Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом
Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.
В эту категорию расстройств входят:
1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.
2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.
3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.
4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.
К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.
Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков
Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:
1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.
2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.
3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.
Все формы шизофрении тяжело поддаются коррекции. Больной не может излечиться полностью, удается добиться лишь некоторых улучшений. При расстройствах, имеющих сходные с шизофренией симптомы, прогнозы более благоприятные.
Фарматека №1 (334) / 2017
Оглавление номера
Низкая прибавка массы тела ребенка за первый месяц жизни при грудном вскармливании
15 февраля 2017
1 ФГБУН ФИЦ питания и биотехнологии, Москва;
2 Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск
При организации грудного вскармливания возникают спорные вопросы. В практике нередко встречаются случаи выявления низких прибавок массы тела за первый месяц жизни (менее 500 г), при которых педиатры назначают докорм смесями. В то же время вопрос о необходимости такого подхода и значении низкого увеличения массы тела ребенка в первый месяц жизни остается спорным. Представлены результаты исследования динамики физического развития детей, находящихся на грудном вскармливании на первом году жизни в зависимости от прибавки массы тела за первый месяц жизни.
Положение об исключительном значении грудного вскармливания для развития ребенка является одним из основополагающих направлений современной педиатрии . Вместе с тем при организации грудного вскармливания возникают спорные вопросы. Это относится, в частности, к тактике педиатров при оценке скорости роста ребенка (прибавок массы и длины тела). В практике нередко встречаются случаи выявления низкой прибавки массы тела за первый месяц жизни (менее 500 г), при которых педиатры назначают докорм смесями. В то же время вопрос о необходимости такого подхода и значении низкого увеличения массы тела ребенка в первый месяц жизни остается спорным.
Целью настоящего исследования явилось изучение в динамике физического развития детей на первом году жизни в зависимости от прибавки массы тела за первый месяц жизни, находившихся исключительно на грудном вскармливании (ИГВ) не менее 4 месяцев и получавших женское молоко не менее года.
Материал и методы
В поликлинических условиях Москвы и Красноярска проведено ретроспективное изучение физического развития детей, находившихся на ИГВ не менее 4 месяцев и получавших женское молоко не менее года. Матери, продолжавшие кормить грудью детей, достигших возраста 1 года, заполняли анкеты, включившие показатели физического развития детей на первом году жизни, продолжительность грудного вскармливания (ГВ), длительность ночных кормлений.
Критерии включения матерей и детей в исследование: практически здоровые дети, достигшие возраст…
М.В. Гмошинская, Н.М. Шилина, И.Я. Конь, В.И. Фурцев, Е.В. Будникова, Т.В. Абрамова, Е.А. Пырьева, М.А. Гурченкова
Подростковые психические расстройства
Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.
1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.
2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.
3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)
4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.
5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз
Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов
Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.
Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.
Осмотры специалистами
На первом году жизни малыш находится под пристальным вниманием врачей: контролируется развитие, даются рекомендации по питанию, назначается лечение при выявлении заболеваний и др
Педиатр
Является главным доктором в жизни каждого ребенка.
В роддоме
Кроха осматривается неонатологом сразу после рождения, затем — ежедневно на протяжении всего периода нахождения в родильном доме. Врач следит за адаптацией малыша к новым условиям жизни, исключают врожденные или наследственные заболевания, при необходимости назначает лечение.
После выписки из роддома за ребенком наблюдает педиатр:
* на первом месяце жизни доктор осматривает малыша на дому;
* начиная с возраста 1-го месяца, вы с ребенком ежемесячно посещаете врача в поликлинике.
Осмотры педиатром дома на 1-ом месяце жизни
Врач оценивает общее состояние малыша и определяет его группу здоровья. Доктор дает советы по грудному вскармливанию, закаливающим и гигиеническим процедурам, проводит беседы по грудному вскармливанию. Если выявляются заболевания, назначает лечение.
