Отказ от ползания
Нежелание ползти, передвигаться самостоятельно на животике, по-пластунски, к 8–9 месяцам может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, недостатке пространства и внимания со стороны родителей. Попустительски относиться к этому факту нельзя.
Подробно о том, почему ребенок не ползает вы можете узнать в этом видео:
Если ребенок отказывается ползать и даже не пытается этому научиться, стоит проанализировать ситуацию и найти причину такого поведения.
Виновниками чаще выступают следующие факторы:
- Большой вес, ожирение. Является препятствием для вставания на четвереньки. Лежа на животе, сидя, полные дети будут стараться сдвинуться с места, чтобы достать игрушку, приблизиться к маме. Если никаких попыток не наблюдается к 8 месяцам, обратитесь за консультацией к доктору.
- Новорожденный мало лежит на животе. Он почти не учится переворачиваться, опираться на ручки, уверенно держать голову, отталкиваться ножками. Без обученности этим навыкам ребенок ползать не сможет.
- Патологические состояния. Неврологические отклонения, проблемы с мышцами, позвоночником, шейным отделом, тонус мышц мешают младенцу развиваться в нормальном ритме.
- Недоношенность. Груднички, рожденные до 38–40-й недели беременности, слабые, развиваются с задержкой. Пропускают этап ползания или начинают осваивать движения на один–два месяца позже, чем доношенные.
- Травмы. Малыш упал, сломал ножку, ручку, получил растяжение. Обучение ползанию можно начать после полного восстановления тканей. Страх падать, оставаться без поддержки может сохраняться пару месяцев, если травма была серьезной.
- Характер. Спокойный, безынициативный ребенок чаще всего ленится ползать, а шустрый и самостоятельный делает первые попытки убежать от мамы по-пластунски в 4–5 месяцев. Хотеть ползать, рано бегать свойственно гиперактивным ребятишкам.
- Стесненность пространства. Если ребеночек постоянно находится в кроватке, манеже, на руках у мамы, то ползать ему просто негде. Расширьте территорию для познания мира, и малыш захочет потянуться к незнакомому предмету, самостоятельно доползти до окна, игрушки.
- Раннее приучение к ходункам. Малышу нравится ходить, все пространство — как на ладони, зачем же обязательно ползать? Но без этого навыка освоить прямохождение гораздо труднее. Сажайте ребеночка в ходунки после 8 месяцев, когда он научится передвигаться по-пластунски. Так вы сбережете позвоночник грудничка, дадите возможность исследовать квартиру сначала снизу, а потом сверху.
- Гиперопека. Мама находится рядом 24 часа в сутки, подносит по первому требованию игрушку, соску, пузырек. Младенцу не нужно уметь самостоятельно добираться до предметов – покричит, и все принесут.
Если виновником лени малыша являются факторы, которые зависят от взрослых (внимание, замкнутое пространство), устраните их немедленно. При наличии источника проблемы в слабом здоровье, патологических состояниях, придется обращаться за советом к доктору, проходить лечение, делать массаж и гимнастику, чтобы подготовить малыша к ползанию быстрее
Как научить?
Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.
Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.
Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.
Медленное ползание
Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.
Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.
Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.
- Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
- Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
- Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.
Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.
Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.
Оптимальные условия
Свободное пространство
. Ребенку необходим простор, чтобы он мог свободно перемещаться. Если его пространство ограничено кроваткой или манежем, ползать он может и не начать. Кровать или диван будут небезопасны для обучения навыку ползания. Отвернувшись даже на пару секунд, мама рискует обнаружить кроху на полу.
Манеж очень удобен в некоторых случаях, например, если маме нужно отлучиться ненадолго в другую комнату или на кухню. Но злоупотреблять его использованием, ограничивая пространство малыша, не стоит. Для нормального развития крохе необходимо постоянно изучать окружающий мир.
