Главное — витамины
Если дети постоянно отказываются от необходимого минимума еды, питание нельзя считать полноценным, ведь дети не получают необходимых минералов, витаминов, белков, жиров и углеводов. Все эти вещества, как строительные материалы, обеспечивают полноценный рост и развитие ребенка. Они необходимы для активности, обучения и роста, и их отсутствие негативно скажется на здоровье ребенка.
Витамины — катализаторы обменных процессов, и их недостаток сильнее сказывается на состоянии ребенка. Тем более, что большинство из них не может вырабатываться собственным организмом, а может поступать только извне. Если дети не получают витамины в достаточном количестве, то родители должны позаботиться об их дополнительном источнике или скорректировать рацион питания.
Что делать, если ваш ребёнок плохо ест
1. Контролируйте размер порций.
Можно использовать принцип — 1 столовая ложка каждого продукта на один год. Например, если малышу 3 года, порция каши будет 3 столовых ложки. В этом случае есть большая вероятность, что ребенок будет съедать еду и просить добавки.
Если бывает, что ребенок мало ест в основной прием пищи или отказывается вообще есть, проследите за количеством пищи, которую он съедает в течение дня. Он может кусочничать между завтраком, обедом и ужином и перебивать себе аппетит. Это частая причина отсутствия аппетита у малыша во время основного приема пищи.
Можно также ввести «правило одного укуса» — договоритесь с ребенком о том, что если он сделает один глоток или укус и ему не понравится, он не обязан есть все остальное.
2. Будьте терпеливы — предлагайте новый продукт много раз.
Иногда на то, чтобы ребенок согласился попробовать новое блюдо, может уйти до 15 попыток. При этом новые продукты обязательно должны присутствовать регулярно у вас на кухне.
4. Еще один способ накормить ребенка – экспериментировать с подачей блюд.
Детям важен не только вкус, но и цвет продуктов, их текстура и ассоциации, возникающие с определенной едой. Разные варианты приготовления одного и того же продукта способны придать ему разную текстуру и вид. Попробуйте делать смузи, тушить, запекать, варить, готовить на гриле.
Используйте формочки для печенья, чтобы вырезать различные фигурки из фруктов и овощей. Выложите еду на тарелке особым способом, например, в форме мордочки животного. Пусть ребенок придумает свои названия для своей любимой еды.
Если малыш не любит, когда еда соприкасается между собой, используйте тарелку с разделителями.
5. Разнообразьте рацион, комбинируя новые продукты с уже знакомыми ребенку.
В основу меню берите блюда, которые ребенок точно ест. И дополняйте их новым вкусом. Так малыш охотнее попробует незнакомый продукт. Используйте рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которые есть в открытом доступе, чтобы сделать рацион ребенка сбалансированным.
6. Предлагайте ребенку выбрать, что кушать.
«Хочешь попробовать брокколи или цветную капусту?” Не предлагайте более двух продуктов.
Это касается и основных блюд. Если малыш вдруг отказывается есть суп на обед, предложите второе блюдо, которое он тоже любит: «Если не хочешь суп, есть каша.» Если не хочет есть, отпустить. Но не предлагать печенье или бутерброд через 30 минут перекус лишь бы, чтобы ребенокпоел.
Предлагайте перекус, если основная еда будет через несколько часов, а не в течение ближайшего часа. Ребенок должен проголодаться, тогда он хорошо поест. Перекусы также должны быть здоровыми и полезными: фрукты, кусочки сыра, полезное домашнее печенье, овощи, нарезанные кусочками, фруктовое пюре.
7. Подавайте личный пример.
Если ваш ребенок видит, что вы едите разнообразную полезную еду, он заинтересуется, что у вас в тарелке, и тоже захочет попробовать. Важно следить за своей реакцией на еду и проявлять интерес к новым продуктам.
8. Кормите в одном и том же месте и приблизительно в одно и то же время.
Режим питания поможет организму ребенка лучше работать. Введите правило есть за столом на кухне, а не в других комнатах. Исключением может стать кормление в постели или в спальне во время болезни малыша.
