Метод условно-рефлекторных реакций
Вторая группа методов основана на использовании условно-рефлекторных реакций. Для этого предварительно необходимо выработать ориентировочную реакцию не только на звук, но и на другой раздражитель, подкрепляющий звуковой. Так, если сочетать кормление с сильным звуком (например, звонком), то через 10-12 дней сосательный рефлекс будет возникать уже только в ответ на звук.
Существуют многочисленные методики, основанные на этой закономерности, меняется лишь характер подкрепления. Иногда в качестве него используют болевые раздражители, например, звук сочетается с уколом или направлением сильной воздушной струи в лицо. Такие подкрепляющие звук раздражители вызывают оборонительную реакцию (довольно устойчивую) и используются главным образом для выявления аггравации у взрослых, но не могут быть применимы у детей из гуманных соображений. В связи с этим у детей используют модификации условно-рефлекторной методики, основанные не на оборонительной реакции, а наоборот, на положительных эмоциях и естественном интересе ребёнка. Иногда в качестве такого подкрепления используют пищу (конфеты, орехи), однако это не безвредно, особенно при большом количестве повторений, когда нужно выработать рефлексы на разные частоты. Именно поэтому такой вариант более применим для дрессированных животных в цирке. Основной метод, сейчас применяемый в клинике, – игровая аудиометрия, где в качестве подкрепления используют естественную любознательность ребёнка. В этих случаях звуковое раздражение сочетают с показом картинок, слайдов, видеофильмов, движущихся игрушек (например, железной дороги) и т.д.
Схема методики: ребёнка помещают в звукозаглушённую и изолированную камеру. На исследуемое ухо надевают наушник, соединённый с каким-либо источником звука (аудиометром). Врач и записывающая аппаратура находятся вне камеры. В начале исследования в ухо подают звуки высокой интенсивности, ребёнок их заведомо должен услышать, руку ребёнка кладут на кнопку, которую при подаче звукового сигнала нажимает мама или помощник. Через несколько упражнений ребёнок обычно усваивает, что сочетание звука с нажатием на кнопку приводит либо к смене картинок, либо к продолжению демонстрации видеофильма, иначе говоря – к продолжению игры – и уже нажимает кнопку самостоятельно при появлении звука.
Постепенно интенсивность подаваемых звуков снижается. Таким образом, условно-рефлекторные реакции дают возможность выявить:
- одностороннюю тугоухость;
- определить пороги восприятия;
- дать частотную характеристику расстройств слуховой функции.
Исследование слуха данными методами требует определённого уровня интеллекта и понимания со стороны ребёнка. Многое зависит и от умения наладить контакт с родителями, квалификации и умелого подхода к ребёнку со стороны врача. Однако все усилия оправданы тем, что уже с трёхлетнего возраста во многих случаях удаётся провести исследование слуха и получить полноценную характеристику состояния его слуховой функции.
Аппаратные обследования
Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.
Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.
Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных
Для обследования детей применяют 2 различных способа:
- исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
- акустической эмиссии (ОАЭ).
Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.
Как развивается слух у новорожденного?
Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.
Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:
- движений ручками и ножками;
- изменений мимики;
- движений глазками;
- вздрагивания или замирания.
Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.
Таблица развития слуха от рождения до 1 года
Возраст | Слуховое развитие |
До 5 недель | При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться. |
1,5-4 месяца | Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука. |
4-7 месяцев | Прислушивается, поворачивая головку к звуку. |
7-9 месяцев | Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу |
9-12 месяцев | Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона |
Отклонения в развитии слуха
Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:
- ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
- малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
- в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
- ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).
Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного
Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:
- краснуха или корь во время беременности;
- увлечение алкоголем и наркотиками;
- прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.
К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды
Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили
Не упустить шанс
– Владимир Владимирович, помните, как раньше советский лор слух проверял? Шёпотом…
– Диагностика, в ходе которой лор произносил шёпотом пациенту цифры и ждал повторения, осталась в прошлом. Раньше на основе такого шептания врач составлял так называемый слуховой паспорт пациента. Я как отоларинголог участвовал в этих комиссиях. К примеру, во Владивостоке таким способом выявлялись целые «глухие» предприятия – Дальзавод, завод «Эра», мебельная фабрика. Две третьих рабочих имели выраженные степени тугоухости. Не было средств защиты, даже элементарные беруши им не выдавали, вот и теряли слух на шумном производстве. Страдали понижением остроты слуха и звукооператоры, работники связи.