Подходящая поверхность
. Лучшим вариантом для ползания является пол. На него можно постелить покрывало или плед, накрыв сверху простыней. Так поверхность будет достаточно твердой, но при этом комфортной и безопасной, если вдруг ручка малыша подвернется и он ударится лбом. Также можно постелить на пол туристический коврик.
Отсутствие сквозняков
. Нужно убедиться, что в квартире нет сквозняков. Холодный воздух, который опускается вниз, где будет находиться малыш, может стать причиной простудных заболеваний.
Безопасная среда
. Прежде чем пустить ребенка на пол, взрослым следует осмотреть окружающее пространство с точки зрения своего чада в прямом смысле. Для этого нужно опуститься на четвереньки или лечь на пол и оглядеться. Место может считаться безопасным, если:
- надеты накладки на острые углы;
- мебель надежно закреплена;
- убраны провода и сетевые удлинители;
- поставлены заглушки в розетки;
- шторы не свисают до пола;
- пол чистый;
- убраны все мелкие, бьющиеся и острые предметы, до которых малыш может дотянуться;
- при наличии домашних питомцев убраны миски с кормом и лотки с наполнителем.
Удобная одежда
. Для ползания подойдет легкая одежда, которая не будет сковывать движений ребенка. Например, футболка с коротким рукавом и шорты. Колени лучше оставить открытыми, так малышу будет удобнее на них опираться.
Учим своего ребенка ходить самостоятельно
Когда малышу уже примерно год – он весьма крепкий и здоровый. Давно и отлично ползает, также встает и стоит лишь только при минимальном использовании опоры. Однако не старается сам стоять, можно помочь ему овладеть данным умением. В этих целях нужно оставлять его на несколько секунд без поддержки и следить пристально, чтобы он просто не упал.
Многих родителей интересует обычно, можно ли водить своего малыша – поддерживая его под ручки. Разумеется, водить можно – только не раньше, чем он научится смело стоять с поддержкой. Аккуратно смотрите, когда вы водите собственного малыша, чтобы он не пригибался вперед либо в разные стороны. Само по себе, наклонное положение корпуса в силах повергнуть к искривлению хрупкого позвоночника. Помимо того, ребенку, который уже привык ходить при определенной поддержке – хорошо нагнувшись вперед, будет весьма тяжело сохранять вертикальное положение, нужное при процессе ходьбы без опоры.
Даже вовсе не научившись самостоятельно ходить, малыш идет с большим либо меньшим удовольствием зависимо от того, куда конкретно вы его ведете. Предположим, если вы с ним идете в соседнюю комнату – он энергично переступает, а если поворачиваете в другую сторону – резко противится и не идет в том направлении.
https://youtube.com/watch?v=XavOVStgB4E
Уверенность или без стимула никак
Если малютка свободно ходит, только слегка придерживаясь и отпускает опору плюс делает 1-2 шага самостоятельно, то с вероятностью на 99% он уже скоро будет без опоры ходить. Кое-какие детки в себе не уверены и не умеют ходить самостоятельно исключительно по вышеупомянутой причине. Элементарно помогите ему обрести данную уверенность, то бишь подзывайте к себе на дистанции в 2 его шажочка, позже в 3-4 и более. Если малыш покачнется, притом теряя равновесие, следует мягким движением его схватить, только запрещается вскрикивать и не совершать резких движений, чтобы не испугать его. Вскоре крошка начнет без всяких побуждений ходить самостоятельно и быстро будет развиваться в данном мастерстве.
С целью того, чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен наличествовать непосредственно сам стимул. В частности, ребенок стремится достать какую-нибудь игрушку, однако не может по той лишь причине, что ему для этого необходимо от опоры оторваться и пройтись некоторое количество шагов. Окружите малютку увлекательными предметами и игрушками, пускай устремляется их:
- достать;
- пощупать;
- исследовать.