Не разрешайте ребенку играть с телефоном, планшетом за столом, читать книгу. Пусть это будет время общения с семьей. Объясняйте, как хорошо есть вместе. Избегайте неприятных разговоров и споров за столом.
Психоневрологические особенности грудничков и мам
И врачи, и мамы отмечают, что чаще всего отказ от еды во время бодрствования впервые проявляется в возрасте 2,5-4 месяцев
Именно в этот период внимание малыша «включается» и распространяется на окружающих людей и предметы. Так называемый «кризисный период», скачок роста и развития мешает ребенку концентрироваться на процессе сосания, ведь вокруг внезапно столько всего интересного, а значимый взрослый рядом придает чувство безопасности
Значит, вместо еды надо исследовать мир! Ну а питаться приходится во сне, когда уже ничто не отвлекает.
Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог
Это может казаться не вполне естественным, но существуют дети, способные отвлекаться от чувства голода из-за тяги к новым впечатлениям. Хотя любознательность — не единственный фактор, мешающий младенцам концентрироваться на питании. Играет роль совокупность психологических и неврологических особенностей ребенка:
- темперамент. Хотя говорить об определении типа темперамента у грудничка сложно, в некоторых случаях можно довольно точно диагностировать, как именно ребенок склонен реагировать, как быстро он откликается на раздражитель и т. д.;
- биологические ритмы организма малыша определяют, как быстро он возбуждается и устает, когда и как засыпает, как возникает чувство голода — постепенно или внезапно и т. п.;
- реакция на нововведения, на новое положение, ощущение, визуальный объект, слуховой раздражитель. Ребенок может в первый же момент отвергать что-то новое или, наоборот, активно интересоваться им.
Дети с выраженной тягой к новому, с нарушением ритмичности организма, выраженным темпераментом абсолютно нормальны, хотя их манера есть только в отсутствие раздражителей может приносить немало неудобства кормящим родителям. Эти периоды проходят, и режим питания возвращается к норме.
Иной случай — если у ребенка на фоне особенностей темперамента появился негативный опыт, связанный с кормлением: испуг, избыточный поток молока в какой-то период установления лактации, отлучка мамы и передача «прав кормления» другому взрослому. С такими возможными факторами также надо считаться и снижать их влияние на пищевые привычки малыша, не давая им закрепляться.
Альтернативный вариант, также влияющий на питание ребенка в этот период, — начало прорезывания зубов. Акт сосания может быть болезненным, и некоторые дети способны отказываться от еды, лишь бы не добавлять деснам дискомфортных ощущений.
Специалисты по грудному вскармливанию в ситуации отказа ребенка от груди предлагают способ «гнездования»: предоставления малышу мамы «в личное пользование» в большом объеме, чтобы избежать вероятного стремления ребенка к общению и контакту, которые предлагаются только в период кормления. Чтобы снизить вероятность совпадения активного исследования мира в минуты кормления, стоит выделять отдельное место и создавать очень спокойную обстановку (приглушенный свет, белый шум, музыка или пение), в которой малыш не будет отвлекаться.
Отдельным пунктом стоит отметить, что многие молодые мамы нередко перегружены как делами по дому и уходу за малышом, так и опасениями о его состоянии, что приводит к стрессам. Возможны и проявления повышенной тревожности, послеродовой депрессии, что также влияет на контакт мамы и грудничка и может привести к отказу от груди. В таком случае в первую очередь необходимо помогать маме, снимать с нее нагрузку как физическую, так и психологическую, помогать вспоминать о своих потребностях и восполнять свои силы. Возможно, потребуется помощь консультанта по вскармливанию, психолога, в некоторых случаях — профильного врача.
Когда обращаться к врачу, если ребенок не ест
Отказ малыша от еды может быть спровоцирован не только плохим настроением или горьким молоком, но и патологическими причинами. Когда нужно быть тревогу и обращаться к детскому врачу:
- заболевания языка или ротовой полости;
- дисбактериоз кишечника или инфекция кишечника, частые колики;
- частый плач и возможные головные боли;
- воспаление ушей;
- насморк, ОРВИ.
