Поднимаемся в лифте
Правила безопасности при пользовании лифтом для мам с колясками выглядят абсурдными, тем не менее, их несоблюдение может повлечь за собой несчастные случаи. А гласят эти правила: перед тем как войти в лифт, ребенка из коляски надо вынуть, войти с ребенком на руках в лифт и вкатить коляску следом. Выходить нужно в обратном порядке: сначала коляска, затем мама с ребенком выходит сама. Неудобно? Дело в том, что коляска, даже с ребенком, гораздо легче взрослого. Когда человек входит в кабину, пол проседает, и контакты дверей замыкаются: двери остаются открытыми, пока вы не нажмете кнопку. А вот на легкую коляску электроника так не среагирует, двери лифта начнут закрываться – и коляска с грудничком уедет по месту следующего вызова.
Основные правила
Правила безопасности, когда ребенок находится один дома:
- Открывать дверь только тем, кто из круга близких людей и только после того, как удалось убедиться в этом – спросить и посмотреть в смотровой глазок двери.
- Не открывать дверь даже тогда, когда незнакомец ссылается на просьбу родителей или даже утверждает, что родителям требуется срочная помощь.
- Не говорить посторонним людям ни через дверь, ни по телефону о том, что никого из взрослых дома нет. Для этого предварительно договоритесь с ребенком, как отвечать на такие вопросы, например: «мама дома, но не может сейчас подойти».
- Не отвечать по телефону незнакомым людям на вопросы материального характера: есть ли дома пачка денег (компьютер, планшет, большой телевизор).
- Договоритесь с ребенком о том, что визиты к нему друзей должны происходить в то время, когда дома есть кто-либо из взрослых.
Правила безопасности, когда ребенок находится один на улице:
Не надевать и не брать на улицу ценных вещей и дорогих предметов одежды, привлекающих внимание.
Указать особо опасные места на улице: подвалы, чердаки.
Детям младшего школьного возраста не уходить ни с кем со двора – не только с взрослым, но и с ребенком, и ни за какую покупку или угощение – ни за игрушку, ни за сладость, ни за деньги.
На подобное приглашение или просьбу уметь дать отказ в твердой и громкой форме.
Стараться находиться в компании с одним или несколькими ребятами.
Соблюдать дистанцию по отношении к незнакомым взрослым людям – не ближе расстояния вытянутой руки.
Ходить (в школу, магазин, на тренировки) постоянным маршрутом, который должен проходить не по безлюдным местам.
Ключи носить не на виду, а в потайном кармане.
Выучить необходимую информацию: адрес, фамилию, телефон хотя бы одного из родителей. Но не делиться этой информацией ни с кем из посторонних
Она нужна только в экстренных случаях, и сообщать ее следует только доверенным или должностным лицам.
Гуляем с коляской
Только регулируемые переходы, только вдалеке от домов – и только безопасные прогулки«Решила зайти в магазин во время прогулки с ребенком. Оставила коляску на минуточку. Вернулась – коляски нет».
Это еще не самый плохой вариант: ведь ребенок остался при маме. Если уж вы решили совместить прогулку с шопингом, имейте в виду: если в магазине продаются детские товары, администрация не вправе запретить вам пройти внутрь вместе с коляской. Если связываться и доказывать нарушение закона вам не хочется, попросите охранника на входе присмотреть за транспортным средством. Разумеется, он не выставит возле нее караул, но хоть изредка будет поглядывать
Можно пристегнуть коляску велосипедным замком – их, правда, ничего не стоит вскрыть умелым людям, но возня может привлечь внимание охраны. Оставленная без присмотра коляска может стать жертвой вандализма: кто гарантирует, что в нее не бросят окурок и не запрыгнет чужая собака с грязными лапами?
Иногда беда с коляской может случиться прямо на маминых глазах. Например, на прогулке не стоит катать или ставить коляску у стен домов, в особенности старых и ремонтируемых
Порыв ветра или человеческая неосторожность – и на малыша летит сверху окурок, бутылка, пласт снега, кусок штукатурки. Безопасность ребенка на улице в таком случае – под большой угрозой
Не выкатывайте на проезжую часть коляску, собираясь переходить дорогу, – водители, особенно те, которые в задних рядах, могут просто не успеть отреагировать на ваши намерения. На нерегулируемых «зебрах» сложно будет уместиться с коляской на узкой разделительной полосе. Поэтому лучше пользоваться только регулируемыми светофорами или подземными переходами.