Необходимо отметить, что ребенок к концу года осваивает и некоторые иные движения:
- в его силах присаживаться и сидеть на корточках, а впоследствии он смело встает;
- наклоняется, чтобы приподнять с пола возлюбленную игрушку и схватив ее, уже выпрямляется и несет;
- лезет на невысокие предметы плюс слезает с них.
Внимание! Ребенок ориентируется в наименованиях практически всех движений и по пожеланию взрослых в силах выполнить их. Только не следует часто требовать от него той или иной манипуляции, чтобы у малыша не пропало желание.. Ко всему прочему, ребенок становится гораздо активнее и немного спустя вы не сможете удержать его рядом с собой – держа за его ручку
Вам потребуется постоянно за ним бегать, вдобавок от неприятностей оберегать, встречающихся на его пути. Вот и все! Теперь вы знаете как научить ребенка ходить самостоятельно. Но, самое интересное – вы с тоской будете вспоминать те мгновения, когда он еще вовсе не умел ходить. Помните, не стоит спешить учить собственного ребенка ходить самостоятельно, как говорят в народе – всему свое время
Ко всему прочему, ребенок становится гораздо активнее и немного спустя вы не сможете удержать его рядом с собой – держа за его ручку. Вам потребуется постоянно за ним бегать, вдобавок от неприятностей оберегать, встречающихся на его пути. Вот и все! Теперь вы знаете как научить ребенка ходить самостоятельно. Но, самое интересное – вы с тоской будете вспоминать те мгновения, когда он еще вовсе не умел ходить. Помните, не стоит спешить учить собственного ребенка ходить самостоятельно, как говорят в народе – всему свое время.
Распространенные ошибки
Как научить ребенка самостоятельно садиться, и что для этого нужно делать? Может усадить его удобно, обложить подушками по бокам, чтобы не падал, и пусть себе играет?
Сажать ребенка между подушками, «укрепляя» его спинку нельзя, если он сам еще не садится.
Нельзя также сажать в ходунки, если малыш 8 месяцев не сидит самостоятельно.
Нагрузка на неокрепший позвоночник может нарушить развитие осанки и тазовых костей. Природу торопить нельзя. В каком возрасте ребенок будет готов сесть, он не замедлит этим воспользоваться.
Задача родителей обеспечить нормальное развитие. У ребенка должно быть полноценное питание, ежедневные физические упражнения с мамой или папой, развивающие игры и прогулки.
Малыш флегматик, очень спокойный от природы, может не торопиться садиться из положения лежа в шесть месяцев. Более активный ребенок пытается садиться самостоятельно уже в пять месяцев.
Во сколько месяцев можно садить малыша, вам никто не скажет, потому как ребенок сам выберет для этого подходяще время.
Садить мальчиков, и особенно девочек, раньше срока врачи не рекомендуют, потому что может пострадать не только позвоночник, но и тазовые кости.
Во сколько месяцев начинает пытаться встать
При желании, родители могут помочь крохе научиться стоять с помощью нескольких приемов, выполнять которые следует систематически.
Способы:
На четвереньках
Наиболее эффективным упражнением является упражнение с валиком. Валик необходимо подложить под животик карапуза. Малышу будет неудобно, и он инстинктивно подогнет локти и коленки.
Валик можно использовать, подкладывая под грудь ребенка. Это позволит укрепить вестибулярный аппарат, стимулируя малыша крутиться и тянуться руками к родителям и интересным вещам.
На ножках с опорой и без
Также ребенка можно научить стоять, сначала у опоры, потом и без нее. Как вариант подойдет современный игровой манеж, в котором обычно имеется несколько специальных колечек- держателей, держась за которые ребенок самостоятельно учиться вставать.
Подручным средством часто выступают бортики детской кроватки, с помощью которых ребенок также может освоить этот навык.
Существует целый ряд различных упражнений, с помощью которых встать на ноги для ребенка будет легко и увлекательно.