Ежемесячное посещение педиатра в поликлинике
Во время каждого профилактического осмотра у ребенка измеряется рост и вес, окружность головы и груди, оценивается состояние большого родничка и черепных швов.
Педиатр осматривает кожные покровы, при помощи фонендоскопа слушает легкие и сердце у крохи. Определяет группу здоровья, соответствие физического и психического развития возрасту малыша. Выявляет вероятность развития у ребенка тех или иных заболеваний.
Вы получаете рекомендации по питанию, введению прикорма согласно возрасту, массажу, гимнастике и упражнениям.
Педиатр оценивает приобретаемые ребенком навыки на первом году жизни: умение удерживать головку, сидеть, ползать и ходить, гулить, произносить слоги и слова, самостоятельно кушать.
Детский хирург
Своевременно диагностирует паховую или пупочную грыжу, дисплазию тазобедренных суставов.
Осматривает половые органы. Выявляет у мальчиков некоторые заболевания: фимоз (сужение крайней плоти — складки кожи, прикрывающей головку полового члена), крипторхизм (неопущение яичка в мошонку) и/или водянку яичек.
Детский невропатолог
Проверяет рефлексы и приобретаемые малышом навыки, определяет мышечный тонус и выявляет возможные двигательные нарушения.
Оценивает состояние черепных швов, большого и малого родничков, соответствие нервно-психического развития возрасту ребенка.
Травматолог-ортопед
Следит за развитием костно-мышечной системы малыша. Исключает или выявляет дисплазию тазобедренных суставов, врожденную мышечную кривошею, косолапость и другие патологии. При своевременной диагностике эти состояния, как правило, хорошо поддаются безоперационному лечению.
Детский стоматолог
Проверяет состояние уздечки языка — складки слизистой оболочки полости рта, которая служит дополнением для прикрепления языка ко дну ротовой полости. Иногда уздечка бывает укороченной, что может привести к нарушению сосания, глотания, жевания, произношения звуков и дикции. Если уздечка укорочена, ее подрезают.
Оториноларинголог
Осматривает ребенка для выявления врожденных аномалий развития носовой и ротовой полости, глотки, ушной раковины, наружного и среднего уха.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах
При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив
Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса»
Подростковый период
Это самый острый и длительный кризис, он связан с серьезными физиологическими изменениями, быстрым умственным развитием и общим формированием личности. В подростковом периоде ребенок уже чувствует себя взрослым, хочет всем показать и доказать свою самостоятельность, однако у него нет инструментов, которые позволили бы ему это сделать.
С одной стороны материальная зависимость от родителей, с другой – собственные потребности и стремление быть свободной личностью. Такие противоречащие обстоятельства часто приводят к возникновению конфликтов.
Если близкие взрослые проявят терпение, будут относиться уважительно к желаниям ребенка, дадут возможность показать, что он стал самостоятельным, это ему поможет пережить кризис максимально легко. Например, родители могут разрешить устроиться на подработку на летние каникулы, чтобы заработать собственные деньги или поручить выполнять какие-то «серьезные» дела, которые раньше не доверяли.
В случае если родители не поддержат ребенка, это приведет к задержке личностного развития, что, скорее всего, скажется на его дальнейшей жизни. Он замкнется, станет неуверенным, апатичным, депрессивным.
Положительным итогом подросткового кризиса должно стать формирование жизненных ориентиров, духовных ценностей, доверие и уважение к окружающим, уверенность в себе.
Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни
Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?
Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.
Продолжительность жизни
Вопрос о том, сколько живут люди с шизофренией, волнует и самих больных, и их родственников.
Это зависит от готовности больного бороться с болезнью, уровня социальной адаптации и наличия другого тяжелого заболевания.