Что должен знать ребенок до того, как окажется на улице один
Правила дорожного движения
Познакомить ребенка с основными правилами дорожного движения обычно не составляет труда. Вместе с ним вы ходите в детский сад, магазин, в гости и ни раз пересекали дорогу. Это самый подходящий момент и объяснить ребенку, и показать собственным примером, как вести себя на проезжей части. Как только малыш это усвоит, можно уже спрашивать его – как нужно поступить, где встать, на что смотреть.
По моему мнению, ребенок должен знать правила поведения «с запасом». Автобус и трамвай не стоит обходить ни спереди, ни сзади – идем к пешеходному переходу. Между «зеброй» и светофором – выбираем второе. Переходим дорогу в два приема с остановкой посередине – только в крайнем случае.
Понаблюдайте, во дворе, особенно рядом со своим домом, ребенок меньше обращает внимание на транспорт. Да, скорость машин тут значительно ниже, но понимать, что она может появиться внезапно из-за угла, съехать с места, закрыть обзор малыш должен
Нельзя общаться с незнакомыми людьми
То, что ребенку не следует разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо, тем более идти с ними куда-то – правила понятные всем. Но в отличие от поведения на дороге с подобными ситуациями малыш сталкивается намного реже. Поэтому подготовка ребенка к подобным ситуациям будет скорее теоретической.
Можно использовать для этих целей игру, разыгрывать сценки. Ребенок должен усвоить, что нельзя уходить куда-то с незнакомыми или садиться в машину к чужим, даже если они говорят, что знают родителей. Лучше объяснить ребенку, что если к нему обращаются нужно сохранять дистанцию в 2 раза больше вытянутой руки, никогда не подходить близко.
Пока Вы вместе с ребенком старайтесь не допускать ситуаций, когда посторонний угощает малыша конфетой или обращается лично к нему. Если родитель посчитает допустимым принять угощение, он должен сделать это сам и передать ребенку. Допустимо отвечать на вопросы за малыша. Основное, что можно продемонстрировать – незнакомые взрослые разговаривают со взрослыми.
К кому можно обратиться за помощью
Немаловажно, чтобы ребенок заранее знал, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации. Не запугивайте детей полицией – малыш должен понимать, что люди в униформе – это первые взрослые, к которым он может обратиться за помощью
В случае, если ребенок заблудится или потеряется, против родителей будет работать и запрет на разговоры с незнакомыми людьми. Не следует забывать об этом. Поэтому, несмотря на запрет общения с посторонними, запугивать малыша ими тоже не стоит.
Ребенок должен знать, что может обратиться к взрослым за помощью, если в зоне видимости нет служащих. Разучите одну фразу: «Здравствуйте, я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме».
Контактная информация
Ребенок должен знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, их телефон. Такую информацию можно разучивать с самого раннего возраста. Ситуация, когда она может понадобиться, возможна задолго до того, как Вы сами отпустите ребенка одного. Малыш может потеряться в магазине, отстать от группы детского сада на экскурсии, выскочить или заскочить в общественный транспорт.
Как вести себя в различных ситуациях
Сесть и объяснить ребенку перед выходом из дома как вести себя во всех возможных ситуациях, с которыми он может столкнуться невозможно. Даже если предположить, что теоретически родители это сделают, такой объем информации ребенок не усвоит.
Во время прогулок обращайте внимание ребенка на те, или иные моменты. Ребята полезли на дерево – так делать не стоит, можно упасть и разбиться
Собака гуляет одна без хозяина – не надо ее дразнить и привлекать внимание, лучше замереть на месте, чем бежать.
Понаблюдать общение ребенка со сверстниками и откорректировать его поведение родители так же способны еще во время совместных прогулок. Поэтому пока Вы рядом со своим чадом старайтесь разобрать ту или иную ситуацию с точки зрения «если бы ребенок был один». Это позволит малышу заранее приобрести определенный опыт поведения в различных обстоятельствах без участия родителей.
Пока Вы рядом – предоставьте ребенку определенную свободу, понаблюдайте за ним. Первое время перед самостоятельными прогулками сын гулял уже «один», мама выходила просто «почитать во дворе». Аналогичным образом можно и первые несколько раз отпустить ребенка в школу «самого». Пройдите за ним и понаблюдайте. Это позволит родителю и несколько успокоиться, когда он убедиться, что ребенок может сам принять решение, и откорректировать его действия, если оставшись «один» малыш что-то сделал не так.