Меры безопасности при обучении
Перед тем, как научить детей ползать в 6 месяцев, родители должны создать безопасные условия для этого. Идеальное место для проведения занятий – большой манеж. Если обучение проводится на полу, перед тем, как учить малыша, родители должны:
- Постелить чистое одеяло и фланелевую пеленку (ситцевые будут скользить и сминаться). Это нужно сделать даже в том случае, если на полу лежит ковер, поскольку пыль от паласа может вызвать аллергическую реакцию;
- Убедиться, что на полу нет мелких предметов, которые карапуз легко может засунуть в рот, вдохнуть или проглотить;
- Убедиться, что рядом нет мебели с острыми углами, чтобы малыш не поранился в процессе увлекательного обучения;
- Убрать из комнаты домашних животных. Собаки или кошки могут воспринимать ползающего малыша как угрозу и проявлять агрессивное поведение. Также кроха может сам спровоцировать животное к агрессии, потянув его за хвост.
Если дома холодно, малыш должен быть достаточно тепло одет. Кофточка должна быть длинной, чтобы во время передвижения по полу грудь и живот не оголялись. Вместо штанишек и брюк лучше надеть ползунки на бретелях – они не будут слетать. На ножках должны быть пинетки или теплые носки, не стесняющие движений. Вся одежда должна подходить по размеру, не сдавливать и не болтаться.
Во время обучения следует снять с крохи соску на цепочке. Также нужно убедиться, что на одежде грудничка нет никаких ремней и веревок. Ползающий кроха может легко запутаться в них и сильно испугаться.
Игрушки, мотивирующие детей к движению, должны быть округлой формы, без острых углов и мелких деталей. Если кроха уже достаточно хорошо ползает и не нуждается в обучении, выпускать его на пол можно только под присмотром родителей. Когда мама хочет заняться своими делами, карапуза можно поместить в кроватку или в манеж. Соорудить подобие манежа самостоятельно очень просто: достаточно просто оградить небольшой угол комнаты листами фанеры или ДСП. Покупной вариант все-таки предпочтительнее – держась за рейки или специальные кольца (в сетчатом манеже), карапуз научится не только ползать, но и вставать.
Для безопасности передвижения не стоит с силой подталкивать ребенка вперед и прилагать большие физические усилия во время выполнения обучающих упражнений. Если мама или папа боится случайно повредить младенцу, лучше делать мотивирующие к ползанию упражнения под руководством медсестры или профессионального массажиста.
Детей, у которых в раннем детстве была дисплазия тазобедренного сустава, обучать передвижению на четвереньках можно только с разрешения ортопеда и после того, как врач позволит снять с больного специальную распорку, фиксирующую правильное положение суставов.
Если малыш плохо себя чувствует, хочет есть или спать, следует перенести обучение на другое время. Занятия будут эффективными только в том случае, если маленький ученик будет в хорошем настроении. Если грудничок отказывается выполнять какие-то упражнения, настаивать не стоит. Нельзя заставить младенца делать то, чего он не хочет. Через какое-то время можно будет снова предложить ему освоить требуемое движение.
Когда ребенок уже начал самостоятельно передвигаться по квартире, можно купить ему манеж с ограждением из сетки или реек
Внимание! Проводить обучение можно только на полу, в детской кровати или в манеже. Ползать на диване грудничок не должен – непоседа может быстро свалиться и получить серьезную травму
Не стоит рисковать здоровьем ребенка.
Бывают дети, которые не передвигаются по-пластунски и на четвереньках, сразу начинают сидеть и ходить. Однако статистика утверждает, что таких малышей очень мало. Большинство шестимесячных грудничков сначала учится ползать вперед пластунским способом, только потом начинает держать спину прямо. Поэтому родители обязательно должны стимулировать грудничка к активному и быстрому ползанию.