Сегодня доисторические методы обследования остались в военкоматах, отдалённых деревнях. Второе десятилетие со слухом работают аудиологи или сурдологи. Слухопротезирование, сурдология развиваются семимильными шагами. Если ребёнку не подходит слуховой аппарат, ему вживляют в улитку уха специальный кохлеарный имплант, и он начинает слышать звуки на периферическом отделе головного мозга.
– Насколько развита ранняя диагностика?
– Одна из ведущих задач, внесённая в национальный проект «Здоровье», – аудиоскрининг детей, новорождённых и первых лет жизни. Ещё в конце 80-х годов англичане создали специальные датчики, с помощью которых у малышей с рождения можно проверить слух. В Приморье эти приборы с успехом используются с 2009 года в роддомах и поликлиниках. Обычно на третий или четвёртый день после рождения медсестра проверяет ребёнку слух. При отсутствии реакции на звук малыша направляют в поликлинику, а затем в наш центр, где более детально определяется вид и степень тугоухости. По статистике, на тысячу родов в Приморье 1,5-2 ребёнка рождаются глухими. В год 25-27 малышей
И нам важно их «поймать» в этот период, чтобы своевременно провести реабилитацию – слуховым аппаратом или кохлеарной имплантацией
– Раньше так рано не выявляли?
– Было много запущенных случаев. Только в 2-3 года и даже позднее ребёнка с подозрением на тугоухость или глухоту отправляли на диагностику Москву. Врачи, дефектологи родителей утешали – мол, ничего страшного. Не было совершенной диагностики, общей настороженности. Особенно в деревнях дети росли запущенными. Реакцию на звук не всегда вовремя отслеживали, хотя это несложно. Ведь как ребёнок начинает слышать? Реагирует с первых дней: открывает глаза, поворачивает голову на громкие звуки, засыпает под мамину колыбельную, потом появляется гуление, звуки и фразы. А если нет? Надеялись, ждали чуда, что к пяти годам разговорится. В итоге дети даже с остатками слуха были упущены и пополняли специализированные интернаты.
– 25 малышей в год рождаются абсолютно глухими?
– Да, у них либо абсолютная глухота, либо 3-4-я стадия тугоухости. Оговорюсь – на оба уха, односторонняя глухота не считается проблемой в России, медкомиссии за это инвалидность не дают. Слава богу, что 94-95% глухих и слабослышащих детей имеют проблему в улитке уха, которую можно скорректировать кохлеарным имплантом. (В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, имплант передаёт электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв. – Ред.) 5% детей страдают глухотой центрального генеза, когда звук до слуховых центров в мозг не доходит. Таким малышам мы не можем помочь, они становятся претендентами на жестовую или дактильную речь.
Во Владивостоке на врачей скорой помощи накинулись с камнями
Подробнее
Молодые старички в плеере
– Какие причины приобретённой глухоты выходят на первый план?
– Это травмы, операции, инфекции: корь или краснуха, грипп, тяжёлые менингиты, асфиксия во время родов. Нам, к сожалению, приходится бороться со следствием. Причину стараемся выяснить, но в 20-30% случаях она остаётся неясна.
– А профессиональная тугоухость?
– Знаете, когда в 90-е годы закрылись предприятия, мы заметили некоторое оздоровление населения. Такой парадокс.
– Современные подростки круглосуточно сидят и ходят в плеере…
– И это плохо. Аудиологи всего мира лет 10-15 назад встревожились по поводу ношения наушников детьми и выставленным в них уровнем звука. И действительно, у молодых людей начал садиться слух. Чувствительный слуховой анализатор устаёт, его клетки отмирают. Страшна даже не сила звука, а продолжительность прослушивания плюс низкие частоты тяжёлого рока, которые особенно вредны.
В итоге мы имеем ранний пресбиакузис (частное проявление старения организма, заключающееся в возрастном снижении слуха. – Ред.). Молодые люди 30 лет слышат слабо, словно древние старички. Сами себя же глушат. Кроме того, на остроту слуха влияет экологическая обстановка, нерациональное питание, инфекционные заболевания, стресс.
– Вы согласны с тем, что среди людей с ограничениями по слуху есть и способные, талантливые?