С чего начинать: правила для детей 2–5 лет
Малыши с 2 до 5 лет не бывают на улице одни. Поэтому единственная опасность, которая их подстерегает, – случайно потеряться. Такое случается почти с каждым, даже при очень ответственных и внимательных родителях. Дети настолько подвижны и импульсивны, что стоит на секунду выпустить из своей руки маленькую ручку, и малыш за считаные мгновения исчезает в неизвестном направлении.
С самого раннего возраста маленький «путешественник» должен знать, что делать, если потерялся:
- Не нужно бегать и плакать. Надо стоять на том месте, где ты обнаружил, что мамы рядом уже нет.
- Вместо или вместе с плачем нужно кричать: «Мама, я здесь!»
- Мама ищет тебя и обязательно найдет – не бойся.
- С того места, где потерялся, можно уйти только с дядей полицейским, он поможет найти маму.
- Не уходи с незнакомыми людьми, даже если они говорят, что знают, где твоя мама.
- Только дяде полицейскому можно сказать свое имя и адрес.
Не оставляй меня без присмотра!
Недопущение нахождения детей в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей
В целях обезопасить жизни несовершеннолетних детей, на территории Российской Федерации вводится положение, запрещающее детям находиться без присмотра взрослых в общественных местах в ночное время суток. Кроме того, составляется список мест, куда нельзя входить несовершеннолетним в любое время суток.
На детей какого возраста распространяются эти ограничения?
– Временные ограничения касаются детей до 16 лет. Остальные ограничения предусмотрены для несовершеннолетних (до 18 лет) детей.
В какое время суток детям нельзя находиться в общественных местах без сопровождающих?
– Большую часть года это ограничение будет действовать с 22:00 до 6:00. Летом, то есть с 1-го июня до 31-го августа, – с 23:00 до 6:00.
Кто имеет право сопровождать ребёнка после 22:00 (летом после 23:00)?
– Сопровождающими могут быть родители (или опекуны) и лица, организовавшие массовое мероприятие.
Где детям до 16 лет запрещено находиться после 22:00 (летом 23:00)?
– К таким общественным местам относятся:
1. Места массового пребывания и отдыха граждан (улицы, площади, скверы, парки, стадионы, дворы, детские площадки, спортивные площадки, пляжи)
2. Места общего пользования многоквартирных домов (лифты, подъезды, лестничные площадки, другие) и придомовые территории;
3. Городской и пригородный транспорт общего пользования, территории и помещения вокзалов, железнодорожных и автобусных станций, речных портов, аэропортов;
4. Лесопарковые зоны;
5. Кладбища;
6. Территории и помещения аптек, коммерческих объектов, предназначенных для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, развлечений, досуга, обеспечения доступа к сети «Интернет».
Кто выявляет детей, находящихся без сопровождения, и в местах, где это запрещено?
Обязанность выявлять таких детей лежит на сотрудниках ОВД и работниках организаций. Граждане имеют право самостоятельно или в составе дружин помогать правоохранительным органам в выявлении детей без присмотра.
Что происходит, когда обнаруживается ребёнок без сопровождающих в ночное время?
Если сотрудники милиции обнаруживают ночью в общественном месте ребёнка до 16 лет, будут предприняты меры по установлению его личности. Затем сотрудники свяжутся с родителями или законными представителями и передадут ребёнка им. Если связаться с родителями невозможно или если они не могут немедленно забрать ребёнка (и при этом не представляется возможности лично доставить ребёнка домой), его отправляют в органы внутренних дел. Родители имеют в распоряжении 3 часа, чтобы забрать оттуда ребёнка. По прошествии 3-х часов дети направляются в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Предусмотрен штраф законом за нахождение детей до 16 лет ночью в общественных местах.
Памятка для родителей по детской безопасности в быту
Ввиду большой занятости родителей современные дети вынуждены в некоторых случаях оставаться дома одни.
Чтобы взрослые могли быть уверены в том, что за время отсутствия с их сыном или дочерью ничего не случится, нужно:
- Следить за состоянием и исправностью электрооборудования и газовой плиты.
