
Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:
- Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
- Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
- Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
- Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
- Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
- Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
- Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
- Берет игрушки указательным и большим пальцами.
- Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
- Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
- Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
- Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
- Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
- Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.
Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.
В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.
Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.
Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.