О пользе ползания. Нужно ли этому учить
Бывает, что ребенок пропускает этап ползанья. Он учится переворачиваться на животик, садиться, вставать, а затем сразу ходить. Родители гордятся, что их чадо такое умелое, сразу пошел, да еще и раньше других. Но так ли это хорошо для малыша? Специалисты уверены, что нет.
Нельзя недооценивать умения ползать для здоровья ребенка. Это умение помогает малышу сформировать мышечный корсет спины, укрепить руки и ноги, развить координацию движения. Все это поможет малышу в будущем правильно ходить, избавит хрупкий позвоночник крохи от несвоевременных повышенных нагрузок.
Поэтому не стоит торопить ребенка ходить, лучше направить его на нужный этап развития, помогая научиться ползать.
Еще по теме “Как правильно учить ребенка ходить”:
Атаксия. Как начинают ходить дети при атаксии?
У нас, вроде бы, мозжечковая атаксия. 2,2 года. Сам не ходит, только вдоль мебели. Кто с такой же проблемой, но постарше – расскажите, как вы начинали ходить? Что для этого делали? Когда самостоятельно пошли?
Ребенок боится ходить
Дочке скоро год и месяц. Встает везде месяцев с 10. Ходит только за две ручки и вдоль опоры. Без поддержки тоже почти не стоит. Неделю назад сделала шагов пять, держась одной рукой, но и то потому что рука была игрушкой занята, и все. А сейчас боится, садится сразу же.
Ходит, но падает
Годовасик мой пошел в год потихоньку. Сейчас преимущественно ходит, ползает совсем чуть – даже если на полметра передвинуться надо. Но как-то мне кажется, падает он много. То споткнется, то запнется, то просто такое впечатление что ноги не держат.
Как научить ползать
Учить ребенка имеет смысл, если ему больше 7-8 месяцев, а сам он ленится ползать или не достаточно развит физически. Тогда есть необходимость помочь ему при помощи массажа и специальных упражнений. Однако если малышу нет и шести месяцев, а родителям очень хочется чтобы он ползал, то обучение не нужно, просто создайте условия для освоения этого навыка и наберитесь терпения.
Если вы уверены, что ребенок здоров, у него нет нарушенного тонуса в мышцах рук или ног, заболеваний опорно-двигательного аппарата или неврологического характера, то можно помочь малышу выработать этот навык применяя такие упражнения:
Упражнение 1. Положение ребенка лежа на животе. Малыш опирается на ручки и поднимает туловище. Подложить под грудь валик, чтобы ребенок держал корпус, опираясь на валик. Показываем крохе игрушки, поднимая их чуть выше его головы. Это поможет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса, развивать координацию движения. Игрушки постепенно двигаем, ребенок должен следить за ними.
Упражнение 2. «Тачка». Учимся переставлять руки. Ребенок лежит на животе, опираясь руками, поднимает верхнюю часть корпуса. Поднимаем его ножки, поддерживаем его под грудь. Ручки в том же положении, упираются в твердую поверхность. Направляем малыша так, чтобы он шел, переставляя ручки. Можно поставить на расстоянии игрушку, пусть дойдет до нее.
Упражнение 3. «Лягушка». Ребенок лежит на животе. Опирается на ручки. Мама сгибает ножки малыша в позу лягушки, дает малышу оттолкнуться, выпрямив ноги. Повторить несколько раз. Это упражнение также будет полезно, если малыш научился ползти назад, а не вперед. В таком случае полезно периодически давать ему оттолкнуться от вашей руки, запоминая правильное направление – вперед.
Упражнение 4. Учимся стоять на четвереньках. Положить под грудь и живот маленькую подушку или валик. Малыш при этом стоит на четвереньках. Зафиксировать на время такую позу.
Упражнение 5. Поставить малыша на четвереньки. Один помощник удерживает малыша в такой позе, поддерживая по животик. Можно подсунуть ткань или пеленку под грудь и как бы подвесить малыша. Второй взрослый переставляет по очереди то ручку, то ножку ребенка, показывая как ползти. Можно поползать вместе с ребенком, чтобы ему было интересней и понятней, что делать.