- Не допускать игр со спичками, зажигалками, бытовыми химикатами, колющими и режущими предметами. Такие вещи должны храниться в недоступном для детей месте.
- Запрещать включать газ, когда рядом нет взрослых. Младший школьник должен уметь пользоваться микроволновкой, чтобы подогреть себе обед.
- Исключить пребывание дошкольников дома без присмотра взрослых.
- Научить дошколенка здраво оценивать ситуацию, замечать признаки опасности (задымление, запах гари).
- Запрещать открывать дверь незнакомым людям. Какие бы предлоги ни выдвигал незваный гость, маленький член семьи должен твердо стоять на своем: «Уходите, или я вызову полицию». Если позвонить родителям, они проинструктируют, как действовать дальше.
- На видном месте в квартире оставить список номеров телефонов экстренных служб, чтобы, находясь один, дошкольник мог вызвать полицию при попытке злоумышленников проникнуть в квартиру, в случае возгорания вызвать пожарных.
Едем в общественном транспорте
«Вышла из автобуса, а малыш – не успел: двери захлопнулись, и автобус поехал дальше».
Скорее всего, добросердечные бабульки в автобусе тут же дадут знать водителю, что он невольно совершает киднеппинг. Однако всякое бывает, и это именно тот случай, когда главное правило поведения потерявшегося малыша – «стой на месте, пока я тебя не найду» – не срабатывает. Разумеется, дело мамы – запомнить номер удаляющегося транспортного средства и позвонить в милицию. А чтобы официальные лица четко знали, куда доставить непослушное чадо, нашейте на вещи ребенка бирки, на которых укажите имя, фамилию, адрес и мобильные телефоны родителей. Ведь маленький ребенок, даже приученный говорить четко свое имя, фамилию и координаты, в стрессовой ситуации может растеряться. Кстати, на одежде известных западных фирм специально предусмотрены «бирки» для координат родителей ребенка.
Если подобный казус случился в метро, нужно обязательно обратиться к дежурной по станции: она свяжется с поездом, и маленького «зайца» найдут и высадят. Нужно также внушить чаду, что он должен вести себя пассивно: если уехал в поезде он, а мама осталась – выйти на следующей станции и ждать ее там, если уехала, наоборот, мама, а он остался – ждать, не сходя с места ни под каким предлогом.
Что должен знать ребёнок перед походом на улицу?
Не ленитесь, ежедневно говорите малышу, что общаться с незнакомыми на улице опасно, не следует брать у них вещи с непонятным содержимым и провожать пожилого человека домой. Для этого полно взрослых, которые в состоянии решить проблему незадачливого прохожего. Если к ребёнку на улице применяют силу, ему, конечно, нужно громко закричать и позвать на помощь. Также строго запретите садиться в автомобиль к незнакомцам, рассказывать посторонним, где в данный момент находятся родители.
Правила дорожного движения – одно из первых знаний, которое ребёнок обязан выучить наизусть, если передвигается из пункта А в пункт В без сопровождения взрослых. Школьник должен чётко представлять, что приближается к проезжей части даже в собственном дворе.
Имена и фамилии родителей ребёнок выучил еще в детском саду. Расширить знание в этой области следует информацией об адресе постоянного места жительства и номерах телефонов мамы и папы наизусть. Эта информация может быть необходима сотрудникам полиции в случае, если малыш потеряется и у него не окажется с собой мобильного телефона.
Демонстрировать ребёнку социальный статус и уровень достатка семьи на улице тоже не стоит. Девочкам лучше не надевать ювелирные украшения и другие яркие аксессуары в то время, когда они гуляют одни. Это привлекает злоумышленников, асоциальных лиц, и может повлечь неприятные последствия. Ключ от квартиры тоже не следует вешать на всеобщее обозрение, лучше спрятать его подальше в карман.
Молния, гроза, град – школьник должен знать об опасных природных явлениях и как правильно себя вести в этих случаях. Приближаться и гладить бездомных собак тоже не стоит. Они могут быть переносчиками опасных заболеваний или просто напросто оказаться бойцовской породы, что вообще чревато трагическими событиями.
Ребёнка школьного возраста уже можно информировать о социальных заболеваниях, таких как туберкулез, ВИЧ, гепатит. И корректно объяснить, в каких случаях человек может заразиться ими.
