Нарушение сна
Детские ночные истерики не имеют никакого отношения к сновидениям (по крайней мере, так считает ряд исследователей). Они появляются в результате наложения одной фазы сна на другую, что приводит к возникновению сильного страха, к настоящей панической атаке. Родители пугаются не меньше, ведь в этот момент ребенок сильно кричит, разговаривает или плачет, его глаза широко раскрыты, но смотрят словно сквозь окружающий мир. Сердцебиение малыша повышается, лоб покрывается испариной, дыхание становится хриплым и тяжелым. На ласковые слова родителей ребенок не реагирует, отчаянно сопротивляется против желания взять его на руки. И хотя из-за открытых глаз многие родители считают, что малыш проснулся, на самом деле он продолжает пребывать в фазе глубокого сна. Почему же в этом случае ученые отделяют ночные истерики от страшных снов? Причин несколько:
- Любые сны, в том числе кошмары, снятся человеку во время «быстрой» фазы сна, когда видно, как под закрытыми веками двигаются глаза. Тело находится в состоянии глубокого покоя, но мозг продолжает активную работу, действуя точно так же, как и в режиме бодрствования. Сон в это время очень чуткий, и от кошмара ребенок проснется, но быстро забудет плохое, а ласковые объятия и голос родителей его успокоят. Произойти пробуждение может в любой момент ночи.
- Ночные истерики, как правило, начинаются в начале сонного цикла (в так называемой глубокой фазе), когда ребенок не может видеть никаких снов. Зато малыш переживает сильнейшее ощущение страха: мозг пытается проснуться, но тело продолжает спать. В результате ребенок кричит и плачет, и никакие ласковые уговоры и объятия тут не помогут.
- После пробуждения ребенок не вспомнит своей ночной истерики, а вот страшный сон может запомнить.
Ночные истерики могут начаться в 1 год и длиться до 5–7 лет, однако потом они плавно сойдут на нет. Возможно, у ребенка останется привычка говорить во сне, но это тоже не несет никакого вреда. Поэтому, даже если у малыша случился приступ ночной истерики, не стоит нервничать. Да, для родителей это сильнейший стресс, ведь они ничем не могут помочь своему малышу. Однако нужно понимать, что попытки «вытянуть» ребенка из такого сна могут быть гораздо вреднее, чем это малоприятное, но все-таки не патологическое состояние. Реже парасомния может случиться у грудничка.
У ребенка истерика: что делать?
Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.
Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.
Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке
И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила…) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.
Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.
Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.
Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.
Прием “с глаз долой — из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.
В чем причина истерик?
Спровоцировать такое поведение ребенка способны несколько факторов:
- Физическое состояние, если малыш переутомлен, устал, чувствует голод или боль. До 4-5 лет дети не понимают, что хотят есть и спать и начинают истерить. Поэтому задача родителей держать такие моменты под контролем.
- Эмоциональное состояние – перегруз эмоций (внутренние переживания). Недостаток внимания или эмоциональной связи с ребенком тоже способствует частым истерикам.
- Психологическая незрелость – ребенок пока еще не в состоянии остановить себя физически и психологически и не реагировать на определенные события бурно.
Истерика учит малыша контролировать свои импульсы и свои эмоции.
Накопленные эмоции в истерике дети могут выразить только слезами. Поэтому родители должны разрешить ребенку выпустить свои сложные эмоции и принять их.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним
На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи
Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Почему у ребенка истерика
Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.
Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:
ребенок не получает желаемого;
его оторвали от увлекательного занятия;
он переутомился;
хочет внимания родителей;
играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;
у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.
Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.
Ребенок проявляет негативизм по отношению к требованиям взрослого, упрямится, пытаясь защищать свое мнение и заставить родителей считаться с его желаниями, становится строптивым, идет поперек принятых правил поведения в семье. Неудивительно, что при всех этих признаках нового этапа взросления, у ребенка частые истерики. Если у вас есть ребенок, в 2,5 года истерики могут случаться в доме по 2-3 раза в неделю или чаще.
Как реагировать на истерику?
Советы психолога
Бесполезно успокаивать ребенка и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша – нужно, наоборот, помочь разобраться с чувствами и эмоциями.
Если ребенок взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать – вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом.
Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”. Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” – ведь это не так на самом деле.
Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”.
Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.”
Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.
В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя
Пусть будет меньше запретов таким образом.
Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.
После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула – у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия.
А вот, чего важно избегать:
- Шантажа
- Подкупа
- Одноразовых решений
Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе.
Помните о правилах безопасной истерики:
- “Я не раню себя”
- “Я не раню других”
- “Я не порчу имущество”
Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 22
Кризис первого года жизни и истерики связанные с ним
Первые истерики у ребенка, как правило, связаны с кризисом одного года. К этому моменту ребенок освоил основные двигательные навыки и его желание познавать мир самостоятельно велико. Родителям приходится устанавливать правила и запреты, связанные с безопасностью ребенка, что может приводить к вспышкам недовольства и истерикам.
У детей в этом возрасте еще не развито восприятие времени, и именно поэтому они хотят получить желаемое сразу. Сталкиваясь с неудовлетворением потребностей, они испытывают фрустрацию и злость. Неумение выразить эмоции не полное их осознание становятся причиной истерик.
Родителям может быть сложно в этот период справляться с изменившемся поведением сына или дочери, но они должны понимать, не нужно потакать всем желаниям малыша, это нормально. И реакция ребенка на отказ в виде криков и слез это тоже нормально. Спокойствие родителей залог того, что истерики связанные с кризисом первого года жизни не перерастут в манипуляционное поведение в дальнейшем.
Важно не потакать любому капризу, а стараться объяснить причину отказа, объяснять ребенку его чувства. «Ты сейчас злишься», «Ты расстроен» – проговаривая эмоции ребенка, родитель учит его понимать свое состояние
Ребенку нужно помочь усвоить, что криками и слезами он желаемого не добьется и для выражения чувств ему придется искать другие способы.
Истерики в четырехлетнем возрасте
Часто в возрасте 4-5 лет причиной истерики становится неспособность малыша вынести ситуацию, справится с гневом, отчаяньем или обидой. В истерическом состоянии ребенок не воспринимает стороннюю информацию, ему нужно «выпустить пар», получить эмоциональную разрядку, потом начинается фаза горевания, когда ребенку нужна ласка и забота.
Истерики четырех летнего возраста сопровождаются попытками навредить себе (разцарапывание лица, рук других частей тела, попытки биться головой об стену или пол). Они всегда сопровождаются приступами ярости и часто ребенку необходимы «зрители».
Подобные истерики нужно отличать от капризов вызванных воспитательными ошибками и попустительством взрослых, когда любой каприз удовлетворялся по первому требованию. Истерические припадки, случающиеся регулярно могут свидетельствовать о проблемах с психикой или нервной системой. Поэтому стоит обратиться за консультацией к неврологу и детскому психологу.
Если истерики связаны с капризами и промахами в воспитании, то родителям стоит пересмотреть свои действия и начать исправлять ошибки.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
выделять достаточное количество свободного времени для игр;
давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;
отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.