Все эти упражнения направлены на укрепление мышц малыша и улучшение координации движений, если выполнять их регулярно, то вы сможете научить малыша необходимому навыку. Выполнять их нужно, когда ребенок в хорошем настроении, соблюдать спокойствие и доброжелательность, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.
Примеры других упражнений вы можете посмотреть на видео:
Надо ли учить ребенка ползать
По мнению педиатров, невропатологов, а также доктора Комаровского, обойтись без ползания можно, но лучше, если ребенок не пропускает этот этап физического развития. Польза перемещения на четвереньках объясняется следующим:
- Ползание готовит мышцы, позвоночник к ходьбе.
- Развивается координация движения, умение ровно держаться, не падать.
- Карапуз быстрее познает мир, знакомится с первыми опасностями на полу: домашние животные, провода.
- Развивается моторика рук. Ребенок ощупывает поверхности, подбирает с пола игрушки, привыкает тащить их к себе.
- Грудничок учится самостоятельно принимать решение. Выбирает путь к цели, оценивает расстояние, свои возможности, учится уберегать себя от опасностей.
- Одновременная работа ножек и ручек тренирует взаимодействие обоих полушарий мозга.
Перечисленные факторы подтверждают пользу ползания. Поэтому учить ребенка передвигаться на четвереньках нужно, используя доступные методы: гимнастику, массаж, тренировки, собственный пример.
Условия развития навыка
Если родители хотят научить малыша ползать, то можно помочь ему, создав подходящие условия для развития этого навыка.
Прежде всего, ребенку понадобится простор для движения.
Лучшее решение для этого – пол. В манеже или в другом ограниченном пространстве у крохи нет стимула, чтобы ползти. Поэтому нужно опускать малыша на пол, предварительно его подготовив и убрав опасные предметы подальше.
Поверхность для того, чтобы учиться должна быть твердая и жесткая.
Это может быть специальный коврик, жесткое покрывало и другое. На скользкий паркет или линолеум опускать кроху не стоит. Кровать также вряд ли подойдет – она слишком высокая. Не стоит использовать также наклонные плоскости.
Необходимо завлечь кроху, стимулировать его двигательную активность.
«Приманкой» может стать любимая игрушка, новый интересный предмет, домашняя кошка или собака
Вообще хорошо окружить ребенка интересными вещами, чтобы привлекали его внимание
Можно расположить на пути следования крохи небольшие преграды в виде скрученного пледа и прочего.
Это заставит малыша поднимать корпус, если он ползает по-пластунски.
Еще один способ научить маленького исследователя – поместить его в среду таких же ползающих детей.
Это может быть центр раннего развития или просто пригласите друзей с малышами в гости. И возможно вскоре вы сможете принять участие в таком чемпионате:
Массаж для грудничков
Массаж для малыша в полгода сочетается с элементами гимнастики. Начинают массаж с поглаживания ручек от ладошек вверх к шее, когда младенец лежит на спине.
Ручки разведите в стороны, потом соедините на груди. Поднимите вверх и опустите вниз. Повторите несколько раз.
Теперь можно сделать массаж животика вокруг пупка по часовой стрелке. Делайте аккуратные поглаживающие движения, повторив их несколько раз. Двумя руками от центра в стороны сделайте поглаживающие движения груди в сторону ребер.
Массажируйте ножки малыша, сделав небольшую гимнастику. Ножки сгибайте сначала поочередно, потом одновременно несколько раз. Большими пальцами разотрите ступни младенца, и массажируйте каждый пальчик на его ногах.
Теперь можно перейти к спине. Переверните младенца на живот и сделайте поглаживающие движения спины снизу вверх, от крестца к шее. Затем погладьте спинку ребенка в направлении от центра в стороны. Закончите массаж легким пощипыванием спинки.