Часто при подобных состояниях, кроме отказа от еды, присутствуют следующие признаки: ребенок плачет, если дотронуться до козелка или животика, стул имеет резкий запах и зеленый цвет, ребенок срыгивает, есть высокая температура.
При этих симптомах нужно вызвать педиатра и лечиться.
Экзема (атопический дерматит)
Экзема — это хроническое заболевание при котором кожа краснеет, растрескивается, чешется, на её поверхность выступает жидкость, образуя очаги мокнутия. Наиболее распространенный вид экземы — атопический дерматит. У детей до 6 месяцев это заболевание часто связано с аллергией на молоко или яйца.
Атопический дерматит обычно начинается у новорожденных с покраснения и зуда кожи волосистой части головы и лица, а также тела. У детей постарше экзема проявляется сыпью в кожных складках, например, под коленями,в локтевых сгибах и др. Иногда атопический дерматит не проходит и у взрослых. Некоторое облегчение при экземе ребенку может дать применение лечебных кремов и мазей.
Воронкообразная деформация грудной клетки (впалая грудь)
Воронкообразная деформация грудной клетки (впалая грудь) на сегодняшний день является наиболее распространенной деформацией грудной клетки и встречается в 1 случае из 400 новорожденных. Килевидная деформация, как вторая наиболее распространенная форма деформации, встречается в 5 раз реже, чем воронкообразная грудная клетка.
Этиология развития воронкообразной деформации
Существует несколько теорий, объясняющих развитие этой деформации, но до конца этиология остается неясной. Некоторые авторы считают, что развитие воронкообразной деформации может быть связано с чрезмерно быстрым ростом реберного хряща, который вытесняет грудину кзади. Аномалии диафрагмы, рахит, или повышенное внутриматочное давление также предположительно способствуют смещению задней части грудины. Частое ассоциация воронкообразной деформации с другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, такими как синдром Марфана, дает возможность предполагать, что в определенной степени деформации обусловлены аномалиями соединительной ткани. Генетическая детерминированность встречается также у 40% пациентов с килевидной деформацией.
Клинические проявления
Воронкообразная грудная клетка может проявляться как в виде небольшого дефекта, так и выраженного дефекта, при котором грудина доходит почти до позвонков. Возникновения дефекта является результатом 2 факторов: (1) степенью задней ангуляции грудины и степенью задней ангуляции реберного хряща в зоне прикрепления ребер к грудине. Если же, кроме того имеются дополнительно ассиметрии грудины или хрящевые ассиметрии, то в таком случае оперативное лечение становится более технически сложным.
Воронкообразная деформация возникает, как правило, при рождении или вскоре после рождения. Деформация часто прогрессирует, и глубина вдавления увеличивается по мере роста ребенка. Впалая грудь чаще встречается у мужчин, чем у женщин, в соотношении 6:1 Впалая грудь может сочетаться с другими врожденные аномалиями, включая аномалии диафрагмы. У 2% пациентов, впалая грудь связана с врожденными аномалиями сердца. У пациентов с характерным габитусом тела, можно предположить диагноз синдром Марфана.
Существует несколько методов количественной оценки тяжести деформации при воронкообразной груди, которые обычно включает измерения расстояния от грудины к позвоночнику. Возможно, наиболее часто используемым методом является метод Халлера, который использует отношение поперечного расстояния до переднезаднего расстояния, полученные на основании КТ. В системе Haller, оценка 3,25 или выше свидетельствует о тяжелом дефекте, который требует хирургического вмешательства.
Воронкообразная грудь вообще не оказывает особого физиологического воздействия на младенцев или детей. Некоторые дети испытывают боль в области грудины или реберного хряща, особенно после интенсивных нагрузок. У других детей возможно сердцебиение, что может быть связано с пролапсом митрального клапана, который обычно имеет место у пациентов со впалой грудью. Некоторые пациенты могут чувствовать шум движения крови, который связан с тем, что легочная артерия находится близко к грудине и во время систолы пациент может отмечать шум выброса крови.
Иногда у пациентов с воронкообразной грудью встречается астма, но отмечено что деформация не оказывает явного влияния на клиническое течение астмы. Воронкообразная деформация оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему и наблюдения показали, что после оперативной коррекции деформации происходит значительное улучшение функций сердечно-сосудистой системы.