Вести себя безопасно совсем не сложно, если ребёнок знаком с правилами с раннего возраста. Предупрежден – значит вооружен! Ведь безопасность на улице для детей должна быть превыше всего.
Об обеспечении безопасности жизни своего ребенка
Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых. Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города.
С началом зимних каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, во дворах.
Этому способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.
Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и невредимыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями:
Ø Формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
Ø Проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
Ø Решите проблему свободного времени детей;
Ø Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;
Ø Не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
Ø Чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
Ø Проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке;
Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы
Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять
Вы должны регулярно их напоминать.
Ø Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
Ø Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.
Ø Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
Ø Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
Ø Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.
Ø Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
Ø Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых нерадивые родители оставляли одних или с незнакомыми людьми.
Как родители могут учить малышей
Объясняя ребенку правила безопасности на дороге, надо учитывать его возраст. Маленькие дети лучше воспринимают новую информацию во время игры, в форме загадок и стишков.
В детском саду обязательно проводят занятия по правилам дорожного движения, и родители должны подкрепить их практическими действиями во время прогулок. С раннего возраста дети уже умеют различать цвета и способны понять, как работает светофор. Ребенок отличает стоящие и движущиеся машины, но еще не умеет оценивать расстояние до них и определять источник звука.
У детей дошкольного возраста внимание рассеивается на разные мелочи, боковое зрение не развито, реакция замедлена, поэтому переходить дорогу самостоятельно они пока не готовы. К тому же у маленьких детей нет чувства страха, они не могут распознать опасную ситуацию и принять правильное решение
Надо учитывать и тот факт, что из-за маленького роста ребенка водитель может его вовремя просто не заметить.
Правилам поведения на дороге родители должны научить своего малыша до того, как он начнет самостоятельно ходить в школу.
Для детей младшего возраста очень важен пример родителей. Психологи предупреждают, что детям свойственно подражать действиям любимых взрослых родственников. Детские инстинкты закрепляются и переходят в манеру поведения. Переходя с ребенком через дорогу, надо проговаривать все, что предстоит сделать: остановиться у края дороги, посмотреть на светофор, дождаться зеленого света, посмотреть по сторонам и убедиться, что машины остановились, идти не спеша, только по зебре. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку бежать впереди взрослого, надо всегда держать его за руку и принуждать идти спокойным шагом.
Надо учить ребенка наблюдательности. Он должен не просто смотреть по сторонам, а замечать движущиеся машины и мотоциклы, воспринимать сигнал поворота на машине, чтобы понимать, куда машина собирается ехать.
Во время поездок на общественном транспорте ребенок должен твердо усвоить, что входить и выходить можно только тогда, когда автобус или трамвай стоят на остановке. Особенно подвижным, непослушным детям надо спокойно объяснить, в чем опасность спрыгивания на ходу.
Дома, играя с машинками и куклами, можно повторять правила поведения на дороге. Провести лентами дороги, обозначить перекрестки и светофоры, расставить на дорогах машины и задавать ребенку вопросы.
- Где кукла Маша может перейти дорогу?
- Куда она должна посмотреть в первую очередь?
- На какой цвет светофора можно переходить дорогу?
Молчим с незнакомцами
Научите ребенка не разговаривать с незнакомцами – и его улыбке ничто не будет угрожать«Незнакомый дядя подошел на улице к мальчику, вступил в непринужденную беседу и предложил пойти посмотреть ежика, который поселился во-о-он в тех кустах. Или сказал, что его прислала мама, которая ждет его во-о-о-н в той машине».
Безопасность детей на улице нередко зависит от поведения ребенка, а точнее – того, научили ли вы его вести себя нужным образом с незнакомыми людьми. На улице малыша поджидает много опасностей, из которых самая пугающая – «плохие дяди», а часто и «тети». Правилам безопасного поведения с незнакомцами нужно учить с пеленок. 4-летний малыш твердо должен знать, что ни при каких обстоятельствах нельзя заговаривать с чужими людьми; что мама никогда не пришлет за ним никого постороннего; что на любые предложения нужно отвечать «нет» и убегать; что нужно держаться подальше от припаркованных машин.