Сделайте упражнение на подъем туловища из положения лежа на животе. Пусть ступни малыша опираются на вас, возьмите его за ручки, которые разведены в стороны и легонько потяните вверх. Повторите несколько раз.
Массаж и гимнастику лучше делать по утрам. Это можно делать между первым и вторым кормлением (через час после первого и за полтора часа до второго).
Перед началом процедур обязательно снимите с пальцев кольца и вымойте руки. Можно использовать для массажа детское массажное масло.
Чтобы занятие было крохе в радость, ласково разговаривайте с ним, пойте песенки, читайте стихи или включите тихую расслабляющую музыку.
Что еще может помочь ребенку в ходьбе
Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.
- Ходунки. Это круглые столики с мягким сиденьем на колесиках по периметру, в которых малыш может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. В передней части, прямо перед ним обычно размещена развивающая игровая панель. В некоторых западных странах набирает силу протест общественности против этих устройств (например, Канада запретила ходунки, в США сейчас идет активная работа в этом же направлении). К сожалению, немало несчастных случаев происходило с малышами, находившимися в ходунках. Большинства этих ситуаций можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали требования к организации безопасного пространства для ребенка. Но так или иначе, использование ходунков может замедлить развитие навыков ходьбы, так как малыш лишен возможности двигаться и тренировать мышцы. Но короткое пребывание в ходунках (в пределах 30 – 60 минут в течение дня) кажется приемлемым компромиссом.
- Вожжи-поводок. Это ремни, похожие на шлейку для собак. Можно рассмотреть этот вариант для использования в условиях сырой и грязной погоды. Для этого малыш уже должен уметь ходить, разве что не всегда держать баланс.
- Тележка-каталка. Тележка с высокой ручкой (как у коляски) на четырех колесах. Малыши толкают ее перед собой, и это придает им уверенности в собственных силах при ходьбе на определенном этапе. Не стоит их использовать для самого обучения ходьбе. В этом случае ребенок не научится правильно балансировать: вес тела будет переноситься на руки, центр тяжести смещаться, а это уже совсем другие исходные условия, чем при самостоятельной ходьбе.
Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.
Учимся правильно падать
Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.
Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.
Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов
В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. . И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты
Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу
И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев
Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:
- С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: как можно быстро научить ребенка переворачиваться с живота на спинку?). Некоторые это делают позже.
- В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
- В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
- В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.
Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году
Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям
Если малыш не встает на выпрямленные ноги, хотя ему уже скоро исполнится год, следует принять во внимание его предыдущие достижения — например, кроха научился переворачиваться с живота на спину и, наоборот, хотя бы пытается ползать и активно гремит погремушкой. В этой ситуации беспокоиться не о чем. Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него
Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него.
Если остальные пункты «плана» малыш выполнил на отлично, то беспокоиться не о чем
Какие причины, по которым ребенок не сидит?
Из-за чего пятимесячный, шестимесячный, восьмимесячный, девятимесячный, десятимесячный, одиннадцатимесячный, двенадцатимесячный, годовалый ребенок, мальчик, девочка, малыш не сидит? К сожалению, таких причин очень много. Основными причинами отставания в моторном и психомоторном развитии детей являются внутриутробная гипоксия плода, внутриутробная задержка развития плода, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение, родовая травма, вакцинация, осложнения прививок, повышение внутричерепного давления, ликвородинамические нарушения, внутриутробная инфекция, недоношенность или переношенность, угроза прерывания беременности, низкая оценка новорожденного по шкале Апгар, слабая родовая деятельность, анемия беременных женщин, быстрые или стремительные роды, токсикозы и гестозы беременных, гемолитическая болезнь новорожденных, преждевременные роды или преждевременное излитие околоплодных вод, соматические и эндокринные заболевания матери, маловодие, многоводие, многоплодная беременность, предлежащие плаценты, врожденные пороки развития и многое другое.