Когда необходимы дополнительные источники витаминов?
Сегодня у родителей есть широкий выбор различных пищевых добавок, рассчитанных именно на детей-малоежек. Обычно они имеют приятный сладкий вкус, и дети не могут отказаться от такого лакомства
Многие врачи детской практики с осторожностью относятся к подобным добавкам и настоятельно рекомендуют ими не злоупотреблять. Если дети привыкнут к их присутствию в рационе как к основным блюдам, зачем же тогда есть «невкусный» суп, когда есть сладкая добавка!?
После консультации с педиатром, оценки рисков и рациона питания, прибавки роста и веса ребенка, а также с учетом имеющихся заболеваний решается вопрос о приеме дополнительных витаминно-минеральных комплексов.
Главная задача комплексов — восполнить все сформированные дефициты и обеспечить ребенка всем необходимым. Выбор их довольно сложен, и педиатры учитывают не только вышеописанные пункты, а также возраст, регион проживания и активность ребенка.
Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?
Плохой аппетит у детей: причины
Плохой аппетит у детей может быть надуманной проблемой родителей, которые хотят, чтобы их крошка съедал первое, второе, компот с булочкой и непременно просил добавки. До сих пор некоторые родители и особенно бабушки, измеряют любовь размером съеденного.
Кроме того, если дети отказываются от очередного приема пищи, то дело может быть не в плохом аппетите, а в перекусах, съеденной конфете или прочих сладостях, проще говоря, в отсутствии режима питания. И когда подходит время для нормального приема пищи, родители слышат отказ. В таком случае проблема — в отсутствии у ребенка навыков правильного питания. Эти навыки родители должны прививать ребенку с самого рождения.
Если дети отказываются от еды, иногда это может указывать на заболевания. И родители должны внимательнее присмотреться к состоянию малыша: измерить температуру, расспросить о самочувствии. Иногда малыши не могут точно сформулировать, что именно их беспокоит. Даже если ребенок болен, необходимо позаботиться о том, чтобы он получал все необходимые витамины и минералы. Но насильно пичкать едой нельзя. Все предложенные блюда должны быть легкими в усвоении и иметь богатый витаминный состав.
Плохой аппетит может быть сезонной проблемой. Трудно не согласиться, что есть в жару практически не хочется, и дети — не исключение. В летний зной деткам можно предлагать легкие продукты — фрукты, овощи, молочные и кисломолочные продукты, блюда, которые будут освежать. А вот вечером, когда на улице не так жарко, можно предложить что-то более существенное.
Нельзя забывать и про предпочтения в еде. И взрослые, и дети любят определенные продукты и отказываются от других. И совсем необязательно заставлять малыша есть молочную кашу, потому что она полезна. Вполне возможно найти другое блюдо, которое будет нравиться детям, а его витаминный и минеральный состав будет идентичным. А источниками кальция может быть не только молоко.
Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой
Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.
1. Не давите на ребенка
Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный
Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой
- Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
- Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
- Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
- Никогда не наказывайте ребенка едой.
Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.
2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал
Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.
3. Подайте положительный пример
Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:
- ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
- старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
- ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
- старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
- отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
- следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
- предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.
Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.
4. Подавайте блюдо красиво
Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.
5. Находите компромисс
Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.
Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.
Чесотка
Чесотка — это очень заразная кожная болезнь, которая поражает людей разных возрастов. Возбудителем чесотки является кожный паразит — чесоточный зудень. Это крохотный, незаметный на глаз клещ, который проделывает ходы в поверхностных слоях кожи, вызывая нестерпимый зуд.
Сквозь поврежденную кожу легко проникает бактериальная инфекция, что может сопровождаться гнойными заболеваниями кожи.
Новорожденные дети могут заразиться чесоткой при близком контакте с больными взрослыми и другими детьми. На теле грудничка появляются мелкие пятна и едва заметные полоски — ходы, которые очень сильно чешутся и беспокоят ребенка.
Наиболее часто поражаются стопы, ладони, кожа промежности. Диагностику и лечение чесотки проводит врач дерматолог. Обычно назначаются специальные кремы, которыми должны пролечиться все члены семьи.