– Действительно, в институте им. Баумана – одни светлые головы, и там много инвалидов по слуху. Они же востребованы за рубежом. Но, повторюсь, многое зависит от педагогов, а также заинтересованности родителей заниматься с такими детьми. Почему многие слабослышащие люди остаются невостребованными в обществе? Они рождаются в семьях, где несколько поколений глухих, и родители зачастую против кохлеарной имплантации. Зачем им слышащий ребёнок? И тот будет жить в своём узком мире. При этом некоторые устраиваются неплохо, умеют зарабатывать. Во всём мире договорились о свободе выбора, и желающих жить в тишине – отпустили. В обычной же семье рождение глухого ребёнка – драма. Родители переживают шок, отчаяние, а мы уговариваем, рассказываем, как дальше жить. Потом их дети отлично учится, поступают в вузы. Но сначала после операции ребёнок должен адаптироваться к богатой палитре звуков. Это колоссальная работа.
Когда ребенок начинает видеть?
Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.
Новорожденный ребенок и его зрение
На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.
Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.
Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.
Как видят новорожденные дети?
В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.
В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.
Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.
Когда ребенок начинает различать цвета?
Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).
Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.
Внимание к ребенку
Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.
Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.
Проверка слуха родителями
Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.
Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем — пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.
Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может гулить и ворковать, что дезинформирует неопытных родителей.
К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.
В какой период новорожденный ребенок начинает слышать
Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.
Во время беременности
Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.
Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.
Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.
Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.
Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша
Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит
Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.
Сразу после рождения
Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.
На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:
- дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
- поворот головы в сторону раздражителя;
- попытки установить зрительный контакт с источником шума;
- концентрация внимания и прислушивание.
Реагировать на звуки и слышать погремушку
Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.
Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.
К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки
Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы
Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром
Как развивать слух у малыша?
Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.
Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.
В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.
Ребенок, который нормально развивается, будет агукать , лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.
Любите малыша и следите за его развитием.
Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.
Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать – это происходит еще на 16 – 17 неделе беременности.
Доказано: ребенок не родился, но уже слышит
Часто задаваемые вопросы
Организации в Санкт-Петербурге, в которых можно проверить слух вашего малыша
- Детский городской сурдологический центр. ул. Есенина, дом 26, к.4. Телефон: 338-02-03 dgsc.kzdrav.gov.spb.ru
- Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет. Литовская ул., 2 Телефон: 8-950-037-51-90 или 331-00-45
- Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Бронницкая ул., 9, Телефон: 316-45-79, 495-36-71, 8-911-245-00-54
- On-line оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (возраст от рождения до 2х лет) http://usharik.ru/site/anketa2.php
Результат аудиологического скрининга
При отсутствии «эха» ни в коем случае нельзя сразу говорить о тугоухости.
Причинами отсутствия «эха» могут быть:
- наличие послеродовых масс в наружном слуховом проходе;
- заболевания среднего уха;
- наличие истинной патологии слуховой системы.
Если «эхо» не зарегистрировано, то Вашему малышу следует повторить проверку слуха в возрасте 1 мес. в поликлинике или территориальном центре реабилитации слуха.
Этапы нормального развития слуха и речи в первые 2 года жизни
Возраст | Этапы развития слуха |
---|---|
0-3 мес. | вздрагивает от громких звуков оживляется или успокаивается на голос матери |
4-5 мес. | поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, гулит с разной интонацией |
6-10 мес. | реагирует на свое имя, произносит отдельные слоги /па/, /ба/, /ма/ |
8-10 мес. | начинает произносить разные согласные, последовательности слогов начинает понимать простые слова «нет», «пока» |
10-12 мес | понимает простые просьбы (Где мама? Где мячик?) повторяет звуки и простые слова за взрослым по просьбе показывает знакомые предметы |
1 год | произносит сам первые слова, реагирует на музыку ритмичными движениями |
1.5 года | выполняет простые инструкции (стой, нельзя, дай лялю) регулярно пользуется 10 или более словами |
2 года | прибегает, когда вы зовете из соседней комнаты по просьбе показывает различные части тела использует двухсловные фразы типа «мама дай!», «киса пить» |
Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться.
Если у вас есть сомнения, хорошо ли ваш малыш слышит и понимает речь, то незамедлительно обратитесь к врачу и проверьте слух вашего ребенка.
Как проводится аудиологический скрининг
Для проверки слуха используется быстрый, безболезненный и абсолютно безопасный для здоровья малыша способ. Слух проверяется на 3-4 день после рождения ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии. Обследование проводится во сне. В ухо ребенка вставляется маленький зонд, через который подается звук. Здоровое, слышащее ушко отвечает «эхом» на этот звук.