Недавно в CMAJ, журнале канадской медицинской ассоциации, опубликована статья, в которой утверждается, что необходимо тщательное наблюдение за носителями шизофрении. Ее автор, Пол Курдяк, работающий в университете Торонто, вместе с коллегами изучил более полутора историй болезней и провел анализ статистики смертности за 20 лет в провинции Онтарио. Они выяснили, что в период с 1993 по 2012 год умерло почти 31 тыс. людей, страдающих этим психическим расстройством.
По данным исследователей, даже учитывая вредные привычки, рацион и финансовое положение, шизофреники живут меньше остальных людей на 9 лет. И все упомянутые двадцать лет ситуация не менялась.
Курдяк сотоварищи считают, что причина такой ситуации кроется во многих причинах. Такие больные не занимаются спортом и плохо питаются. На сопутствующие хронические заболевания шизофреники особо не обращают внимания и не стремятся их лечить – этому способствует разрушенная психика.
Доказано: психическое расстройство и смертность тесно связаны. А если не начать лечение, то вовремя, то это грозит сокращением жизни на 10–15 лет.
Специалисты утверждают, что показатель смертности среди такой категории населения высокий по таким причинам:
- суициды;
- несчастные случаи;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- болезни легких и печени;
- употребление алкоголя, наркотиков и курение.
Препараты, которые носители шизофрении должны принимать постоянно, отрицательно сказываются на печени и других органах.
Попытку совершить самоубийство такие люди совершают чаще, чем здоровые, при этом в большинстве случаев задуманное им удается.
Нужно быть начеку близким больного: если он заговорил о суициде даже очень опосредованно, нужно сразу же обращаться к лечащему врачу за помощью.
Курение – это самая распространенная вредная привычка шизофреников. Существует некая биологическая взаимосвязь потребности таких людей в никотине. Но он наносит двойной удар: сильно вредит физическому здоровью и ослабляет действие ряда препаратов.
Бросить курить больным тяжело, так как отказ от никотина усиливает симптомы психического расстройства. Но все же это можно сделать, если использовать никотинозамещающие препараты. Их выписывает лечащий доктор, который и наблюдает, как фармсредства будут между собой взаимодействовать и в случае нежелательного эффекта отменяет какой-либо.
Что касается наркотиков, то существует теория: употребление психоактивными веществами может стать толчком к развитию расстройства умственной деятельности. Таким умозаключениям посодействовало то, что симптомы у зависимости и болезни одинаковые. Это не получило прямого подтверждения, но по факту среди шизофреников большое количество любителей марихуаны, кокаина, амфетаминов и пр. Наркотики лишь усугубляют симптомы недуга и срывают план его лечения. Та же самая картина и с алкоголем.
Нормы веса и роста детей до года
При появлении на свет ребенка ожидает ряд диагностических процедур, производимых в течение начальных часов после рождения. Среди них – обязательная процедура взвешивания и измерения роста (длины тела). Полученные данные являются своеобразными точками отсчета, ведь за этими величинами и родители, и медики будут пристально следить на протяжении всего года. Они являются важными указателями гармоничного становления организма и здоровья в целом. Отметим, что, помимо этих величин, замеряют еще окружности головы и грудного отдела.
Норма веса и роста своя для каждого малыша и зависит от множества факторов. Но существуют общепринятые диапазоны, на которые ориентируются педиатры при оценке физического развития деток. Эти значения определены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) путем многолетних наблюдений за детьми раннего возраста, воспитываемых в благоприятных условиях в разных климатических и культурных регионах мира. Полученные стандарты, показывающие рост и вес ребенка по месяцам, применимы только к здоровым детям, а отклонения от данных цифр свидетельствуют о проблемах.
Нормы веса и роста новорожденных
Нормы прибавки веса и роста новорожденных отличаются для разных полов. По данным ВОЗ, средняя масса тела доношенных младенцев сразу после рождения соответствует значениям, входящим в конкретные диапазоны.
Норма:
- мальчики – 2,9-3,9 кг;
- девочки – 2,8-3,7 кг.