Причины кандидоза во рту
Специалисты утверждают, что носителем грибков Candida могут быть и здоровые люди. Данные микроорганизмы имеются примерно у половины людей на Земле, при этом человеческий организм способен на мирное сосуществование с грибками. Но в случае нарушения химического баланса или снижения иммунитета начинается развитие кандидоза (молочницы) во рту.
Специалисты выделяют следующие факторы активизации грибков и развития кандидоза рта:
- Иммунодефицит, ослабленная иммунная система, недостаток иммунных клеток;
- Наличие сопутствующих недугов, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний желудочно-кишечного тракта и надпочечников. Зачастую кандидоз слизистой оболочки рта у взрослых считается одним из первых признаков сахарного диабета;
- Прием медикаментов, угнетающих работу иммунной системы, например, цитостатических и кортикостероидных препаратов;
- Долговременные курсы антибиотического лечения. Антибиотики при длительном применении вызывают нарушение нормальной микрофлоры организма, изменяют соотношение в ней микроорганизмов. При этом грибки, не подверженные влиянию антибиотиков, начинают активное размножение в условиях отсутствия конкурентов;
- Лучевая терапия, проводимая для пациентов со злокачественными опухолями;
- Дисбактериоз, недостаток витаминов C, PP и группы B. Синтезируются в человеческом организме бактериальными микроорганизмами;
- Алкоголизм, наркомания. Снижают иммунитет и разрушают баланс в организме;
- Небольшие травмы слизистой оболочки полости рта. Возникают при наличии зубных повреждений или при неправильном прикусе;
- Прием средств оральной контрацепции. Вызывает нарушение гормонального фона, формирует идеальные условия для появления грибковой инфекции;
- Ношение зубных протезов. Это касается случаев, когда протезы наносят травмы слизистой оболочке рта либо неправильно подогнаны. Протезы из акрила способны вызвать аллергию, что позволяет грибку проникать в клеточные структуры.
Кандидоз полости рта взрослых или детей может передавать от зараженного человека другим людям, например, во время родов, когда грибки, обитающие во влагалище женщины, передаются ее ребенку. Данный недуг способен распространяться путем поцелуев и половых контактов, при пользовании нескольких человек одной зубной щеткой, общей посудой и столовыми приборами. Не исключается заражение людей от животных, например, во время игры с котенком или щенком.
ВАЖНО: Для лечения кандидоза во рту необходимо обратиться к врачу-пародонтологу (специалисту по мягким тканям полости рта) или стоматологу. При поражении грибком слизистых оболочек и внутренних органов в процесс лечения включается такие специалисты, как инфекционист и миколог
Что лучше не делать, если ребенок не хочет есть
1. Не заставлять ребенка есть до последней крошки.
Иначе он не научится распознавать чувство голода и насыщения. Разрешая малышу прекратить есть, когда он этого хочет, мы учим его лучше понимать свой организм и делать выбор в пользу здоровой еды.
2. Не стоит договариваться, спорить с ребенком или подкупать его, чтобы он ел.
Угрозы, наказания и вознаграждения тоже не лучший способ для этого. Избегайте фраз типа: «Если ты съешь еще 3 ложки, ты получишь десерт.» Это учит его договариться с вами и получать награду за другие вещи. Также, делая десерт вознаграждением, вы придаете ему в глазах ребенка большую ценность по сравнению с другой едой. Это может привести к нездоровому отношению к сладкому.
Следите за своими эмоциями, если вы переживаете, когда ребенок отказывается есть. Возможно, он таким способом добивается вашего внимания и отказывается от еды назло вам.
4. Контролируйте свои ожидания.
Не ждите от маленького ребенка, что он сможет сидеть за столом более 10-20 минут, или в 3 года аккуратно есть столовыми приборами. Многим детям легче кушать ложкой, чем вилкой.
Если вы считаете, что ребенок недобирает вес или медленно растет для своего возраста из-за того, что плохо ест, обратитесь к педиатру.
Ваш малыш малоежка? Что вы пробовали делать, если ваш ребенок не хочет кушать?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 13