Зачем проводится аудиологический скрининг
Первые три года жизни ребенок учится слушать и говорить. Если малыш плохо слышит, то он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого трудно научиться говорить. С глубокими потерями слуха рождается примерно 1 ребенок из 1000. В прошлые годы для такого ребенка был бы закрыт мир звуков и полноценной жизни, у него бы не было речевого общения, социальной адаптации. Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха и слухо-речевого развития слабослышащих детей.
При своевременно начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки.
Однако, программа помощи наиболее эффективна, если она начата в первые месяцы жизни малыша.
Именно поэтому все новорожденные должны пройти проверку слуха сразу после рождения.
Внутриушные модели
Такой аппарат практически незаметен в ухе, что является одной из немаловажных причин для его выбора детьми, которые часто стесняются носить слуховые аппараты. Эти модели обычно делают индивидуально для каждого пользователя. При изготовлении учитываются физиологические особенности строения уха. Но такие варианты требуют особого ухода.
Имеется рад противопоказаний к ношению. Внутриушные аппараты не рекомендуются детям, у которых имеется повышенное выделение серы, частые воспалительные заболевания наружного уха. Кроме этого, из-за быстрого роста детей, аппараты приходится часто менять. Постоянный аппарат изготавливают уже после 14 летнего возраста, когда рост существенно замедляется.
Слишком маленьким детям ношение внутриушных моделей не показано из-за узкого слухового канала. Маленькие дети очень активны и могут случайно травмировать область наружного уха. Такие аппараты можно использовать у детей 8-10 летнего возраста.
Куда обращаться при нарушении слуха
Проверкой слуха занимается сурдолог
Он сможет определить, действительно ли есть отклонения, и требуется ли малышу повышенное внимание, тем более, лечение. Сурдолог оценивает, насколько малыш плохо слышит, при необходимости подбирает слуховые аппараты и помогает решить проблемы, которые сопутствуют тугоухости
Также ребенка могут направить к лору. Он диагностирует и лечит заболевания, способные вызвать проблемы со слухом. Чаще всего провоцирующим фактором становится запущенный отит. Однако к повреждениям барабанной перепонки могут привести и мелкие предметы, которые дети способны засунуть в ухо.
Методы оценки восприятия звуков ребенком
При возникновении проблем со слуховым анализатором лучше всего обратиться к отоларингологу. С помощью определенных методик и современного оборудования лор-врач сможет установить истинную причину болезни, характер ее течения и степень запущенности.
- Тональная аудиометрия. Это самый распространенный тест на проверку слуха, который проводится с помощью специального прибора аудиометра. Данный аппарат создает чистые тона разных частот, по каждой из которых определяется минимальная громкость звукового сигнала, слышимая пациентом. По результатам исследования строится аудиограмма.
- Речевая аудиометрия. Позволяет диагностировать уровень слышимости человеческой речи. Этот тест также проводится с помощью аудиометра, через который подается определенный набор слов, а доктор отмечает, сколько из них пациент правильно услышал.
- Аудиологический скрининг. Подобная программа позволяет проверить остроту слуха у ребенка еще в роддоме. В ухо грудничка вставляется маленький наушник и замеряется ответная реакция малыша на воспроизводимые звуки.
- Исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. Проводится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове пациента. Датчики позволяютфиксировать изменения электрических импульсов головного мозга при подаче определенных звуков. Данный тест позволяет выявить не только наличие или отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации.
Слух и развитие речи — как связаны?
Слух развивается параллельно с развитием речи. И хотя до первых слов еще далеко, но малыш уже начал освоение речи. Как только он начал слышать звуки, он будет пытаться издавать их самостоятельно, сначала это будет «гуление» примерно в два месяца, а ближе к пяти месяцам это переходит в фазу более осмысленного лепета. Постепенно лепет приобретает различные эмоциональные и тоновые интонации. Малыш звуками активно выражает свои эмоции и чувства — и по отношению к родным, и по отношению к чужим людям и неодушевленным предметам, это говорит о том, что развитие речи идет правильно.
Примерно в возрасте от 8 до 10 месяцев развитие речи формирует новый этап – состав лепетных «слов» меняется, малыш начинает произносить все новые звуки, гласные и согласные, слоги, пытаясь соединять их в цепочки. Он может произносить даже сочетания слогов, похожие на первые слова — но пока не осмысленно. А вот ближе к годику появляются уже и осознанные первые простые слова. Это говорит о правильном формировании слуха и соответственно, полноценном развитии речи.