В первые несколько дней после появления на свет у малюток наблюдается постепенное снижение массы тела, что является физиологическим процессом, абсолютно не опасным. Это объясняется потерей жидкости через кожу и легкие, выделением мочи и первородного кала, недостаточным поступлением пищи. Зачастую максимальная потеря веса отмечается на 3-4 сутки после родов, и в норме эта цифра не должна превышать 5-10% от зарегистрированной первоначально массы. На 4-5 день фиксируется первая прибавка в весе и постепенное его нарастание.
Средний рост новорожденных при благоприятных внутриутробных условиях развития, по данным ВОЗ, должен составлять:
- для мальчиков – 48-51,8 см;
- для девочек – 47,3-51 см.
Для того чтобы точнее оценить длину тела младенцев, важно провести измерение спустя 2-3 суток после рождения. Полученные при этом результаты будут несколько отличаться от первичных ввиду того, что за это время минимизируется степень деформирования костных тканей черепа и отечность мягких тканей головы
Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра.
Рост и вес ребенка по месяцам – таблица
Ежемесячно в течение первого года после рождения на приеме у педиатра обязательно производится измерение массы тела и роста крохи. Это необходимо, чтобы вовремя определить возможные отклонения в его физическом состоянии и сразу же предпринять все необходимое для исправления выявленных проблем. Для удобства сравнения конкретных показателей с усредненными нормами используется центильная таблица роста и веса детей.
Рост и вес мальчиков
Так как рост и вес ребенка зависят от полового признака, то и данные таблиц, основанные на измерениях различных деток, записываются отдельно для мальчиков и девочек. В большинстве случаев представители сильного пола рождаются более крупненькими. Рассматривая рост, вес, возраст малышей, можно прийти к выводу, что приросты веса и роста пропорциональны. За год мальчики вырастают примерно на 25,4 см и прибавляют в весе на 6,4 кг.
Рост и вес ребенка по месяцам – нормы в табличной форме
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг |
1 | 52,8-56,7 | 3,9-5,1 |
2 | 56,4-60,4 | 4,9-6,3 |
3 | 59,4-63,5 | 5,7-7,2 |
4 | 61,8-66,0 | 6,3-7,8 |
5 | 63,8-68,0 | 6,7-8,4 |
6 | 65,5-69,8 | 7,1-8,9 |
7 | 67,0-71,3 | 7,4-9,3 |
8 | 68,4-72,8 | 7,7-9,6 |
9 | 69,7-74,2 | 8,0-9,9 |
10 | 71,0-75,6 | 8,2-10,2 |
11 | 72,2-76,9 | 8,4-10,5 |
12 | 73,4-78,1 | 8,7-10,8 |
Рост и вес девочек
Пользуясь таблицей, можно отслеживать рост и вес по месяцам и сравнивать его с показателями нормы, определяя, нет ли отклонений в ту или иную сторону. Кроме того, стоит рассматривать эти значения в соотношении и взаимосвязи, для оценки гармоничности развития грудничка. За первые двенадцать месяцев жизни девочки набирают примерно 5,8 кг и подрастают на 24,8 см. Рассмотрим нормы в табличном виде.
Таблица роста и веса детей (девочек)
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг |
1 | 51,7-55,6 | 3,6-4,8 |
2 | 55,0-59,1 | 4,5-5,8 |
3 | 57,7-61,9 | 5,2-6,6 |
4 | 59,9-64,3 | 5,7-7,3 |
5 | 61,8-66,3 | 6,1-7,8 |
6 | 63,5-68,0 | 6,5-8,3 |
7 | 65,0-69,6 | 6,8-8,6 |
8 | 66,4-71,1 | 7,0-9,0 |
9 | 67,7-72,6 | 7,3-9,3 |
10 | 69,0-74,0 | 7,5-9,6 |
11 | 70,3-75,3 | 7,7-9,9 |
12 | 71,4-76,6 | 7,9-10,1 |