Самое сложное – объяснить ребенку, от которого дома все требуют послушания взрослым, что такое послушание хорошо не всегда. Ведь незнакомец может не только заманивать, но и ругать, отчитывать за вымышленные проделки: дети в такой ситуации часто теряются, чувствуют себя виноватыми и забывают о том, что ни в «милицию», ни «домой к маме» с чужим человеком идти нельзя. Объясните, что на провокации типа «Я думал, ты уже большой, а ты у мамы разрешения спрашиваешь» поддаваться нельзя. Психологическим барьером может оказаться и крик. Дома мама постоянно талдычит: не ори! А в опасной ситуации именно крик может стать спасением – об этом малышу тоже стоит регулярно напоминать. Самое эффективное кричать не «Помогите!», а «Это не мой папа (или мама)!»
«Очень важно, чтобы с самого раннего возраста ребенок знал, что его тело принадлежит только ему, и без его согласия никто не имеет права до него дотрагиваться. Поэтому даже родителям и близким не стоит тискать малыша против его воли
Малышу нужно внушить, что без разрешения мамы никто не имеет права брать его на руки или за руку, угощать сладостями, дарить подарки. И что в ситуации, когда это делает чужой человек, допустимы все методы самообороны: можно кричать, царапаться, кусаться.
Ищем ушедшего без спроса ребенка
«Я засмотрелась на цветок и не заметила, куда ушла мама». «Я хотел напугать маму и спрятался за урну, а когда выглянул, мамы не было». «Я хотела найти русалку, про которую мне вчера говорила няня, когда мы гуляли у речки». Дети до 7 лет еще не способны контролировать свои желания и не осознают глобальных последствий своих поступков. Они никогда не убегают из дома или со двора специально: у них еще очень сильна психологическая зависимость от родителей, а у детей до 3 лет эта зависимость еще и физиологическая. Но если дома плохо, во дворе скучно, взрослого нет рядом, а маленькая и столь же неразумная подружка предлагает увлекательное приключение (например, пойти в соседний лес поискать Бабу-ягу), для ребенка это может стать мощным стимулом, который переборет всевозможные страхи: и перед самой Бабой-ягой, и перед наказанием родителей.
Наказывать ли найденыша? Это зависит от тяжести проступка. Если он потерялся случайно, не обрушивайтесь на него с карой – обнимите его, успокойтесь и помогите выразить пережитые чувства. Потом вы вернетесь к этой ситуации и устроите «разбор полетов», оценивая действия малыша. Если же, невзирая на все запреты, ребенок самовольно ушел из дома, со двора, «с того места», наказание обязательно должно соответствовать тяжести проступка – из серии «Чтоб на всю жизнь запомнил». В ходе неприятного разговора не бойтесь чрезмерно запугать малыша: «страшилки», увы, – это наша обыденная реальность. Если ребенку меньше 3 лет, объяснения не помогут: придется рассказывать страшные сказки с плохим концом, без волшебства, где героями являются реальные персонажи: маленький мальчик, злой человек. И обязательно скажите ему: «Что бы ни случилось, что бы ты ни натворил, ты мой ребенок, и дома мы сможем решить все проблемы вместе». Тогда после долгого и нервного приключения малышу будет не страшно возвращаться в объятия близких людей.
Быстро находим друг друга в толпе
«На минуточку отвлеклась – и ребенок растворился в толпе. Вот только что стоял здесь – и нету!» Такое может случиться в любом многолюдном месте – в парке аттракционов, в супермаркете: малыш потерялся. И может наделать глупостей, ведь его пугает не только его внезапное одиночество в толпе, но и то, что его будут ругать родители.
Малыш должен знать, что если он разминулся с мамой и папой, не нужно их искать – стой там, где стоишь, и жди помощи. А она обязательно придет, ведь родители поднимут на уши всех, кого только можно.
Обычно советуют объяснить ребенку, что он может обращаться к людям в форме (милиционерам, охранникам, дежурным администраторам). Однако крохе очень сложно отличить человека, наделенного полномочиями, от дорожного рабочего в спецовке. Малышу также нельзя принимать помощь обычных людей, предлагающих вместе поискать маму.
Родителям, которые делают громкое объявление по радиосвязи, нужно просить подойти малыша не к справочному бюро (которое и взрослый не найдет), а к выходу, если он один, или к любому другому приметному месту.
Если вы едете в людное место, оденьте ребенка поярче, – это поможет заметить его в толпе. Возьмите с собой его фотографию: если ребенок потеряется, вам будет что показывать окружающим людям во время поисков.